Третье погружение: памяти Сергея Гора

Баловался ритмом, рифмой грешен,
С ямбом и хореем был не дружен.
Кем-то грубо мой язык подвешен,
Но другой и даром мне не нужен
(С. Гор).
Так случилось, что за всеми треволнениями и разного рода проблемами этого непростого года я только первого мая узнала о том, что Сергей Гор (Сергей Алексеевич Горкин) в феврале 2022-го покинул этот мир для лучшего из миров… Мне стало очень грустно и захотелось посвятить этому талантливому автору и человеку хотя бы несколько строк. Пусть для знавших его они послужат лишним напоминанием о его творчестве. А для людей с ним незнакомых — поводом обратиться к его стихам и прозе.
Бывают люди, с которыми ты вроде бы давно и прочно знаком, но при этом все равно не чувствуешь ни духовной, ни душевной близости. Бывают люди, про которых ты сразу — несмотря на колоссальную разницу возраста, жизненного опыта и прочие разъединяющие обстоятельства — чувствуешь: «свой». Таким «своим» человеком, мудрым и ироничным собеседником, ненавязчивым учителем я всегда считала Сергея Гора. В первые же дни своего пребывания на сайте МСП им. св. Кирилла и Мефодия, на одном дыхании прочтя его где-то смешные и легкие, а где-то — философские и внутренне драматичные стихи, проникнувшись его жизненными и живыми рассказами, обрадовалась виртуальному знакомству. Опытный журналист, поэт и прозаик, Сергей Алексеевич пришел в гуманитарную профессию из технической сферы: «Никогда в голову не приходила мысль стать писателем, поэтом или журналистом. Больше увлекали техника и спорт. Поэтому и диплом технаря». Профессиональная трансформация произошла в далекие 90-е годы. И то, что поначалу казалось простой случайностью, точнее — действием, продиктованным «меркантильным интересом» (на основной работе перестали платить зарплату), на деле оказалось судьбой.
Много всего вместила в себя его богатая на события и впечатления жизнь: работу в газетах и журналах, написание художественных и публицистических произведений, творческие встречи, административную деятельность… Сергей Гор – автор книг «Канал 1937 – 2007», «Обратная сторона Дубны», «Ты и я», «Чего-нибудь и прочее», «Текущее время», «В манере шалостей невинных». Как журналист печатался в «Аргументах и фактах», «Южной Пальмире», в изданиях «Вести Дубны», «Площадь мира», «Дубненские известия», «Дубненское наследие». Активно участвовал в деятельности различных литературных союзов и организаций, в частности «Писателей за добро». Последние несколько лет был председателем Оргкомитета «Есенинского праздника поэзии», проходящего в подмосковном наукограде. Не только его статьи, но и стихи нередко поднимают сложные социальные вопросы, но не звучат при этом безысходно, напротив — дают надежду на будущее.
«Первое погружение — в мечты, второе — в воспоминания», — такую афористичную фразу собственного сочинения любил повторять Сергей. Но, как мне кажется, наряду с этими двумя погружениями, существует и третье — когда мы пристально вглядываемся в момент «здесь и сейчас». Ведь, когда читаешь по-настоящему хорошие тексты, то и их автора воспринимаешь в настоящем времени — живущим, действующим, созидательным. И пусть так оно и будет. И сегодня, и впредь.
Испытывая глубокую грусть, я вместе с тем радуюсь тому, что мне довелось, пусть и исключительно в виртуальном пространстве, общаться с Сергеем, что он, всегда позитивно воспринимавший новых людей, идеи и форматы, принял участие в недавно изданном «Ежедневнике вдохновений». Я горжусь тем, что Сергей написал пародию на один из моих стихов, ведь на плохие строки, как я успела заметить, поэт в своих дружеских пародиях не отзывался. И… я очень сожалею о том, что упустила возможность реальной встречи со столь многогранной личностью — так и не поучаствовала в Есенинском поэтическом празднике в 2021-м году, хотя собиралась. Прошлым летом мне показалось, что у меня и так полно дел. С искренней наивностью я полагала, что и в следующем году успею посетить и Дубну, и поэтические чтения. Но… все нужно делать вовремя. Как часто я, увы, об этом забываю!.. Вот так Сергей Гор — не только замечательный поэт, прозаик и журналист, но и умный и душевно тонкий человек — преподнес мне напоследок, сам о том не подозревая, столь важный урок своевременности.
Ниже приведу, безо всяких комментариев, несколько любимых мною стихов поэта. Именно их мне захотелось сегодня перечитать. Они, будучи очень разными по тональности, равно точно попадают в душу.
«Россиятельнейшая»
На холме зелёном старая церквушка,
Стёршаяся паперть, древняя старушка.
Нищая, убогая, и рука корявая.
Раньше была левая, а теперь вот правая.
Бело-сине красный носит мать салоп
И тайком от паствы осеняет лоб.
Говорят, что нищие сказочно богаты,
Мол, внутри сокровища, а поверх заплаты.
Богомольцам здешним очень жаль старушку.
Капать слёзкам медным в жестяную кружку.
Воздадим ей малость, не с корысти лжёт,
А иначе жалость душу нам сожжёт.
Все здесь нынче свято — выстраданный рай.
Тюрьмами богатый захолустный край.
Здесь печные трубы — вехами разрух.
Черным красит губы время у старух.
Сняты с храма двери, купол без креста...
Нынче в Бога верит лишь один из ста.
В небе херувимы наблюдают, как
Ищет на руинах веру старый дьяк.
Ходим все под Богом, как живой компост.
А помрём — дорога прямо на погост.
По переселенцам с ближних деревень
На погосте плачет пьяная сирень.
Берега в тумане, речка в никуда.
И течёт сквозь пальцы время как вода.
К заповедному
Ни к чему чужие палестины,
Мне б в село, где пруд и сеновал,
Где у церкви тонкий стан рябины
Дуб могучей ветвью обнимал.
Мне туда, где со святой иконы,
Что с поры неведомой висит,
Поглядит Господь недоумённо,
Будто спросит: ты ли, блудный сын?
Здесь теперь большие перемены,
Здесь опять "дают стране угля".
Так, что от стыда краснеют стены
Древнего российского Кремля.
Здесь всё просто — на кол, или дыба.
Проще — пуля или нож в спине.
Не велик, однако, нынче выбор
У людей в своей родной стране.
Память стёрла след о старых ранах,
Не скулит мятежная душа.
Счастье я искал в далёких странах,
Но его там нету ни шиша.
Попрошу спасительного шанса,
Прах стряхнув с отяжелевших ног:
Дай, Господь, мне время надышаться
Пылью от не пройденных дорог?
***
Ни соринки на полу некрашеном,
Стол накрыт, постелена кровать.
Ничего на свете нам не страшно,
Страшно только веру потерять.
Уважаю
Облаков очарованный
Плавным движеньем,
С высочайшим я к ним
Отношусь уваженьем.
Кругозор свой порой
До травинки сужаю,
И росинки на ней
Я до слез уважаю.
Наблюдая за вечным
Потока движеньем,
Проникаюсь глубоким
К реке уваженьем.
Говоря о любви
Голос свой понижаю
Я тебя уважа…
Нет не то. Обожаю!
Солнечная лужайка
Когда от прошлого щемящая тоска,
А в будущем вообще ни зги не вижу,
Я пистолет не грею у виска,
Не пью вина и не читаю книжек.
Тогда я рифм красивых не пишу
И прозой сути жизнь не отражаю.
Я смысл существования ищу
В объятьях тёплых, солнечных лужаек.
Среди стрекоз, ромашек и цикад,
Своим порокам и страстям в угоду,
Я нежно пью малиновый закат,
Целую жадно ключевую воду
(С. Гор).
Светлая память. Пока помним, живы.
Лен, спасибо.
Сергея совсем немного знаю по его произведениям и статьям здесь.
Светлая память…
Я лично не была с ним знакома. больше по общению в клубе. Меня с самого начала поразила душевность и открытость этого человека, его готовность прийти на помощь, сделать доброе дело. Он сразу же без уговоров согласился участвовать в рубрике «Приглашает автор», меньше, чем за три недели подготовил материал и 12.02.2021года стал гостем рубрики, интересным собеседником, душой компании. Щедро делился своими знаниями, мог любой острый момент сгладить доброй шуткой, умным словом. Вёл активнейшую общественную и журналистскую работу. Его произведения были мудры и шутливы, лиричны и патриотичны, они свидетельствовали о его глубокой любви и неравнодушии к судьбе России и её людям, к красоте природы родного края, к стихам её великих поэтов.
Как Сергей всегда горячо принимал участие в рубрике, когда гостями были товарищи по клубу, и всем было дорого его внимание и поддержка.
Он был щедр душой и искренен, что сейчас, в наше время, особенно ценно. Не верится, что теперь только на фото и в записи можно увидеть его смеющийся взгляд из-под козырька кепки, увидеть улыбку.
Светлый был человек и оставил о себе светлую, добрую память. Спасибо ему. Ушёл солнечный Человек, но своё тепло оставил нам.
Спасибо всем, кто его помнит.
Очень интересным, эмоциональным вышло у нас и обсуждение его произведения в рубрике Рецензии, много рассказавшее о самом авторе.
Сергей был одним из организаторов прекрасного есенинского праздника, у меня, как у участника, есть благодарность с подписью Сергея Гора, она мне дорога. Был необыкновенно лёгок и открыт в общении. Светлая память хорошему человеку, прекрасному автору, замечательному товарищу.
…
И… к слову о пунктуальности Сергея, о которой Вы ранее упоминали. Это, видимо, профессиональная черта: «Жив ты или помер, а заметку в номер»
Действительно, внутренняя свобода как-то органично у Сергея Гора уживалась с многочисленными внешними обязательствами, с ответственностью и пунктуальностью.
У меня на память о Сергее комментарии к моим произведениям, а также пародия на одно из моих стихотворений, что я считаю для себя честью. pisateli-za-dobro.com/maskerad.html
Сейчас, открыв наугад Ежедневник, мне попалось такое четверостишие Сергея Гора:
«Удача, счастье и любовь
Рассыпаны по крохам.
Что наша жизнь? Короткий миг
Меж выдохом и вдохом».
Вот уж и впрямь…
***
Пародия замечательная. И стих, на которую она написана, весьма хорош!