УДАЧНАЯ тема приглашает. МЫ ОТКРЫЛИСЬ!
Дорогие друзья-добряне!
Приглашаю Вас в уДачную тему. Надеюсь, она окажется удачной), найдёт свою публику, людей, которые дружат с садово-огородными делами, овощами-фруктами, цветами да прочими растишками и предпочитают отдых на свежем воздухе.
Как объясняют словари,
Да́ча — загородный дом, используемый его владельцами для проживания, отдыха, выращивания сельскохозяйственной продукции.
Немножко дачной истории:
Слово «дача» появилось в русском языке еще в начале XVIII века. Дачей называли земли, подаренные царем Петром I своим приближенным для временных строений вблизи новопостроенного Петербурга. Царские придворные жили в Москве. Ездить в Петербург часто было трудно и накладно, а царь требовал постоянного присутствия в новой столице – не на постоялых же дворах останавливаться знати! Так и появились в российском обиходе «дачи» – земли данные царем.Конечно, они совсем не напоминали дачи в современном понимании слова. Это были огромные поместья на многие сотни гектаров с капитальными строениями в духе того времени. Но слово дача вошло в обиход и закрепилось в значении «временное жилье за городом».
Более близкое к современному значение слово приобрело уже в начале XIX века, когда дачами стали называть временное (летнее) жилье за чертой города для более демократичных слоев населения. К этому времени Москва стала приобретать черты большого города: сносилась жилая застройка в виде одноэтажных частных домиков с огородами, на их месте появлялись так называемые «доходные дома», которые сдавались внаем разночинному люду: учителям, врачам, музыкантам, литераторам, приказчикам, мелким чиновникам, обедневшим дворянам. В Москве появились улицы без единого деревца. Пыль и духота стали обычными для столицы в летнюю пору. Рынки, мусор, различные «мануфактуры» тоже озона не добавляли.
Среди разночинного населения стала популярной мысль, что жизнь в ближних пригородах в летний сезон здоровее и дешевле. Переезд на дачу – съёмное жилье в ближних деревнях – в апреле-мае стал обычным делом для значительной части небогатого городского населения. Сами дачи представляли собой ветхие ненужные крестьянам строения, которые приводились в более-менее приемлемое состояние самими дачниками. 40 тысяч небогатых дворян перебирались в теплый сезон на съемные «летние резиденции» – почти четверть всего московского дворянства. Многие предприимчивые крестьяне зарабатывали на этом, строя небольшие временные деревянные хижины без всяких удобств, а также снабжая дачников продуктами, овощами, зеленью. Ведь огородами дачники не занимались.
Чем занимались горожане на дачах? Ни в коем случае не земледелием. Даже декоративные огороды (выращивание цветов) считались причудой и возлагались на прислугу. Читали, качались на качелях, гуляли, катались на лодках и купались в водоемах. Собирание грибов и ягод считалось крестьянским занятием, но можно было купить ягоды и сварить варенье. Кроме того, музицировали, пели, читали вслух, ставили театрализованные постановки и писали этюды.
Часто устраивались балы на задворках особо крупных дачных строений, да такие, что на них приезжали даже из Москвы. Молодые студенты и служащие, приглашаемые на балы для развлечения дачных барышень, натанцевавшись, зачастую отправлялись в город на своих двоих. Так дешевле, а отмахать пешком пару десятков километров было тогда делом обычным. Из-за оживленной культурной жизни на дачах «дачная жизнь» стала значительным явлением в искусстве, культуре, театральной жизни своего времени. На дачах богатых и «продвинутых», как сегодня говорят, горожан собирались знаменитые артисты, художники, актеры, музыканты. Общались, делились творческими замыслами, танцевали, а заодно пристраивали замуж дочерей — природа, романтические настроения и прочее… На подмосковных дачах были написаны многие знаменитые картины, пьесы, музыкальные произведения.
В конце XIX – начале XX вв. дачная жизнь среди городского населения обеих столиц стала чрезвычайно популярной. Вывезти семью летом за город считалось обязательным, невозможность снять дачу на летний сезон была признаком крайних материальных затруднений (надо учитывать, что съем дач и все выше написанное касалось только среднего и богатого класса – дворян, купечества и разночинцев, то есть образованной части общества). Рабочие горожане ни о каких дачах не мечтали даже. Вместе с тем в обществе шли процессы, характерные для того времени: разорение дворянства и усиление нового класса – буржуазии. У разорившихся дворян выкупались имения и усадьбы, где устраивались дачи и сдавались внаем. Именно предприимчивые люди стали строить дачные поселки под аренду, очень красивые, благоустроенные, по специальным проектам, обладающие своей инфраструктурой: парками, купальнями, мощеными дорожками для прогулок, площадками для крокета и пр. https://news.rambler.ru/other/38083218-otkuda-vzya...
Дачная жизнь того времени описана в произведениях Чехова, Бунина и других русских писателей. Естественно, не обойдена дачная тема и поэтами.
Александр Блок
Там дамы щеголяют модами,
Там всякий лицеист остер —
Над скукой дач, над огородами,
Над пылью солнечных озер.
Туда манит перстами алыми
И дачников волнует зря
Над запыленными вокзалами
Недостижимая заря.
Марина Цветаева
Мы на даче: за лугом Ока и серебрится,
Серебрится, как новый клинок.
Наша мама сегодня царица,
На головке у мамы венок.
А с Владимиром Маяковским и вовсе «Необычайное приключение» случилось летом на даче:
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Что такое дача сегодня — каждый решает сам. Для одних это витаминная зелень, свежие овощи, ягоды, фрукты, и, естественно, не всегда лёгкий труд, в результате которого эти полезные вкусности появляются на дачном столе. Для иных дача — отдых на свежем воздухе, гамачок в тени под вишней, посиделки с друзьями и родными с пивком под шашлычок. А третьи умеют и успевают гармонично сочетать и то и другое, чередуя садово-огородные работы с отдыхом на природе. Возможно, есть и четвёртые, которым дачная жизнь не интересна ни с какой стороны или которые по каким-то причинам с дачной жизнью и вовсе не знакомы.
Надеюсь, наше первое, вводное творческое задание несколько прояснит и покажет, кто есть кто)) Первое задание в уДачной теме — это возможность поделиться своими мыслями по поводу плюсов и минусов обладания этой неоднозначной недвижимостью, рассказать о своих дачных успехах и достижениях, просто о приятных моментах жизни вдали от шума городского.
А задание звучит так :
ЕСЛИ У ВАС НЕТУ... ДАЧИ
Принимаются стихи и короткая проза без ограничений в жанрах. Объём в разумных пределах). Для прозы до трёх тысяч знаков. Для стихов — 60 строк. Приветствуются иллюстрации в виде фото ваших дачных красот. А ещё очень приветствуются комментарии-отзывы на произведения товарищей по перу.
В добрый путь, друзья! Делимся своими удачными дачными творениями в комментариях к статье.
Сатиновое платье и рябиновая настойка. Что-то вроде кензелей*
( Подражая Игорю Северянину)
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По аллее олуненной Вы проходите морево…
Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,
А дорожка песочная от листвы разузорена —
Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.
В скромном платье сатиновом,
в скромном платье сатиновом
Я с бахчей возвращалась усталая, злая.
Не «Янтарной элегии» звукам внимая…
Просто очень хотелось настойки рябиновой.
Ты из клуба навстречу в рубахе атласной.
Жарко! Так пышет, как от пожара.
Капуста не кажется розой прекрасной…
Ты эстетичный такой, весь изящный.
Кажется мне, что тебе я не пара.
Всё ж с тобой на журфикс**. Я в малиновом.
Уговорил… Не ждала провокации.
Зачем подливал мне настойки рябиновой,
В любви признавался у жёлтой акации?
Лучше б домой шла я в платье сатиновом.
9.09.2021
*Кензели — оригинальная твёрдая стихотворная форма, созданная в 10-е годы XX века Игорем Северяниным. Представляет собой 15-стишие, обычно графически разделённое на 5-стишия, где 1-й стих повторяется как 8-й (центральный) и 15-й (заключительный), что создаёт «зеркальность» формы.
* *Журфи́кс (фр. jour fixe — фиксированный день) — в дореволюционной России определённый день недели в каком-либо доме, предназначенный для регулярного приёма гостей.
А стихотворение улыбнуло — написано с изящной такой иронией.
У меня нет дачи.
Это ведь удачно?
Да, весьма удачно.
Выпьем мы настойки.
Стойкой.На рябине.
И пойдём, качаясь,
Маслицем картина.
У кота есть ушки.
У ведра есть дужки.
Мы приедем в Скопин-
К скопинской ватрушке.
Спасибо, Полина, за участие.
У подружки есть дачурка –
Соток шесть,
Пёс Полкан и кошка Мурка
Тоже есть.
Грядки с луком, там, с петрушкой,
Как всегда.
Я полола их с подружкой
Иногда.
У меня же нету дачи –
Голытьба,
А домишки нет тем паче –
Не судьба.
Где же ты, моя дачурка,
Где мой дом?
Где моя большая чурка
С колуном?
Я б дрова сама колола
На ветру,
Грядки тоже бы полола,
Хоть в жару.
И бельё б в тазу стирала
С порошком,
И полы бы подметала
ВеникОм.
С коромыслом бы носилась
На горбу,
И сквозь зубы б материлась
На судьбу…
Я приехала к подружке
Отдыхать,
Только некогда болтушке
Поболтать.
Вот лежу я без сорочки
Нагишом,
Думу думаю в тенёчке
Ни о чём.
Солнцу радуюсь и лету,
Краскам дня,
И тому, что дачи нету
У меня.
Семикаракорск
17 мая 2019 г.
Поехали на дачу,
Возьмем кота в придачу,
И по утру ранехонько
Помчимся во Терехино.
Вот славная идея,
Пропела Пелагея.
В такое время года
Отличная погода.
Я в предвкушении радости,
Возьму с собою сладости,
И буду на верандочке,
А вовсе не на грядочке.
Нет, нет, моя хорошая,
Так дело не пойдет…
Там ведь трава поросшая,
Ее кто уберет?
Ах, да, трава поросшая,
И пусть себе растет.
Я ведь твоя хорошая?
Со мною будет кот.
И вот она идиллия,
На даче вся семья.
Конечно, не Сицилия…
Покос ведет Илья.
31. 07. 2025 г.
***
Зацветает шиповник в начале июня повсюду,
И цветы белоснежные — в хрупких ладонях рябин,
Вспоминать я о ласковых волнах морей все же буду,
Но свои коррективы внес в наши мечты карантин.
Лето где-то на пляжах далеких резвится и пляшет,
Я в саду загораю, здесь тоже растет виноград.
Мы устроим и здесь что-то вроде песчаного пляжа,
А из шланга польется почти ледяной водопад.
Море, ты не скучай: мы приедем, когда только сможем,
А пока огородные грядки пора поливать.
По инжирам и пальмам скучаем, конечно, мы тоже.
Непременно вернемся, приедем, обнимем опять.
2020 г.
Кстати, с площадкой для игры в крокет).
Из цикла «Дачная жизнь»
Соток пять, не больше, дача:
минидомик и сарай,
где хозяин на ночь прячет
свой садовый инвентарь;
сад из яблони и груши,
трёх смородинных кустов,
двух крыжовенных колючих
и в тени, под грушей стол;
огород: чесночья грядка,
парничок для огурцов
и с морковью всё в порядке,
семь картофельных концов,
а для перцев и томатов
есть тепличка в полный рост,
лук, капуста, крессалаты,
щавельку недлинный хвост…
Но а главное не это.
Не крыжовник и морковь.
Здесь раздолье для поэта,
Здесь ромашкина любовь.
За картошкой, у забора,
на хозяйском цветнике
жил цветок с простым узором
на изящном стебельке.
Бело-солнечной ромашке
было скучно здесь одной,
ведь за яркостью рубашек
не нашлось души родной.
Но однажды за забором,
за сосновою доской,
над зелёным пыльным вздором,
что с весны стоит стеной,
гордо вскинул к небу свечку
фиолетовый люпин —
статью, цветом безупречен,
как в курятнике павлин.
И ромашка погадала
на своих же лепестках, —
поняла, что увидала
своё счастье в двух шагах…
Дальше было что — не знаю…
Дни тонули в море дел:
огород, ремонт сарая —
отпуск быстро пролетел,
пролетели лето, осень,
чуть помедленней зима,
промелькнула яркой гостьей
долго жданная весна…
И пришло июнем лето,
и ромашка расцвела…
Я уже писал об этом…
Ну, пока! Пойду! Дела!
Прекрасные летнего раннего утра часы.
Мой сад не проснулся, окутанный нежною дрёмой.
У края туманной — над самой землёй — полосы,
готового таять и вмиг ускользнуть окоёма,
согнулись травинки под тяжестью влаги- росы.
Макушки деревьев окрашены розовым светом.
На грядке клубника свои расправляет усы…
И день принимает у ночи свою эстафету.
По росной траве пробежать босиком? А легко!
Прохлады набрать про запас — день «одарит» жарою!
Вот чистое небо прошили стежки облаков,
но редкие, солнца палящего точно не скроют.
Вот первые пчёлы с цветов собирают нектар,
пыльцу осыпая легко и совсем незаметно…
Прекрасные раннего утра часы — Божий дар.
Душа, принимая его, благодарна ответно.
*****