Легко ли сочинить басню?
Уважаемые авторы литературного клуба «Писатели за Добро!»
Приглашаю вас к творческому перу. На повестке дня — сочинение басни.
Для тех, кто хочет себя проявить в этом жанре, предлагаю этот практикум.
Напомню, что басня довольно древний и распространенный жанр в художественной литературе, начиная со времен Эзопа (6 век до нашей эры) и кончая нашими днями.
К этому жанру прибегали также многие известные поэты и писатели разных стран: древнеримский поэт Гораций, французский писатель Жан де Лафонтен, немецкий поэт Лессинг, русский поэт Сумароков, И. К. Крылов – баснописец (очень люблю его басни!), К. Прутков, Д. Бедный (тоже классные), С. Михалков (наш современник)…
Басня — это короткое аллегорическое произведение, обычно с нравоучительным заключением. Действующими лицами, как правило, выступают животные, растения, предметы. Классическая басня начинается или заканчивается моралью — выводом, поучением, где объясняется смысл басни. Басня — это короткий рассказ, в котором каждый элемент — действующие лица, декорации и сами действия — способствуют тому, чтобы читатель извлек ценный урок.
Басня вполне может быть написана и без рифмы, но чаще всего стихотворная форма лучше воспринимается слушателем, чем обычная проза.
1. Содержание басни
Выберите мораль. Поскольку мораль — это суть басни, перед тем как приступить к ее написанию, определите ее мораль. Читатель должен вынести важный нравственный урок, прочитав вашу басню. Кроме того учтите, что выбранное вами нравоучительное заключение должно затрагивать многих людей.
Определите, какую проблему (конфликт) или распространенную жизненную ситуацию вы будете освящать в своей басне. Нравоучительное заключение должно быть решением этой проблемы.
Поскольку вам необходимо преподать ценный нравственный урок, выбранная вами проблема должна касаться многих людей.
Например, в басне Эзопа «Черепаха и Заяц» с первых строк читатель понимает, в чем состоит конфликт, когда узнает о том, что два персонажа решают устроить соревнование.
Определите, кто будет главным героем вашей басни. Подумайте о том, какой должна быть личность главного героя, он должен иметь возможность понять ваше моральное наставление.
Определите типы персонажей. Выбирая персонажа, подумайте о том, какими чертами характерами он отличается от природы.
Выберите обстановку. Подумайте о месте, где будут происходить события? Как и в случае с конфликтом, выберите обстановку, которая будет понятна и интересна читателю.
Подумайте о развязке конфликта или проблемы. Развязка должна быть интересна читателю, а также быть связана с основными персонажами, их отношениями и местом, где происходят события.
2. Написание басни
Составьте план. Когда вы наметите основные моменты истории, поэтапно начните описывать каждый.
Опишите сюжет. Опишите конфликт между персонажами достаточно подробно, чтобы суть проблемы была понятна читателю. Кроме того, читателю должно быть интересно, каким образом конфликт будет разрешен.
Составьте диалог. Хорошо составленный диалог покажет читателю, какими чертами характера обладает ваш главный герой. Если вы правильно составили диалог, не будет необходимости указывать отличительные черты вашего персонажа — читатель сам поймет это из вашего диалога.
Напишите разрешение конфликта. После того как вы опишете персонажей и конфликт, переходите к его разрешению.
Сформулируйте мораль. Когда сюжет басни будет завершен, сформулируйте нравоучительное заключение.
В баснях, мораль, как правило, излагается в одном содержательном предложении.
Придумайте название. Название должно быть связано с общим содержанием басни, а также должно быть интересным, чтобы привлечь внимание читателя.
3. Редактирование басни
Прочитайте свою басню. Прочитайте басню от начала до конца и убедитесь, что все части согласуются друг с другом.
Уделите особое внимание сложным местам. Однако помните, что басня — это простой лаконичный рассказ, поэтому избегайте сложных запутанных фраз.
Убедитесь, что каждая часть — место, где происходят события, персонажи, конфликт, его разрешение и мораль — четко определены и понятны читателю.
Теперь вы можете поделиться своим произведением с другими
Итак…
Басня «Кот и Крот»
Во дворе, где много места, Крот незваный появился.
До того обосновался, позабыл про честь, зазнался,
Понарыл он кучи глины, прыг туда и прыг сюда.
Вот уже и по малине роет… дальше — хуже некуда.
Кот ужасно огорчился, не на шутку разозлился:
— Это что еще за ямы? Кто их смело так нарыл?
Кто тут нагло поселился?.. и по — дикому завыл:
— Слышь, Кротяра, вон отсюда! Что ты вздумал «здеся» жить?
Я тебя в два счета, харя, проучу землицу рыть!
— Ты поймай меня сначала, рыжеватая Котяра, а потом уж говори!
На — ка, на — ка, выкуси-и-и! И я вовсе и не «харя»…
Я себе всего лишь Крот! И не затыкай мне рот!
— А-а-а! Ты вздумал мне перечить? Ты — непрошенный здесь гость.
И в тебе засела злость. Кто ты? Крот… бродяга… пришлый…
А я — Кот домашний, слышь, ты? Убирайся, чуждый. Кыш!
Крот в ответ лишь рассмеялся, прыгнул в яму, там и остался.
Кот безумно с ног сорвался и за ним было погнался.
— Это он мне говорит? Погоди – ка же, бандит!
И себе вовек поклялся — изловить крота — нахальца,
Что так нагленько смеялся и его не побоялся.
Много раз Кот караулил и таился, и скрывался,
Только Крот уж очень рьяно обходил его капканы,
Роя новые все ямы, подрывая вновь бурьяны.
Но однажды, в ясный день, Кот залег за старый пень.
Долго — долго так лежал, не дышал и не моргал,
Мимо мух лишь пропускал и все ждал его и ждал.
Крот, уверенный в себе, позабыв вдруг о беде,
Вырыл яму, что у пня, посреди того же дня…
Подустав, он прыг на пень… Вот так не задался день!
Кот с размаху на него… и Кроту не повезло…
В общем, пойман, наконец, был бессовестный наглец.
Мораль сей басни такова:
Не пакости в чужом двору,
А коль пришел, то по — добру,
Приемли правила его,
Да не накличь себе беду…
( А что касается Крота,
Так не послушал он Кота )…
5/ 04/ 2018 год
Я попробую басню сочинить…
КОЗЁЛ КОЗЛА ЗАСТУКАЛ В ОГОРОДЕ
Козёл козла застукал в огороде.
— Гляжу я, брат, тропу ты натоптал!
— и как — то водится в народе,
давай кричать ему: «Нахал!
Хрустишь капустой здесь, средь грядок!
Меня, конечно, не спросил!
Ты до добра чужого падок! –
рогами грозно погрозил!
Сцепились словно на мосточке.
Трещали всюду кочаны!
Козлы хотят расставить точки
не чуя собственной вины!..
Летали колья от оградок!
Летело эхо их войны!
Полкан решил навесть порядок
средь тех козлов, что столь вредны!
Среди народа есть молва:
когда не сеял и не клал,
мораль сей басни такова,
слывёшь вором ты, коль украл!
КОЗЁЛ КОЗЛА ЗАСТУКАЛ В ОГОРОДЕ
Козёл козла застукал в огороде.
— Гляжу я, брат, тропу ты натоптал!
— и как — то водится в народе,
давай кричать ему: «Нахал!
Хрустишь капустой здесь, средь грядок!
Меня, конечно, не спросил!
Ты до добра чужого падок! –
рогами грозно погрозил!
Притих помладше тот, что был,
но так любил чужу капусту!
— Ты, брат, уйми, давай, свой пыл,-
не дрогнул, даже, его мускул!
Сцепились словно на мосточке.
Трещали всюду кочаны!
Козлы хотят расставить точки
не чуя собственной вины!..
Летали колья от оградок!
Летело эхо их войны!
Полкан решил навесть порядок
средь тех козлов, что столь вредны!
Среди народа есть молва:
когда не сеял и не клал,
мораль сей басни такова,
слывёшь вором ты, коль украл!
08.09.2024.
Так как основная цель басни — нравоучение, мораль, то в самом тексте всё должно быть безупречно. Поэтому, мне кажется, в приведенном выше примере обилие просторечий и сниженной лексики, а также проблемы с рифмой работают против основной цели басни. Возможно, я не права, так как басни не пишу))
С удовольствием почитаю эксперименты наших авторов в этом жанре.
У нас даже была такая номинация раньше на «Славянском слове», помнится, Татьяна Юдина писала хорошие басни.
А на сайте сейчас этот жанр представлен стихами А. Посохова.
Вот что получилось:
Муха и паук
Вещала муха пауку,
Мол паутина не к добру,
Не по феншую, не искустно,
Как плесень, от которой грустно,
При этом в воздухе кружась
Жужжала, весело смеясь.
—Ты сплел бы лучше два крыла,
Летал бы весело, как я!
А сколько вкусностей кругом- увидел бы покинув дом!
В траве вон яблочко с гнильцой,
навоза куча, где нас рой. Деликатесов пруд пруди,
Жаль, что не можешь отойти…
И муха, ну как хохотать,
Над паутиною летать.
Ну, а паук всё плёл, да плёл
—… Ой, ой, жжи-жи— и счёты свёл.
Мораль сей басни такова—
У каждого своя игра.
08.09.2024
Зелёный добродушный крокодил
Жил в Африке, купался в океане,
Порой грустил, что он совсем один,
И жаловался крокодильей маме,
Мол, он зубаст, боятся с ним играть:
Ещё укусит, коль без настроенья.
Старалась успокоить сына мать,
Мечтала, чтоб он брал уроки пенья.
Поющий крокодил – вот это да!
А оперный певец – такая редкость!
Талант – дар Божий, только вот беда –
Порой он зависть вызывает, ревность
К себе, да и к успеху, ко всему,
Что делает жизнь радостней и ярче.
Завистникам – их скудному уму –
Важней – как его выжав, стать богаче.
А крокодилу нравился балет,
(Кобылы сивой бред и не иначе)
О нём мечтал он с ранних юных лет,
И представлял себя на сцене в пачке.
Старался сделать фуэте, батман,
Гордиться, думал, будет им маман.
Пуанты себе тайно приобрёл!
Но мать сказала: «Ты, мой сын — осёл!
Хотела, чтоб прославил ты меня,
Надежды ты мои разбил, свинья!»
Увы, не все сбываются мечты,
У жизни есть шипы, не только розы.
И крокодил с утра до темноты
Льёт от обиды крокодильи слёзы.
Когда — то заяц во хмелю
В лесу хвалиться начал всем:
Да что мне волк?! Я захочу —
Медведя разорву и съем.
Поверьте, я совсем не трус,
Вот отдохну и разберусь.
И завалился заяц спать
В траву, как в мягкую кровать.
Покуда заяц отдыхал,
Шум поднялся: каков нахал!
К чинам почтения уж нет,
Медведь, глянь, не авторитет.
Другие — правильно! — кричат —
Жену накормит и зайчат.
До волка этот слух дошёл,
Сказал волк: этакий козёл
Наш заяц. Погоди, косой,
Вот встретим мы тебя с лисой,
Другую песню запоёшь.
Каков гигант, едрёна вошь!
Ну, заяц, зацепил меня,
Возмущена моя родня!
И щелкнул волк зубами зло.
Медведю меньше повезло:
Как услыхал то, что хотят
На сотню мелких медвежат,
Прям в клочья растерзать его,
Медведя брюхо подвело,
До ночи просидел в кустах —
Порою друг врагу наш страх.
Потом решил (на всякий случай):
Бог с ним, с косым, в лесу дремучем
Найду укромную берлогу,
Другую протопчу дорогу…
Оно ведь часто как бывает –
Слабак, а ишь что замышляет.
Быть может, наболтал он спьяна,
(Не стать бы жертвою обмана):
А ну как лев ему родня?!
И вправду разорвут меня.
Бывало в жизни (и немало),
Что трусость силу побеждала,
Ведь ходит истина по свету:
Язык страшнее пистолета!
У Вас наступают горячие деньки, удачи Вам и радости!
Муравей шёл в гости к Стрекозе.
Лето, время позднее уже,
Но что делать – отказать не смог:
Дама пригласила « на пирог».
На столе дымился самовар,
В рюмочках благоухал нектар,
В чашках тонкого фарфора чай с лимоном.
Муравей был в Стрекозу влюблённый.
А она, напудрив носик свой,
Медленно качала головой,
Глазки свои томно прикрывала,
Крыльями изящно трепетала.
Думала – в мужья он не годится,
Ведь моя мечта – найти бы принца,
Да со временем стать королевой…
Повела глазами вправо-влево
И вздохнула – да, другой муж нужен!
Подходил к концу столь поздний ужин.
Муравей сидел и размышлял:
В гости я сюда зачем попал?
Убедился – надобна жена
Мне совсем другая, чем она.
Ведь пирог и тот из магазина
(ценник вон запрятала в корзину),
Всё б летала, красотой сверкала,
В домике б убрала для начала!
Да с неё смести всю эту пудру,
Так останется одна лахудра!
Не с чужих слов, лично убедился:
Нет, нельзя на Стрекозе жениться!
«Надо выбирать себе под пару! —
Говорит пословица не зря —
Не сложился ведь дуэт не даром
Вновь у Стрекозы и Муравья».
Лук и Чеснок или о вкусах
Лук с чесноком на огороде
Поспорили о тренде в моде,
На вкусах разошлись совсем:
—Лук в мире заправляет всем!
В начинке я по праву первый!
В мясных блюдах помощник верный!
— А я чеснок — пикантный малый,
И маринованный пожалуй
По вкусу каждому придусь,
В любом салате пригожусь!
Рецептов блюд не мало знали,
А вместе в борщ один попали.
Есть ли мораль в том огороде?
О вкусах и не спорят вроде.
08.09.2024.
Свела нелёгкая, на миг, дорога
Царь- птицу и копытного двурога.
Ведь чтобы в дальний путь идти
Решенье лучшее- попутчика найти.
Орёл обмерил острым взором
Животное, с кем связь могла позором
Лечь на его высокую главу
И запустить недобрую молву.
Так мысль пришла: двурога вознести!
И паутину стал язык плести-
Созвездие высокопарных слов:
О благородной сущности козлов.
«Да ты, милейший, обладаешь бородой
Как тот мудрец, а не простой!
Твои рога сродни великому дракону-
Напоминают царскую корону.
А шерсть такая, как у горностая,
Любой монарх о том мечтает.
Так если б крылья появились сразу-
Дал фору легендарному Пегасу.»
И был бы монолог орла слоист,
Но козлик оказался реалист.
Прибой сомнений ощутим:
Пернатый насмехается над ним.
Животной мысли закипел котёл
«Да ты чего, не понял? Я козёл!
Мне в небе не летать с орлами!»
И так боднул его в живот рогами.
Мораль изложена здесь по- простому,
Доступна человечеству любому:
Не надо сущности без меры украшать-
Расплата не заставит долго ждать.
Певицы
Как-то раз под вечер две индюшки
Поболтать присели под забор.
Завели о том, о сём подружки
Не спеша приятный разговор.
Про здоровье, про детей, про внуков,
Обсудили новости двора…
Буйством ароматов, красок, звуков
Май пьянил — весенняя пора!
— А не спеть ли нам с тобой, старушка?
— Что ж, споём! И песня понеслась!
Подгребла на шум соседка клушка,
Следом тётка утка приплелась.
Старый гусь приковылял, цесарка
Да глухой петух. Концерт-сюрприз
Состоялся. Обсуждали жарко,
Хлопали и вызвали на бис.
Пели им индюшки целый вечер.
«Ша-бла-бла» неслось во все концы.
Жаворонка трель и хор скворечий
Заглушив (какие ж то певцы?).
Соловей в черемуховой роще
Пел напрасно. Дрозд вокалил зря.
Оценить себе подобных — проще!
Птичий двор, овации даря,
Слушает индюшек… А певицы
В свой талант поверили всерьёз!
Ах, мораль? К чему… коль глухи птицы.
И смешно, и жалко их до слёз.
Среди капуст на солнечной гряде
Две гусеницы радовались лету,
Пока одна из них незнамо где
Прослышала про модную диету.
Хихикает: ты так, сестра, толста!
Я не хочу такой быть неуклюжей.
Мне хватит на неделю пол-листа
И в сутки два глотка воды из лужи.
Итог: сестра окуклилась, кругла,
Вот-вот взлетит красоткой белокрылой.
А эта захирела и слегла,
Знать, зря хотела быть изящно-милой.
Не очень басне сей нужна мораль.
И всё же мне немножко дуру жаль.
Был гусь когда-то со свиньею в дружбе,
И если ей вдруг что-то было нужно,
Гусь, бросив все дела, на помощь мчался,
Во всем подруге угодить старался:
За хлебом бегал, подметал полы,
От мусора освобождал углы,
Бывало, что свинья так насвинячит,
А гусь все уберет, а как иначе:
Она же женщина — а стало быть слаба.
Свинья из гуся сделала раба,
Гусь это снять ярмо никак не мог,
Да только случай вдруг ему помог:
Хозяева справляли юбилей,
Созвать решили множество гостей,
И чтоб всех накормить, они хотели
Хавронью заколоть — была та в теле.
И с ночи заперли ее в хлеву,
Но гусь, прознав про эту кутерьму,
Все рассказал своей подруге
И предложил бежать, а та в испуге
Так громко и пронзительно визжала,
Что тьма народу сразу набежала.
Узрев хозяина и нож в его руке,
Хавронья с речью обратилася к толпе
И предложила вариант другой:
Хозяин мой любимый, дорогой,
Не лучше ли зажарить вам гуся?
Гусь онемел: «И это дружба вся?!
О, женщины, вам вероломство имя!»
Да не было ведь дружбы между ними!
Ты вспомнишь, если в памяти пошаришь,
Пословицу: Свинье гусь не товарищ.
В одном селе, в густых кустах сирени,
жил соловей – хоть мал, но голосист.
По вечерам своим душевным пеньем
Всех радовал талантливый артист.
Под дивные романсы и сонеты
Влюбленные шептались до рассвета.
И даже старый сторож, дед Семён,
припомнил, что когда-то был влюблён…
Один лишь Петя, молодой петух,
певца любви не принимал на дух.
Подумаешь, чирикает в ночи
Какая-то малявка. Цыц, молчи!
Чтоб заявить погромче о себе,
петух всю ночь готовился к войне.
И лишь рассвет лучами заиграл,
он на плетень вскочил и заорал:
О том, как развивается колхоз,
Какой на ферме правильный навоз,
Как повышать надои и отёл,
Как сладок в этот год медок у пчёл,
Как на обед полезны лопухи…
И как талантливы такие петухи.
Он пел всё утро, в полдень голосил,
До темноты – пока хватало сил,
И заглушал он громогласным ором
В селе все остальные разговоры.
Прошла неделя. Соловей молчит,
а петушок наш день-деньской кричит.
Забыв романсы, попривык народ
И вместе с ним горланит и орёт.
Поскольку пенье это на слуху,
награду присудили петуху,
Зовут в другие сёла выступать,
учить цыплят – кричать, а не летать…
Забытый всеми соловей теперь
В других краях свою выводит трель.
Мораль: где распевают соловьи,
Не забывают люди о любви…
А там, где к чувствам слепы и глухи,
Несут культуру в массы петухи.
Благие намеренья
У торговцев на французский столик
Монумент напал – Барклай де Толли.
Чтоб поставить памятник на место,
Вышли с предложеньем к власти местной:
У мест торговли стоял бы этот мэтр
Не ближе, чем сто первый километр.
Суть басни: шире понимать новинки,
Чтоб вынесли и города за рынки.
Мандат
«Бумагой сей свою я власть передаю
В государстве товарищу Мерлину.
Содействовать всем рыцарским структурам.
Собственноручно писано Артуром».
Король Артур – король грядущего
И прошлого заслуженный король.
Но мяч всегда в руках у подающего;
А если он подачу запорол…
А дальше что? Конечно, басни соль:
У настоящего совсем другой король.
Прагматичный гений
В нашем веке зданье Монферран
Не построит, не имея кран.
А имея, взять было б неплохо
Нужных смесей и стандартных блоков.
Проще надо было быть по жизни,
А то ампир сплошной на эклектизме.
Разве заработать на дворянах?!
В чём, не вижу, гений Монферрана?
А суть-то в чём? А в том, что тиражами,
Востребованностью меряют – деньгами.
А в этой логике стать книгой книг бесспорно –
«Инструкции для телевизора», что вздорно.
А если нет, – власть массе сумасбродов;
И каждый с книжкой всех времён и всех народов!
Два взгляда на вещи
Скорбела у камина табуретка, — В огне сгорали сёстры, братья, детки!
На табуретке – Буратино – не скорбел.
Он с восхищеньем на очаг смотрел!
Мораль у басни, как язык проста,
Суть в просторечии: «Ужасна красота!
Красиво жутко…», и т. д. вот так… –
Красивый страшно в мыслях кавардак.
На взгляд один – красиво, прочим – дурно;
А двум в одном быть – не литературно…
Один взгляд на вещи
Буратино любил умываться…
…Через месяц – дуршлаг продавался.
За лето высох старый пруд,
Искать себе другой приют
Решили две лягушки от досады.
Колодец встретили с водой,
И говорит одна другой:
«Вот нам питьё, и крыша, и прохлада!»
Подружки был таков ответ:
«Хороший домик, спору нет.
Но если вдруг и здесь исчезнет влага,
Обратно выберешься как?»
Вердикт был прост у бедолаг –
Такого крова им вовек не надо.
Как важно в каждом деле нам
Иметь достаточно ума,
Подумать, прежде чем решать,
Несчастья чтобы избежать.
Цапля, Журавль и лягушонок
—Уж квакать мочи нет!
Сказал раз лягушонок.
—Какой тяжелый век…
Ответили спросонок
И Цапля, и Журавль
Дремавшие в болоте.
—Закончился, как жаль,
На лягушачей ноте
Весёленький мотив.
Подумав лягушонок
Был к птицам так учтив,
И поднабрав силенок
Заквакал ква, да — ква.
И песенки слова
Услышать птицы рады
Крылами раз взмахнув,
Весь комариный рой,
Прислали для награды.
Вопрос для нас с тобой—
Есть смысл ли в действах этих?
Мораль перешагнув
Лишь выгодой на свете
Живёт бывает кто то
И взращивает куш
Надеясь, что болото
От лягушачих душ
Не оскудеет вскоре.
И в жизни, как всегда
Таких примеров море.
09.09.2024
Ей птичий двор пустынею казался.
И пруд и речка были чуть видны.
А рядом дикий селезень плескался.
Ему казалось, дивной красоты.
Ей тетки-утки утром корм давали.
Помалу, так, немножно сои, ржи.
И громкий клекот долго откликался.
И птичий двор многоголосьем отзывался:
Какая же уродина! Ни жира, ни красы!
А тетки все дебелые, все в теле.
И все дружить ведь с утками хотели!
Ее-то лишь терпели.
Еле-еле.
А ей неясные, но грезились мечты.
Шло время.Лето быстро пролетело.
И шея стала статной, ноги, грудь.
И вдруг заметила-она вся побелела.
Дугою гордою вдруг вытянулось тело.
И тетки враз притихли, подурнели
и спрятали колючие шипы.
Шагал сентябрь.Дубы желтели.
И в стаи собиралась птичья рать.
И тетки, пусть сквозь зубы, но позвали
Свою племянницу.
Не здесь же зимовать!
Она молчала и в раздумье пела.
Когда одна.
И вдруг ей подтянул
Какой-то голос, тихий и несмелый,
Ее позвал: Ты полетишь со мной?
Она зарделась, мило покраснела.
Глядит, а это лебедь прилетел!
Такой красивый, юный, белотелый!
Конечно, я… я полечу с тобой!
И долго птичий дворик волновался,
Сердился и шпынял своих невест…
А лебедь наш с лебёдкой поднимался!
Навстречу солнцу.
Лететь так уж лететь!
Мораль проста-ищите себе пару.По внешности, по роду, по уму…
И пусть ваш лебедь будет самым-самым!!!
В чем вы возьмете и признаетесь ему.
____
9.09.24
Была в колодце чистая вода.
И звери приходили, чтоб напиться
воды прохладной, малость охладиться.
Все уживались мирно. Но беда
вползла однажды к ним гадюкой скользкой
шипящей непонятные слова.
Её шипенье уловив едва,
подумаешь: она мудра настолько,
что в пору уж оракулом ей быть!
Змея хитра! Она умела слыть
участливой ко всем и простодушной,
и до поры своё коварство скрыть.
Душа, остерегайся быть послушной
чужому мнению, оно подчас
елейными словами губит нас.
Спасибо!
В одном шкафу.
Там, где бельё хранилось,
Завёлся клоп.
Хоть мелок, но вонюч.
И жители не спали-всё возились.
И с неба не сходила прорва туч.
Решили жители бороться с мелким гадом.
Собрание собрали.Ор стоял.
И дед Кузьмич дымил, знай, самосадом.
И верещала бабья злая рать.
Тут предлагали разное.Такое,
Что клоп от смеха выбился из сил.
И Петька, второгодник, лез к обоям.
А клоп кусал его и кулаком грозил.
И тетка Физа, славный председатель,
Пошла в аптеку, в ту, что на углу.
И мужики тихонько выпивали
И деточки играли в чехарду…
А тетка Физа, мигом обернувшись,
Уж дихлофосом брызгала чердак.
Она нашла случайно две заначки,
Очки Авдотьи и, о ужас! Свой пиджак.
Вернувшись в оголтелое собранье,
Она пошла атакой на народ.
И разные звучали тут названья:
Каналья, курица, овца, петух, урод.
Дошло до драки.Пашке глаз подбили.
Серега не нашёл свой портсигар.
И кто-то втихаря считал чужие.
И с Гарика -сидельца слез загар.
Текли часы, недели… Запустенье
Пришло в наш дом.Да, в наш родной очаг.
Никто же не варил.И грызли все печенье…
Клопов семью никто не замечал.
Клоповник цвёл и жил себе вольготно.
Он кровь сосал, ну, в общем, кайфовал.
Пропал наш дом.Эх, эко невезенье…
И мы перебралися жить в подвал…
Мораль сей басни такова-
Когда ни в чём порядка нет,
Не будет мил вам белый свет.
На крутом берегу реки рос красавец Шиповник. Круглый год он привлекал к себе внимание: Весной цветами, Летом тенью, а Осенью и Зимой красными плодами.
Однажды к нему подошел Мальчуган и ну стегать его тонким прутиком. Шиповник рассердился и больно его поцарапал.
— Ай-яй-яй! — закричал Мальчуган, — что ты делаешь?
— А ты почему меня истязаешь палкой? — спросил Шиповник.
— Но, ты же куст, тебе не может быть больно, — возмутился Мальчуган.
— Я хоть и куст, — ответил Шиповник, — да чувствительный… и не потерплю такого обращения со мной…
Мораль:
Иной не ведает того, что причиняет боль другому, а как познает сам ее, так взвоет по-звериному.
11. 09. 2024г.
Волк ценил одну лишь силу.
Заяц мирным был и милым.
Волк сказал свирепым тоном:
«Никого в лесу не трону».
Он хитрил и лицемерил.
Добрый заяц волку верил.
Но однажды, в день холодный
Волк ужасно был голодным
И за зайцем долго гнался,
Так как он проголодался.
Бедный заяц от испуга
Обежал сто раз округу,
Еле спасся от напасти,
Избежав зубастой пасти.
Мораль:
Тот, кто силу только ценит,
Тот не добр, а лицемерит.
И такому глупо верить,
По себе злодея мерить.
Чёрный ворон.
Любил лишь злато-серебро
Летающий во мраке ворон.
Блистало чёрное перо,
И цвет отображал нутро:
Лишь о богатстве разговоры.
Его добычей искушал
Шакал лукавый, словно демон.
И злые помыслы внушал,
Анчар листом сухим шурша,
Являясь гибели эмблемой.
Но ворон сил не рассчитал,
Задел крылом он лист опасный,
И сам добычей смерти стал.
Злато пошло на пьедестал
Для памятника гиблой страсти.
Мораль:
Кто мыслит чёрные дела,
Того, в итоге, ждёт расплата:
Плитой могильною легла
На нехристя гора из злата.
На зеленом лугу в травке прыгал веселый Кузнечик. К нему подлетела разноцветная Бабочка и предложила свою дружбу.
— Ты мне не нравишься, — ответил высокомерный Кузнечик.
— Почему? – удивилась Бабочка. — Я красивая, я всем нравлюсь, и моей красотой любуется весь мир!
— У тебя порхающие крылья, и это меня раздражает. Боюсь, если долго смотреть на них, то мои глаза устанут и начнут болеть, — продолжил Кузнечик. — То ли дело мои лапы: прыг- скок, прыг- скок… Это так здорово!
Бабочка обиделась на него и упорхнула.
Мораль:
Дружба тогда хороша, когда расположена к ней душа, а когда нет в том нужды, ты хоть лбом бейся трижды.
10.09.2024 г.
Предметы поспорили ночью
И загремели в буфете —
Кто из них ГлавноПриСтольней
И всех важней в белом свете.
Вилки искрили задором
И сыпали остро тирады:
«Осилим и мясо, и рыбу!
А значит достойны награды!».
Но щекастые ложки
К ним вопрошали резонно:
«А как же вы зачерпнёте
Всю ароматность бульона?
Или наваристый борщ?
Или ушицы стерляжьей?
Мы возглавляем ПриСтолье!
Запомните все! Это важно!»
Тут старый столовый нож
С вензелем на рукоятке,
Устав от лязга такого,
Решил прекратить беспорядки:
«Друзья, можно оглохнуть
От вашей пустой перепалки.
Рад, не слышат „китайцы“
(в коробочке тонкие палки).
А если серьезно, скажу,
Каждый в ПриСтолие важен.
Все здесь имеют свой вес,
Вплоть до салфетки бумажной».
В общем, едином деле
не возомни себя выше —
Вот, что хотелось сказать,
может быть кто-то услышит.
По рынку ходила,
Мадам Гомодрила,
Ботинки просила
Всех поносила:
-Что со шнурками,
Носите-ка сами!
А у вас что, заскок?
Каблук невысок.
Я только такое
Ношу — дорогое.
А эти со смехом!-
Доносится эхом.
-Наденьте очки,
Зачем мне замки?
У этой мадам,
Ножища ну срам!
Ей только калоши,
Блестящие гожи!
Молчат продавцы
По ножкам спецы.
Ну, так надоела
Ведь ходит без дела!
Мораль такова этой басни игривой,
Вы будьте похожи хоть на крокодилов,
Но знайте, что те, кто продаст вам сапожки,
Он видит в вас всё, хоть вы им хорошая.
Один молодой господин,
Лет так эдак в закате.
Приходит на рынок
Купить жене платье.
Он каждый прилавок,
бутик, закуток,
Обходит и важно,
Глядит в потолок.
Он сядет, посядет,
Заглянет вам в глазки,
Он станет рассказы
Рассказывать с лаской.
Он девочкам всем,
Раздаст комплименты.
Забывши о платье
в такие моменты.
По долгу, по службе,
Все девочки рады,
По денежкам в кубе,
Суют вам наряды.
А вот телефоны,
У них не просите.
С улыбочкой, ровной,
Идите, идите……………
А если решили купить жене платье,
Вы будьте добры, игривость оставьте.
Лирика баснописца
Ну, вот не лирик я, поймите,
По сотворению стихов.
Достал вас баснями, уймите,
Уняться сам я не готов.
Гляжу на звёздные поляны,
На золотые миражи,
А в голове всё обезьяны,
Коровы, змеи и ежи.
Медведи, лошади, лягушки,
Лисицы, зайцы, барсуки,
Собаки, волки, овцы, хрюшки,
Павлины, гуси, индюки.
Вороны, дятлы, попугаи,
Пингвины, голуби, орлы,
И эти, чья судьба такая –
Быть вечно глупыми – ослы.
Слоны, так те, ломая кроны,
В любую басню сами прут.
За ними львы, надев короны,
Туда же царственно идут.
С такими верными друзьями,
С такой компанией зверей
Смеяться я могу годами
Над недостатками людей.
То есть, если я, например, не лирик, то ничего с собой поделать не могу. Даже близко ничего похожего не в состоянии сочинить, как это получается у многих авторов этого замечательного сайта. И, наконец, про сам процесс написания басни — вот такой коротенький мой рассказ:
Несчастные
Суббота. Сижу, думаю. Стук в дверь. Открываю.
– Давай! – предложил Вадим, показывая бутылку коньяка. – Выходной же.
– Это у вас выходной. А у нас, писателей, самый что ни есть рабочий день.
– Да какой ты писатель! – махнул бутылкой сосед, чуть меня не задел, и на кухню без спроса прошёл. – Баснописец несчастный. Куда ты рюмки прячешь? И закуску доставай.
– Ну, ты нахал! Я же тебе объяснял, что у Крылова 236 басен, а у меня 118, ровно половина. Мне пахать и пахать ещё.
– Да кому нужны твои басни! – скорчив брезгливую рожу, сказал Вадим. – Вон артист один сбежал из России, так его басни читают. А ты сидишь тут, в центре Москвы, и о тебе никто ни сном ни духом не подозревает.
– Господи, ну сколько раз тебе повторять, что это не басни! Артист этот и себя и жанр позорит. Сам по себе злобный стишок не может быть басней. Басня, она, как такса.
– Какая ещё такса? – удивился Вадим и налил.
– Собака, которая со времён древнего Египта не изменилась. Те же уши и тот же хвост. Других собак скрещивали, преображали, а такса сохранилась в первозданном виде. Вот так и с басней, которую можно сотворить только, как басню. А этому учиться надо и особый дар иметь.
– Да брось ты, поехали! Дай мне сюжет, и я завтра принесу тебе готовую басню, – заявил вдруг Вадим, опрокинув первую рюмку.
– Ладно, запоминай. Допустим, пьяный кабан завалился на муравейник. Насекомые в панике. И тут один храбрый муравьишка кричит, что залезет сейчас на дерево и спрыгнет на кабана. Смотрите, хвастается заранее, как я ему хребет перешибу. Понял?
– Понял, – ответил Вадим и снова налил. – А мораль?
– Сам думай. Всё просто же.
– А как назовём мой шедевр?
– А как заблагорассудится. Главное, не бойся, пиши смело. Любые твои иносказания я пойму правильно.
– Что значит, правильно?
– Ну, вот есть у меня такая басня, например. В ней судят льва за то, что он убил шакала, который, мечтая прославиться, напал на него.
– И что?
– А то, что получаю я на эту басню гневный отзыв от одного молодого человека. Какой, дескать, нормальный шакал на льва нападать будет. Дебил он, что ли!
– И что?
– А то, что басню нельзя воспринимать буквально. У того же Крылова журавль сам свой нос к волку в пасть суёт. И про ворону он пишет, что она сыр во рту держала. А никакого рта у вороны нет. Понял?
– Понял.
– Или вот ещё пример. Написал я недавно басню про медведя, который порядок наводит. Заключение там такое. Когда порядка нет в своём краю, а ты решил вдруг навести его везде, то это значит, что нигде.
– И что?
– А то, что один, тоже молодой читатель, высказал мнение, что за такую басню меня точно посадят.
– Не пудри мне мозги! – отрезал Вадим и опять налил. – А то и меня вместе с тобой посадят.
Допивал он бутылку уже без моего участия. Я после двух рюмок отказался. Потому, что сто девятнадцатая басня давно томилась в компьютере, ожидая своего конца.
Воскресенье. Сижу, думаю. Стук в дверь. Открываю.
– Давай! – предложил Вадим, показывая бутылку коньяка. – Выходной же.
– Ты басню сочинил?
– Про таксу, что ли?
– Нет.
– Про кабана?
– Нет.
– Про льва?
– Нет.
– Про шакала?
– Нет.
– Про ворону?
– Нет.
– Про медведя?
– Нет.
– Про тебя?
– Нет.
– А что, оригинально, басня про баснописца!
– Да при чём здесь я! Ты же про муравья обещал написать.
– А зачем? – удивился Вадим. – Ну какой нормальный муравей на кабана прыгать будет. Дебил он, что ли!
– Всё ясно. И у тебя, значит, с иносказаниями проблема. Но ты над моралью-то хоть подумал?
– Какая ещё мораль! – воскликнул Вадим. – Все морали давно… профукали, выражаясь без рифмы. Нам, айтишникам, она ни к чему.
– Да какой ты айтишник! Программист несчастный. Откуда вы только берётесь такие?
– Какие?
– Без художественного мышления.
– Из будущего мы, – улыбнулся Вадим. – А ты из прошлого.
* * *
P.S. Очень прошу извинить меня за такой длинный комментарий. Но уж больно тема родная. Искренне желаю всем творческого вдохновения и удачи во всём!
Вы можете сюда скинуть пару басенок для наших читателей?
Буду Вам очень благодарна.
Конфуз
Пёс пудель Бим
Был страсть любим
В среде ценителей от Бога.
Он рисовал давно и много,
Имел и звания и фонд.
Им восторгался весь бомонд
В Москве, в Париже, в Праге, в Риме.
В энциклопедии о Биме
Была аж целая статья.
Житья
Такого псам другим
Желал от сердца славный Бим.
И тут-то с ним,
Уже седым,
Конфуз обидный приключился.
Та баня, где он раньше мылся,
За подворотнею как раз,
Его поддела на заказ.
Примерно год художник бился
С идеей, с красками, с собой.
И в результате получился
Пейзаж с болонкой, как живой.
Повесили картину в бане.
А через день несут назад.
– Клиенты наши говорят:
«Давайте даму в крупном плане.
Не полубоком, а с хвоста.
И чтобы шерсть не так густа…»
______
Идея басни сей проста:
Работа для таких судей
Не стоит никаких идей.
* * *
Памфлет и Притча
Случается –
Отправились в дорогу разом
Памфлет и Притча.
Памфлет орёт,
Клеймит, ругается,
Пугает всех сарказмом,
Издевается,
Упрёками наотмашь бьёт.
А Притча рядышком идёт
Задумчиво, прилично,
Поклоны раздаёт,
Подсказывает, учит, улыбается.
Год вместе шли, устал Памфлет,
Ни сил, ни голоса уж нет.
И говорит он, издыхая:
– Похоже, дальше мне никак.
– Ну что ж! –
Сказала Притча тут в ответ. –
Большую жизнь не проживёшь,
Всё время злясь, ворча и хая.
А у меня судьба иная –
На века.
* * *
Но ждать, что в наше время издательство вас само найдёт и предложит опубликоваться, да еще и денег за это заплатит — не стоит.
Сукин сын
Случилось это лет двести назад в Москве. Старик один рассказывал, а ему другой старик, а тому третий и так далее вниз по счёту до тех самых времён. А теперь я вот рассказываю.
Приходит, значит, Пушкин к издателю со своей исторической драмой «Борис Годунов», а тот ему от ворот поворот.
– Да она сейчас даром никому не нужна, – не прочитав ни строчки, кроме названия, сказал издатель. – Делать тебе нечего было в ссылке, вот ты и марал бумагу. Лучше бы фермерством занялся в своём Михайловском. Представляешь, утром сходил в курятник, снял яички, пожарил на сальце с лучком, прикольно же.
– Какой ещё курятник, сударь! – возмутился великий поэт. – Это же Борис Годунов!
– И что? – равнодушно отреагировал издатель и, повернувшись к своему писарю, спросил: – Ты знаешь, кто такой Борис Годунов?
– Нет, – ответил тот. – Ельцина знаю, а других не знаю. Дворника, правда, нашего раньше так ещё звали. А теперь у нас другой дворник.
– А нового дворника как зовут? – спросил издатель.
– Абдулбашир, – ответил писарь.
– Вот видишь, – обратился к автору Годунова издатель. – Человек делом занят, улицы подметает, листья жёлтые в чёрный мешок складывает, а тут ты со своими листочками. Оставь их, если не жалко, он их тоже в мусор выбросит.
– Вы что тут с ума сошли! – снова возмутился Пушкин. – Яйца, сальце, Ельцин, Абдулбашкир!
– Абдулбашир, – поправил его писарь.
– Тем более! Вы можете мне объяснить, почему отказываете печатать Годунова?
– Повторяю, – сказал издатель. – Ни драмы, ни трагедии, ни стихи, прости господи, никому сейчас не нужны. Интернет, дело другое, блогеры там разные, ютубы, подкасты. Понял?
– Я русский человек! – гордо заявил Пушкин. – Я народный язык понимаю. И даже предпочитаю его литературному. А объединение их считаю своей заслугой.
– Ты мне голову не морочь, – перебил его издатель. – Какой ты русский, разобраться ещё надо. Чернявый шибко и кучерявый. А у таких денежки водятся. Если заплатишь, мы тебе не только Годунова твоего напечатаем, но и чёрта лысого.
– Я же автор! – в который уже раз возмутился Пушкин. – Это вы мне должны заплатить за мой труд, а не я вам.
– Ага, раскатал губы. – вставая из-за стола, произнёс издатель. – Я вижу, мужик, с тобой бесполезно иметь дело. Ты же ничего не соображаешь. Убирайся-ка ты подобру-поздорову.
– Позвольте, любезный, – засопротивлялся, было, поэт.
– А я говорю, проваливай отсюда, – повторил свой приказ издатель. – А то охрану позову.
Последнее, что услышал Александр Сергеевич, закрывая за собой дверь, это как издатель сказал писарю раздражённо о посетителе: «Привязался же, сукин сын!»
«Так вот, оказывается, кто я, – подумал Пушкин. – Надо Вяземскому сообщить».
* * *
Басня
На опушке у дороги
Косолапый, босоногий,
Жил Медведь с большой семьёй
И имел участок свой.
Засевал травой покосы,
Над лугами пчёлы, осы
Развлекались целый день,
И медведь не знал про лень
Он медовые кадушки
Расставлял по всей опушке —
Сладко ел и сладко спал.
Тут Козла вдруг повстречал.
Говорит Козёл:
— Мишутка,
Ты присядь хоть на минутку,
Хоть на час оставь труды, —
Я волшебной дам воды!
Вот отведал водки Мишка,
И — Козлу:
— Ах, шалунишка,
О воде, видать, всё знал,
А меня попить не звал!
Эх, и славная водица!
Пьёт Медведь, да веселится.
А меж тем луга дичают,
Сорняками зарастают.
Год сложился непростой —
В бочках только гул пустой.
И Медведь, опухший с виду,
Разревелся от обиды.
Тут опять Козёл приплёлся:
— Что ты, Миша, разошёлся?
Что не спишь вторую ночь?
Можно горюшку помочь!
Чтоб лужайки расцветали,
Все рабочих нанимали.
Вот и мы теперь, дружище,
Для тебя подмогу сыщем.
Съел Козёл последний мёд,
А Медведю водку льёт.
Пил Медведь до самой ночи
И с утра позвал рабочих.
Руководство взять не смея,
Всё взвалил Козлу на шею.
Но не знал медведь несчастный —
Доверять козлам опасно!
Через месяц — нет покоса!
Не зудят, не жалят осы,
Пчёлы больше не жужжат —
Баклажаны в ряд лежат.
А в пупырышках ребятки —
На соседней с ними грядке.
Сам Козёл доход считает,
Да Медведю подливает:
— Эх, повалит прибыль в гору,
Коль посадим помидоры!
Да и так уж подросла,
Как жена твоя ушла,
Ну, а с нею и детишки…
Видимо, к другому Мишке!
Ну уж нет! — взревел мохнатый —
Значит я — теперь рогатый?
Я ведь раньше всё имел —
Сладко спал и сытно ел.
Нынче, с помощью Козла,
Луга нет, жена ушла.
И с наличием рогов
Стал козлом среди Козлов!
Только я ещё везучий —
У Козла рога покруче!
Ну, а мне-то — не к лицу —
Всё ж Медведь я по отцу.
И — Козлу:
— Плохую службу
Сослужил ты, но по дружбе
Всё ж тебе я помогу —
От позора сберегу.
Как судьба к тебе строга —
Носишь смолоду рога!
Тут Козла в охапку взял
И рога пообломал.
Подаёт Козлу:
— На, милый,
Сделай жёнке мотовило.
Сразу, как придёт весна,
Пряжу пусть прядёт она.
Шерсти у тебя довольно,
А весной чесать не больно!
Вот, глядишь, и проживёте…
Счастья в новой вам работе!
Ведь Козла на новый год
Не пущу я в огород!
Встал медведь, жену позвал,
С водкой напрочь завязал.
Заглянул в берлогу — груды
Там пустой лежат посуды.
В «стеклотару» утащил —
Сдал и деньги получил.
Пусть скорей придёт весна —
Есть у Мишки семена!
— И теперь, Козёл безрогий,
Не вставай мне на дороге!
Надо, братцы, трезво жить,
И с Козлами не дружить!
Спасибо! Со всем согласна, все понравилось и все на высоте!