Сохранение культурного наследия. Творчество. Знакомство с участниками
Сегодня хотим подробнее познакомить вас с лауреатами этой номинации и их работами.
Впервые Международный союз писателей им. Св.св. Кирилла и Мефодия в рамках литературно-музыкального конкурса – фестиваля «Славянское слово 2024» учредил Премию имени Степана Писахова, русского писателя, сказочника, этнографа и художника, 145-летие со дня рождения которого отмечается в этом году.
Специальная номинация 2024 года «Сохранение культурного наследия» включает поэтические и прозаические произведения, раскрывающие тему необходимости защиты и сохранения архитектурных сооружений, памятников искусства и литературы, религиозных объектов, традиций и обычаев народов мира.
Характерной чертой 21 века является стремительное развитие технологий, искусственного интеллекта, проникающего во все сферы жизни, включая культуру. Процессы глобализации, охватившие все страны и континенты, ведут к исчезновению как объектов материального наследия человечества, так и его нематериальной составляющей –народных традиций, навыков, ремёсел, обрядов и даже языка.
В альманахе конкурсной серии «Славянское слово» авторы – финалисты фестиваля из разных стран (России, Казахстана, Болгарии, Израиля) в стихах и прозе представили свой взгляд на проблему сохранения и возрождения многогранных пластов культурного наследия. Это и колоритное использование народных говоров в современной поэзии (Ольга Завьялова), и пример защиты православных памятников (Николай Зайцев, «Церковь»), и обращение к шедеврам живописи и архитектуры, как к носителям вечного культурного кода (Татьяна Максимюк, Татьяна Рудная, Алексей Весёлкин), к судьбе своего рода как к отражению исторических процессов (Людмила Чеботарёва, «Вишнёвое варенье без косточек»).
ГОВОР СЕВЕРНЫЙ (Ольга Завьялова, обладатель Гран при в этой номинации)
Это видно по судьбе
было дадено -
Словно слышать в темноте
голос прадеда,
повторять его слова
неизбитые,
различимые едва,
подзабытые.
Та говоря — в радость мне,
речь поморская,
словно выловить в тонЕ*
жемчуг горсткою.
Насвистел её ли птах
в упоении,
соловецкий ли монах
в песнопении
повторял мне те слова
старопрежние,
коим вторила молва
тихо, бережно.
Сам Господь благословил
с верой ангельской,
к поднебесью возносил
над Архангельском.
Из сказаний да былин
к нам сошедшие,
жаль что мы их не храним -
видно, легче так.
Те слова, что купола,
позолочены.
Нонь другая речь мила
заволочанам:
Всё на англицкий манер,
а не скверно ли?
Стал убог, донельзя сер
говор северной.
Татьяна Максимюк
«Текие Авган-Мухаммед-султана».
По бескрайнему окскому берегу
Расстелился орнамент Касимова.
На окраине древнего города
Мнемозина стирается вдребезги,
Снова рушится кладка родимая,
И табличка над входом расколота.
Усыпальница гибнет татарская,
Возвышаясь над степью безмолвною.
Затянулось всё пылью да мятликом.
Как же терпит землица рязанская,
Что Всевышний судьбою прискорбною
Наделил ту гробницу?.. Над сандриком
Изразцы красовались узорные,
А кирпич уподоблен был мрамору.
Но сегодня – лишь стены облезлые
Да гробы, всё ещё беспризорные.
Скрыт портал в погребальную камеру,
А на окнах – решётки железные...
Проблему исчезающих исторических зданий, усадеб и целых городов поднимает в своих строках Галина Щербова. Бережное отношение к сохранению поэзии на языках малых народов России демонстрирует Наталья Иванова в переводах Расула Гамзатова. О значении артефактов в изучении истории и культуры рассказывает болгарская писательница Диана Фортунова («Предсказано по лошадиной кости»). А литературовед и публицист Геннадий Муриков обращается к творческому наследию незаслуженно забытых представителей Серебряного века Леонида Андреева и Георгия Чулкова.
Наталья Иванова — перевод стихотворения Расула Гамзатова
В окне пуржит, светает во дворе.
Открыл дневник: зима, зима, зима…
Курлычу журавлями в декабре,
К ним вижу путь короткого письма.
Аварский алфавит от А до Ша
Четырежды меняли, как коня.
Листаю календарь, и неспеша,
Срываю лист последний сентября.
Года мои, как башни горской честь
Из тысячи камней слагали жизнь.
Могучих волн судьбы не перечесть,
Теперь же льдина твёрдая лежит.
Зима быкам покроет льдом рога,
Я не готов, мне осень дорога.
Надеемся, нашим авторам удалось показать, что культурное наследие – это главный способ существования культуры, её основа, которая остаётся для будущих поколений как источник смыслов и ценностей полноценной жизни.
Тема сохранения культурного наследия вызвала большой отклик не только у писателей. Представители самых разных творческих профессий высказали желание принять участие в фестивале «Славянское слово», чтобы показать многообразие традиций в прикладном творчестве, музыке и живописи. В связи с этим оргкомитет VII международного литературно-музыкального фестиваля «Славянское слово 2024» принял решение учредить подноминацию «Музыкальное, песенное и прикладное творчество».
В финал этой подноминации вышли художники, музыканты, мастера, развивающие различные виды ремёсел. Расскажем немного о каждом из них и представим некоторые работы.
Алексей Весёлкин (Суздаль, Россия), член Союза художников России, действительный член Российской Академии Народного Искусства России, представил на конкурс панно в технике горячей эмаль (медь, дерево, бронза), которые использованы для обложек альманахов серии «Славянское слово»;
Владислав Бочаров (Красногорск, Россия) участвует в конкурсе с тремя видами прикладного творчества. Это фигурки персонажей русского сказочного фольклора в технике резьбы по дереву, графические работы и макеты действующих храмов из дерева и пенопласта в масштабе 1:100;
Карина Жакова (Брянск, Россия) представила картины из бисера, выполненные в технике игольчатого, петельного, французского плетения, олицетворяют красоту и гармонию родного края, Руси. Такие картины могут служить тактильным пособием для незрячих и слепоглухих людей в ознакомлении с природой;
Людмила Макарина, поэтесса (Красногорск, Россия), лауреат предыдущего конкурса «Славянское слово» в номинации «Песенная поэзия», на этот раз выступает как художник и представляет картины, на которых запечатлены пейзажи и храмы России, усадьбы Подмосковья, морские пейзажи (масло, холст);
Ансамбль гусляров «Творческие люди» под руководством Ермолаевой Анастасии Игоревны (Нахабино, Россия) знакомит нас с древнейшим струнным музыкальным инструментом, чья история насчитывает более 1500 лет. Но и сегодня этот народный инструмент звучит современно и любим народом;
Лариса Пигарева (Нахабино, Россия), олицетворяет два творческих направления. Как композитор и исполнитель, она представляет романс, посвященный художнице Серебряного века Марии Якунчиковой – Вебер (его можно послушать в прикрепленном к статье файле), а как художник — пейзажи, выполненные в технике масляной живописи;
Галина Дроздова (Россия — Болгария) – мастер – кукольник, специально для фестиваля создала коллекцию мягких игрушек «Родина» с использованием традиционных народных мотивов (Павлово-Посадские платки, хохлома и т.д.);
Татьяна Дыхан (Украина – Болгария) изготавливает авторские народные куклы в другой технике, используя нитки и спицы;
Георгий Костин (Москва, Россия), писатель и профессиональный фотохудожник, представил серию фотоживописных работ «Арбат, отраженный в весенних лужах»;
София Ивашкина (Сергиев Посад, Россия) продолжает музыкальное направление подноминации с авторской песенной композицией «Гой Еси — Силу Света Неси», в которой в стиле фолк запечатлены образы древней Руси;
Елена Евтушенко (Болгария), дизайнер и стилист, представила коллекцию авторских костюмов «Возрожденная красота";
Тошко Вачев (Болгария), художник – иконописец, принимает участие в конкурсе с авторскими иконами, выполненными по традиционным православным канонам (дерево, темпера, металл, золочение).
Это верно.
По судьбе было дадено.
Так и слышишь в темноте
Голос прадеда.
Повторяшь втихаря, вслух, забытое.
Ендова вон стоит, недопитая.
Говорок хоть похож,
Да есть разница!
Море Бело с теплом.
Или блазнится?
Соловки твои нонь возрожденные.
И дороги туды проторённые.
Да, баскушши, видать, вы, поморочки!
А по низу сорочки-оборочки.
Так-то ладно, дела
Неплохинские.
Гли-ко чё, вон лодья!
Знамо, двинские.
_______
25.09.24
Заставили попереживать-поплакать.Эки молодцы! Очень пронзили Ольга Завьялова, Алексей Весёлкин, Карина Жакова( живые цветы! Как камея!), Лариса Пигарева( чисто лермонтовский домик), Нахабино, говорите? А я увидела свою родину малую, приметила пейзаж еще при общем обзоре финала.Ели-то как есть наши.Галина Дроздова, Лариса Макарина, сочные цвета иконописца Тошко Вачева.Арбат Георгия.… Таланты.
От Сергиева Посада участвовала ещё одна конкурсантка. Это особенно порадовало.