Упражнения в прекрасном: творческий марафон. Неделя 12
Добрый день, уважаемые участники литературного марафона! Рада поздравить вас с началом двенадцатой, финальной недели нашего совместного творческого путешествия. Да, мы это сделали!.. )))
Мы начали марафон во время карантина, а завершаем его в разгар отпускного сезона, который многие в этом году проводят в скромной домашней обстановке. Рада, если нашим совместным внутренним поискам и беседам о прекрасном удалось отчасти скрасить будничную обстановку этого тревожного лета! Мои «труды и дни» этот незапланированный проект точно украсил:). На будущей неделе я приглашаю всех участников на закрытие марафона, где мы поделимся впечатлениями, подведем итоги мероприятия и, быть может, наметим новые направления нашего пути, а пока предлагаю рассмотреть еще одну интересную тему, без которой сложно представить себе и литературу, и искусство вообще – это метафора.
Метафора – одно из самых известных и в то же время самых неоднозначных понятий.Настоящая история метафоры началась
в XX столетии, когда она стала самостоятельным объектом изучения различных дисциплин, таких как лингвистика, литературоведение, философия и психология.
Согласно словарю литературоведческих терминов, метафора представляет собой «вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. (...) Помимо словесной метафоры, большое распространение в художественном творчестве имеют метафорические образы или развернутые метафоры»
[Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1974. – С. 208].
К трем основным видам метафор относятся «олицетворение – перенос признака живого лица на неживой предмет (...); овеществление – перенос признака неживого предмета на живое лицо (...); отвлечение – перенос признака конкретного явления (лица или предмета) на явление абстрактное, отвлеченное»
[Горкин А.П. Литература и язык. Современная иллюстративная энциклопедия. – М.: Росмэн, 2006. – С. 779].
К метафоре в широком смысле этого слова относят любое языковое выражение (слово, словосочетание, предложение, текст), обладающее переносным смыслом. Метафоричной может быть пословица, крылатое выражение, притча или даже целый роман.
В философии метафора выступает как эффективное средство мыслительной деятельности, отвечающее «способности человека улавливать и создавать сходство между разными индивидами и классами объектов».
[Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: сборник. – М., Прогресс, 1990. – С. 15].
В психологии метафора определяется как расширение, перенос явления из одного контекста, пласта реальности, в другой.
Одними из первых психотерапевтический ресурс метафоры продемонстрировали работы З. Фрейда. Фрейд полагал, что воображение является средством удовлетворения невыполнимого в реальности желания.
Понимание метафор углубили работы К.-Г. Юнга и Э. Берна. Активно применял так называемые «терапевтические метафоры» в своей практике психотерапевт и специалист по гипнозу Милтон Эриксон, а также его последователи Д. Миллс и Р. Кроули: «Приведенная в действие метафора является основным, преобразующим и лечебным фактором. Как спичка зажигает свечу, так метафора разжигает воображение ребенка, превращая его в источник силы и самопознания»
[Джойс Миллс, Ричард Кроули Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка»:
Метафорический язык позволяет психологу донести до клиента определенные сведения в относительно безопасной, благодаря своей дистанцированности форме и ненавязчиво предложить варианты разрешения проблемы. Возможность разнообразного толкования клиентом самой метафоры определяет выбор оптимального решения именно для него.
Сегодня метафора применяется в психологии как средство диагностики, психотерапевтический и развивающий метод.
Наверняка, многие из вас слышали о метафорических ассоциативных картах, часто использующихся психологами. Эти карты представляют собой колоду картинок с различными персонажами, предметами, животными. Каждый рисунок представляет собой ассоциацию с какими-либо нашими мыслями, воспоминаниями или переживаниями. Выбирая свою карту, человек в метафорической форме «говорит» о том, что ощущает в настоящий момент.
Первую колоду ассоциативных карт нарисовал художник Эли Раман. В 1983 году ее увидел психотерапевт Моритц Эгетмейер и применил в работе с клиентами. Колоду впоследствии назвали «Оh!» («О!»). Дело в том, что во время сеансов с картами клиенты показывали пальцем на ту или иную картинку, спонтанно произнося «О, это оно!» или «О, это то, что я искал!». Так набор и получил свое название.
Многообразие и всеохватность метафоры позволяет говорить о том, что она «исключительно практична. (...) Она может быть применена в качестве орудия описания и объяснения в любой сфере: в психотерапевтических беседах и в разговорах между пилотами авиалиний, в ритуальных танцах и в языке программирования, в художественном воспитании и в квантовой механике. Метафора, где бы она нам ни встретилась, всегда обогащает понимание человеческих действий, знаний и языка»
[Hoffman R.R. What could reaction-time studies be telling us about metaphor comprehension? // Metaphor and Symbolic Activity, 1987. – Pp. 152.].
Особый интерес представляет метафора в кино, которая выражается преимущественно при помощи специфического киноязыка: это может быть, например, крупный план на каком-нибудь объекте или детали, особый монтаж, игра со светом, смена скорости показа эпизодов. Ю. Лотман и Ю. Цивьян в книге «Диалог с экраном» выделяют изобразительные и пластические метафоры в киноискусстве: «Силой метафоры иногда обладает элемент изображения или изображение в целом, внезапно отсылающее нас к реальности другого плана»
[Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. – Таллинн, Александра, 1994. – C. 171].
Кинометафоры могут также подразделяться на статические и динамические. Динамическая метафора в фильме появляется неоднократно, и, в отличие от статической, она развивается по ходу сюжета, дополняя, а подчас и трансформируя свой изначальный смысл: «Ее значение понятно после первого использования и с каждым следующим появлением автор развивает ее все больше. Она часто используется в отношении к нескольким персонажам и появляется в новых ситуациях и местах действия. Именно поэтому она и обладает таким значением: эта идея проходит через линии нескольких персонажей, она противопоставляется другим идеям, нам напоминают о ней на протяжении всего фильма. В роли динамической метафоры может выступить что угодно: целое здание, предмет одежды или реквизита»
[Как использовать динамические метафоры в сценарии (перевод статьи Дженнифер Ван Сижл «Кем был бы “Гражданин Кейн” без розового букета»). URL:http://www.cinemotionlab.com/stati/Kak_ispolzovat_dinamicheskie_metafori_v_scen arii/]
Конечно же, богатейшую почву для метафор представляют собой живопись и художественный текст. О применении, значении, роли метафор в этих сферах я спросила фотохудожника, автора стихов и прозы Георгия Костина, чьи работы неделю за неделей украшают страницы этого марафона. Далее привожу его размышления по поводу метафоры, с точки зрения как поэта, литератора, так и мастера изобразительного искусства:
«Для меня метафора является перемычкой, которая соединяет два разнокачественных вида искусства: поэзию и живопись, как соединяют мосты две, раскинувшиеся по обе стороны реки, части одного города. Поэтому в метафоре для меня главным является образ, который можно увидеть глазами воображения. Именно этот образ и создает иллюзию одномоментного восприятия метафорического поэтического (да и прозаического тоже) текста. Хотя прочтение его, безусловно, имеет протяженность во времени. Но именно в метафору, и только в метафору, читатель всматривается, как зритель рассматривает живописную картину: одновременно всю сразу и с разных ракурсов. Пока читатель не воспримет всю метафору целиком, у него такой картины не сложится.
Хрестоматийный пример метафоры: «Пчела из кельи восковой летит за данью полевой» (А. С. Пушкин). Очевидно, что здесь улей сравнивается с кельей, а сбор нектара со сбором дани. Но визуально здесь видится именно восковая келья, а действие воображается как сбор дани. И вот уже дальше запускается процесс свободного (ассоциативного) воображения, без которого восприятие метафоры делается бессмысленным: как конкретно, в деталях, выглядит восковая келья, как именно протекает процесс сбора дани с полевых цветков. В этом смысле метафора приглашает читателя стать соавтором поэта. Благодаря метафоре, поэт поднимает читателя на свою духовную высоту Творца.
Но метафорами оперирует ни только поэзия. В живописи развиты до виртуозности целые метафорические направления – сюрреализм, метафизика. Живопись – это непосредственный плод воображения, заведомо искажающее реальность. Я же экспериментировал и с фотографией, которая по своей сути является документом реальности. Именно в фотографии реальность видится таковой, какая она и есть. А вот если снимать через зеркальную пленку? Ведь наше воображение по сути и есть зеркальная пленка, которая отражает действительность с разной степенью искаженности. Приведу пример этих опытов. Вот «Слияние сна и зноя». Вполне реальное изображение, но поданное метафорически:
Слияние сна и зноя-1
Слияние сна и зноя-2
В заключение добавлю, что существуют простые, как приведенная выше, пушкинская, и развернутые метафоры. Практически всё моё творчество основано на развернутых метафорах. Но что значит развернутая метафора? Берем за основу, скажем, «восковую келью». И уже в ней разворачиваем действие, длиною может быть и в целый роман. С одной стороны это – фантастика. Восковая келья – явно фантастический образ. Но с другой стороны, эта метафора указывает на абсолютную реальность, и тогда эта реальность рассматривается с несколько необычной (непривычной) стороны. В моей прозе с развернутыми метафорами можно ознакомиться в книге «Прозаическая триада» во второй ей части «АНТИТЕЗИС. Как не должно быть» http://pisateli-za-dobro.com/books/209-prozaicheskaja-triada.html
Ну, а поэтическую развернутую метафору привожу здесь:
Собака мне из плазмы подсознанья
на помощь лезет, словно из личинки
выходит мотылек первопричины,
чтоб превратить неведомое в знанье
и полететь… Собаки не летают.
Собака – не пегас: собака – друг мой.
Собака щеки лижет: Думай! Думай!..
Без мыслей думай. Нет у мыслей края,
когда они летают словно птицы…
А пес восторженно им запросто внимает:
он бессловесно мир воспринимает…
Какая милая мне снится небылица!
Я словно пес, вхож нынче в бессловесность.
Едина истина лишь там, где нету истин,
там изречение есть ложь… Но бескорыстен
мой пес, мой друг, по кличке сущей «Честность»».
***
Таким образом, метафора обладает колоссальным эстетическим, творческим, познавательным потенциалом. По сути, это вид символического языка, к которому человечество прибегает уже в течение многих столетий. «Возьмите притчи Старого и Нового Завета, священные тексты Каббалы, коаны дзен-буддизма, литературные аллегории, поэтические образы и произведения сказочников — везде используется метафора, чтобы выразить определенную мысль в непрямой и от этого, как ни парадоксально, наиболее впечатляющей форме» [Джойс Миллс, Ричард Кроули Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка»].
Метафора, являясь одним из важнейших средств искусства, помогает и в решении каких-то сложных вопросов, и в раскрытии творческих способностей личности.
Дополнительное чтение по теме:
1.Д. Миллс, Р. Кроули «Терапевтические метафоры для детей и “внутреннего ребенка”: http://www.vixri.com/d3/Dzhojs%20Mills,%20Richard%20Krouli%20TERAPEVTIChESKIE%20METAFORY%20DLJa%20DETEJ%20I%20VNUTRENNEGO%20REBENKA.pdf
2. Липская Т.А. Возможности метафоры как психологического метода:
https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-metafory-kak-psihologicheskogo-metoda/viewer
3.Богданова Е.С. Метафора в художественном тексте: функции, восприятие, интерпретации: https://cyberleninka.ru/article/n/metafora-v-hudozhestvennom-tekste-funktsii-vospriyatie-interpretatsiya
4.Гусева Е.В. Метафоры войны в киноновелле Кшиштофа Кесьлевского «Не лжесвидетельствуй» из цикла «Декалог»:
https://psyjournals.ru/files/108891/langt_2019_n2_Guseva_2.pdf
5.Динамические метафоры в сценарии: URL:http://www.cinemotionlab.com/stati/Kak_ispolzovat_dinamicheskie_metafori_v_scen arii/
Вопросы и задания недели 12:
1. Без метафор литературное творчество невозможно. К каким из метафор – простым (однословным) или развернутым – вы чаще прибегаете? Встречаются ли в вашем творчестве повторяющиеся метафоры? Если да, то сознательное ли это повторение или бессознательное, случайное?
2. Сегодня разработано огромное количество игр, основанных на метафорах и их восприятии. Например, это «Диксит» или «Имаджинариум». Пробовали ли вы когда-нибудь в них играть? Если да, то поделитесь впечатлениями. Если нет, то обязательно попробуйте – это действительно интересно и развивает воображение!
3. Для практической работы с метафорами предлагаю вам выбрать любую из фоторабот Георгия Костина, представленных на страницах марафона, и написать миниатюру или стих, не отталкиваясь буквально от содержания картины, а пытаясь уловить свои собственные ощущения от нее и ассоциации с ней. По типу текст не обязательно должен представлять собой описание, а может быть повествованием или размышлением. Не забудьте указать название фотоработы или же дать ссылку на нее!
4. Психологи используют в своей работе огромное количество метафор. Предлагаю вам в творческой форме поразмышлять над следующими из них (выберите, пожалуйста, одну из метафор, которая вам больше всего запомнилась \ понравилась): «Роза с шипами», «Говорящий попугай», «Ветки вишни», «Рыбы в аквариуме», «Хвост ящерицы», «Мосты и двери». Напишите небольшую прозаическую или поэтическую историю, в которой будет раскрыта суть той или иной представленной метафоры. Объем – не более 1 листа А4 (шрифт 14, Times New Roman).
Спасибо за внимание! Желаю вдохновения и удачной недели!
Визуальное оформление марафона представлено работами члена литературного клуба «Писатели за добро», фотохудожника, члена СФР Георгия Костина: http://www.photounion.ru/Show_User.php?unum=229
Модератор беседы – Маргарита Менчинская, автор стихов и прозы, член литературного клуба «Писатели за добро»: http://pisateli-za-dobro.com/users/4584
Для создания настроения предлагается метафоричный клип на веселую ностальгическую песню Ace of Base “Beautiful Life”:
Подумав, пришла к выводу, что у меня метафоры встречаются разные — и простые, и развёрнутые.
Повторяющиеся тоже есть — и случайные, и «нарочные» — соловьиный плен, соловьиное иго…
В упомянутые игры пока не играла. В отношении воображения мои домашние шутят, что мне достаточно показать кончик ногтя, а моё воображение даже подскажет не только, с какого пальца, но и какой перстень был на нём.
Георгию спасибо и за размышления, которыми он поделился, и за примеры, и, конечно, за его чудесные работы!
Всем вдохновения и удачи!
На этой неделе каждый может порассуждать над понравившимися фотоработами Георгия, в прозаической или поэтической форме!
А насчет игр — попробуйте! С внуками (если старше 10 лет) — самое то! Да и со взрослыми интересно играть, если люди с воображением… Игра идеально подходит на 5-6 человек.
Про «прощальную гастроль», надеюсь, вы пошутили:)
Но вот год прошел, потом еще пол года… Мы научились тому, чему смогли научиться. Не знаю кто как, но я буду до конца своих дней благодарен судьбе, что она в нужное для меня время привела меня в Клуб. Но время учебы кончилось, как когда-нибудь кончается и все прекрасное. И вот я не знаю как теперь быть? Оставаться в Клубе?.. Но я хоть и троешник по жизни, но не второгодник. Продолжать учиться? Чему? То, что мне теперь нужно для совершенства поэтического смысла и поэтической формы — никто, кроме меня самого — найти не сможет. То, что меня теперь интересует, никому не интересно. Но — это норма, это — так и должно быть — у всех свои интересы.
Впрочем у меня есть предложение. Я как выпускник школы, выставляю на обсуждение свою ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ. И рассказываю более подробно, как благодаря Клубу, я нашел-таки себя, как поэта. А члены Клуба вместо обсуждений (хотя и обсуждения не возбраняется) поставите оценки моей работе. А там может быть кому и придет на ум: как быть с выпускниками Школы-Клуба? И если оставаться в Клубе, то в каком статусе?
С такою щедростью душой своей делиться,
Подобно легкокрылой птице,
Дано, увы, совсем немногим,
Хранят Вас пусть судьба и Боги!
Генерал Мороз
Ночь была хрустально- синей,
Жмутся кошки не у дел.
Шлёт донос разведчик Иней-
Что в окошках подглядел:
«Всё готово для вторженья-
Враг понурый, сплошь не смел.
Весь захват- вопрос мгновенья,-
Пыл простыл в дремоте тел.»
Ставка ждёт давно приказы,
Дни беспечные влачат.
Но войну объявят сразу-
Ультиматум пусть строчат!
«Леди Винтер»- вот царица!
Много писем с неба шлёт:
«Осень, милая сестрица,
Мир устал, промозглый гнёт
Весь прелестный свет испачкал
Мраком, грязью- не отмыть!
Твой ноябрь поля исплакал-
В сырость мелко прячет прыть.
Срок во власти был не малый.
На пути моём не стой!
Щедро злато ты бросала-
Нужно, милой, на покой.
Примем всё твоё банкротство:
Откуп дам я серебром.
А иначе ждёт сиротство-
Уходи, прошу, добром!»
Быстро лезут твари в дыры-
От таких прямых угроз!
Выбор сделан командира-
Он суров до мёрзлых слёз.
Генерал Мороз Иванов
Всех сторонников зовёт-
Под знамёна, без обманов-
Холод, снег, упрямый лёд.
Вверх взлетели с ветра воем,
Лес накроют серой мглой.
Провели разведку боем-
Точку в мире ставь иглой!
Взрыв один и белый пепел
С грязью мокрой всё смешал.
Мертвых листьев скуден жребий-
Спрячут в полог покрывал.
Затрещат кругом дубравы,-
Не щадят сторонних шкур.
Лёд наводит переправы-
Люто взялись делать штурм.
Фронт деревьев оголённых
В этот раз полки отбил.
Но удачей окрылённых
В бой зовут в прибытке сил.
Будет вновь страшна попытка-
Тьму не сдержит фанфарон.
Белый флаг поднимут прытко-
Поздно уж считать ворон.
Вот и всё, захват удачен!
Никнут ели в кандалах.
Если сдался, плачь, иначе
Не узреть успех в делах.
Солнце не печёт ланиты,
Крохи жизни длит в веках.
Снежный двор, огнём залитый,
Дремлет смирно в тюфяках.
И зима сурово спросит,
Вьюга взвоет с острых бритв.
Всем гранат в снежках подбросит-
Для начала новых битв.
Но природа мир запросит,
Сатисфакций за ущерб.
Всё живое не выносит
Оккупаций- то не герб.
Зиму вновь весна накажет-
Ты смотри во все глаза!
Цвет опять листок покажет-
Из сугроба, партизан!
Я с большим уважением отношусь к творчеству Николая Алексеевича Некрасова- для меня он лучший отечественный поэт 19 века. Но… на создание стихотворения меня подвиг общеевропейский миф о «генерале Морозе», который распространен в историческом обиходе с периода Смутного времени.
В целом его можно рассматривать, словно единую метафору, соответствующую быстрой смене погодных декораций при «нашествии» зимы. Так же всё радикально меняется в военное время.
Это не генерал- так настоящий военный себя не ведёт.;)
Это дипломат Распутица.))
Удался МАРАФОН Елены,
На старт любителями вышли,
Ну а теперь мы все спортсмены.
Не в пыли библиотек,
А на сайте, с чашкой чая,
Мы учились, не скучая!
Гостья
Ко мне пришла ты не от куда
И в никуда опять ушла.
Наверно это было чудо,
Ты белой кошкою была
С твоим приходом стало легче,
Я чувствовал в тебе она,
Ее на миг отдала вечность
Чтоб помогла и вновь ушла.
И ты конечно давно знала-
Что догадался я давно,
Сидела, тихо, со мной рядом
На сердце было хорошо.
Я помнить буду это лето…
Сказала жестами:" Пора."
Загадочно и незаметно.
Уходишь в даль моя мечта.
Лучшему тренеру марафона.
Повеселили картинкой — сто лет в спортзале не была!..
Удачи всем троим!
1. Использую, не осознанно. Пишу и пишу, как говорится.
2. Впервые слышу. Надо обязательно попробовать поиграть.
3. Постараюсь написать!
4. Роза с шипами. Попробую написать.
«Роза с шипами» — отличный образ ты выбрала! Будем ждать с нетерпением твою историю!
Метущаяся душа старого пирата.
Старый пират душой своей в море,
Даже когда он сходит на сушу.
Груз долгих лет, в его призрачном взоре,
Прошлое в памяти, мучает душу.
Старый пират свой дом не покинет,
Сломана мачта, и прогнил сырой трюм,
В жилах его, кровь уже стынет,
В мыслях пирата полнО разных дум.
Старый пират когда-то был молод,
Пил ром и эль, сражался как волк,
Ветер в лицо бил, пронизывал холод,
Быть капитаном, его святой долг.
Старый пират прожил жизнь с отвагой,
В поиске вечном сокровищ и кладов,
С блеском в глазах, с окровавленной шпагой,
С знанием карт, кораблей, сильных ядов.
Старый пират и «Чёрный Роджер»,
Неразделимы и высоки,
В чём-то они немыслимо схожи,
Оба пираты и моряки.
Старый пират с крюком вместо кисти,
И на плече попугай какаду,
Ходит по рее, в поиске истин,
Что его ждёт в раю и в аду.
Вечность близка, душа неспокойна,
ПрОжита жизнь, окупилась стократ.
Жив ещё дух, он едва ли покойник,
Молод душою старый пират!
Это моё видение этой картины.
Близится жизни опасной закат,
В вечных скитаньях по морю и суше,
В поиске вечном старый пират.
Пират
Малыш родился с алчным взглядом,
А женщины ходили стадом.
Бывал он на руках у всех
И с детства ждал его успех.
Припев:
О, боже мой, какое тело-
Идет по жизни каравелла!
Прическа, брови, макияж!
Свистать наверх- на абордаж!
Девиц рыданье не в укор-
Уходит в рейд его линкор.
Сумел так в жизни разобраться,
Что черпал из сердец богатство.
Припев:
А обернется, когда дрейф-
Посмотрит на разбитый шлейф.
Пусть обзовется кто- то: гад.
Не надо грязи- он пират!
Припев:
«Не надо грязи — он пират!» — это сильно! И про каравеллу тоже живенько! )))
Их есть у меня, особенно мне нравится «Ночи Лилит.»)
Утро раннее в росы прыгнуло,
Босиком идёт не спеша.
Все цветы в саду спинки выгнули,
От волнения чуть дыша.
Рады солнышку колокольчики,
Глаз ромашковый золотист,
Растопырились роз укольчики,
У гвоздики цвет бархатист.
Из-за облака — солнце с венчиком,
Настроения не поймёшь:
То ль задумчиво, то ль застенчиво,
Разгуляется — не уймешь.
Я в росистый сад выйду с грёзами
Солнца первый луч увидать.
Подниму глаза вместе с розами —
И войдёт в меня благодать.
Надежда Фурзенко
Я стою на мосту между речным потоком и воздушным. Прищуриваю глаза, и мост уходит из под моих ног. Я парю, словно чайка., то ли над водой, то ли под облаками. Мне открывается дверь в неизведанное ощущение межпространства. За той дверью облака бегут наперегонки, причём, все время меняют свою оболочку: ёжик превращается в волка, волк вдруг расправляет крылья и взлетает над зайцем. Заяц со всех ног убегает от ястреба. Уже почти настигает ястреб зайца, но в этот миг крылья исчезают — и к зайцу скатывается качан капусты. Какая неожиданная радость! Но не успевает заяц попробовать лакомство, как капуста превратилась в лягушку, а рядом с ней появилась цапля — и проглотила её… Тут в дверь влетел сильный ветер, разогнал всех облачных зверюшек, расчистил небосвод… Меня окликнула чайка: «Хватит витать в облаках! Возвращайся на мост!»
И я снова оказалась на мосту. А заботливый ветер захлопнул дверь-невидимку.
Роза с шипами.
Роза с шипами, моя дочка-подросток,
Ты неприступная, нежно-красивая,
Сложно общаться, порою не просто,
Девушка-роза, сказочно милая!
Розы бутон, готовый раскрыться,
Пленительно-тонкий твой аромат,
Росой лепестков мне бы умыться,
И уловить украдкой твой взгляд.
Солнца лучи играют с тобою,
Прячь свою колкость, повремени,
Нравишься мне и люблю, я не скрою,
Всех красотою своею затми!
МУЗЫКА
Плакала душа волшебной скрипкой,
Уносилась в небо белой птицей,
И смотрела с грустною улыбкой,
С кем ей на земле пришлось проститься.
Синева небес так беспредельна,
Спорить может с синевою моря,
Облака, бегущие по небу —
Словно стая чаек на просторе.
Грешная земля в цвету лежала,
Утренней росою умывалась,
Плакала душа и ликовала,
И опять на землю возвращалась.
Чтоб не быть на небе одинокой
Всё попутчиков себе искала.
Жизнь порой бывает так жестока,
И душа прекрасно это знала.
Да, однажды всё ей надоело,
Унеслась, растаяла, как дымка.
Но душа, покинувшая тело,
Где-то рядом, словно невидимка.
К работе Георгия КостинаМятущаяся душа старого пирата
По весне или зимой в Портлэнде когда то
Провожала на разбой бабушка пирата.
Это был любимый внук, бабушка мечтала,
Чтобы бабушкой она капитана стала.
Чтоб ни в чём не знал нужды внук в открытом море,
Не скупилась на труды бабушка и вскоре
Собрала ему рюкзак, куда положила
Порошок зубной, табак, спички, соль и мыло,
Полотенца, два платка, тапочки, мочалку –
Для любимого внучка ничего не жалко!
Зарядила пистолет, наточила ножик
И сказала: сорок лет скинуть, я бы тоже
С внуком плавала вдвоём под пиратским флагом,
Показала б, что по чём всем этим салагам!
Флинта рада повидать я была бы, ясно,
Да спросила бы: «Пират, где ж твои пиастры?!»
Э, да что тревожить зря, раньше бы немножко…
А ведь влюблена была я в него как кошка –
Был красивый и лихой, точно на портрете,
Для меня один такой на всём белом свете,
Я в пираты-то пошла – быть к нему поближе…
Вот такие, брат, дела, смерть я ненавижу.
Мается его душа, чувствую и знаю,
У него она была, как у самурая.
Может, встретятся когда души, кто их знает,
Покаянье, говорят, много искупает.
Бабушкины старанья порадовали: ничего не забыла для внука, даже ножик поточила!..
Георгия Костина «Осенний блюз»
***
Загулявшие где-то дожди
В нашу землю опять воротились.
Хоть сжигай, что прошло, хоть не жги,
Всё ж останутся искорки были.
Будут жаркие летние дни
По пятам за тобой увиваться.
Обернёшься — дождинки одни,
А под ними следы — померанцем.
Музыкальные пальцы дождя,
До чего ни коснутся, озвучат:
Барабанную дробь переждав,
Каждый лист свою нотку получит.
Запоют, зазвенят голоса
В хоре песни про летнее время.
В черноплодной рябине краса,
И лиловая радость, и бремя.
.
Я заслушаюсь дробью дождей
Под ветров разгулявшихся дискант.
Вновь сентябрьский незримый диджей
Будет ставить любимые диски.
Полностью на метафоре построено, например, моё стихотворение (я его уже размещала) «Две берёзы» (две сестрёнки). Метафоры, как правило, не повторяются. Специально проверила, но, может быть, и не всё заметила.
3. К фотоработе Георгия Костина «Слияние сна и зноя» (12-я неделя марафона)
В зное купается жаркое лето,
Волны лениво бьются о скалы.
Ты не в бикини, ты не раздета…
Сплю и не сплю в забытьи небывалом.
Может быть, я пребываю в прострации?
Дрёма и зной проникают под кожу…
В мареве зыбком вижу три грации…
Ты среди них… я, кстати, тоже.
4. Мосты и двери
Мосты отличаются своей дипломатичностью: помогают налаживать отношения не только между людьми, но и даже с государствами. Их решительность сдерживает натиски воды, врага, превращаясь в плотины. Основательность, твёрдость помогают строительству дорог. Иногда на них нападает некая блажь, экзальтация, тогда мосты превращаются в помосты.
Двери понятнее, открытее, часто со своими и чужими держатся нараспашку, не думая о последствиях. При этом иерархия у них очевидна. Печная заслонка держится обычно скромно, робко – боится растратить жар своей души. Калитка – самая легкомысленная: кто только её не открывал, часто без разрешения… Хотя чем лучше ворота? Стоят-стоят закрытые… Откроются – и целое войско проходит! А кто-то ещё и щит на них прибьёт…
«Три грации» повеселили!..
То ль во сне, то ли в странной игре...
На камнях раскалённых и голых
Я пока существую в глаголах
И боюсь превратиться в тире.
Изнываю. Горю. Трепещу.
Ощущаю и чувствую. Каюсь.
Сомневаюсь. Надеюсь. Теряюсь.
Подчиняюсь. Прощаюсь. Лечу.
Окунаюсь в нахлынувший зной.
Растворяюсь в безжалостном лете,
Воплощаясь в мазки-междометья -
Молчаливый петроглиф цветной.
Сказали прямо, просто, но… искусно!
Удачи, Клавдия!
Растворение в музыке.
Растворяюсь под звук саксофона,
Растекаюсь как дождь по стеклу,
В нотах призрачных обертона
Я взлетаю подобно орлу.
Звуки льются, пронзают под кожу,
Ноты вверх, то вниз полутон,
Обрываются, душу тревожа,
Плачет жалобно мой саксофон.
Я наверное третья октава,
А быть может терции звук,
Не нужна чужая мне слава,
Я пройду через тысячи рук,
Инструментом, до боли звучащим,
От adagio до allegretto,
Может скрипкой сакрально кричащей,
Растворяюсь в мелодии где-то.
Зазвучать бы в яме оркестром,
Чтоб во фраке был дирижёр,
Только в яме этой, мне тесно,
И минор сменяет мажор!
Я звучу от piano до forte,
Если нужно staccato ворвусь,
Кто же я? Прошу вас не спорьте!
Я мелодия жизни и грусть.
Я мечтаю стать бесшабашной,
Я мечтаю снова влюбиться,
Я мечтаю… Это неважно.
Я могу в любом раствориться!
«Слияние зноя и сна 2»
Их половинки персиков в песке,
И, истекая персиковым соком,
Три женщины задумались глубОко,
Любуясь облаками вдалеке.
Им ноги лижет ласковый прибой,
А солнце золотит так нежно кожу…
На Веру и Любовь они похожи
С Надеждой и чуть-чуть на нас с тобой.
В дремотный полдень зной льют небеса,
А марево и в душах и над морем,
Как затаённая истома в женском взоре:
И мысли плавятся, не то что телеса!
Сиесты час ещё не наступил,
Чтоб в сумраке прохлады очутиться,
Во сне, со зноем слившись, раствориться
И в нём забыть, кого и кто любил.
С Надеждой и чуть-чуть на нас с тобой.
Особенно мне понравилось упоминание о трех сестрах, неожиданное для меня, в контексте этой фотоработы: «На Веру и Любовь они похожи С Надеждой и чуть-чуть на нас с тобой».
На раньше распахнутой настежь двери — замок.
И ключ не под ковриком больше. Но ветхий мостик,
В дощатую память шаги торопливых ног
Вписавший навечно, дождётся однажды гостя.
Георгий Костин «Небесный листопад»
В молекулах дыхание желания
И трепет перед временем игры.
В потоках искушенья мироздания
Алмазы в поруганьи до поры.
Пух ангелов — мундиры горизонтов,
Небес перина — ласковый маяк,
Дорога чрез мятежности всех фронтов — В судьбы сугробах страждущий босяк.
Взгляд растворённый в неизведанной мечте.
Всё вопреки ньютоновской завесе.
В тумане страсти к неизбежности черте.
Христос Воскрес! Воистину Воскресе!
Ваши стихотворения на заданные моими фотоработами темы – превзошли все мои самые лучшие ожидания. Ваши стихи – это то, что как говорится, Сам Бог приписал. Особенно хочу выделить экспромт Клавдии Петрушенко «То ль во сне, толи в странной игре». По моему вкусу тут даже сам Велимир Хлебников отдыхает. Это стихотворение с легкостью можно отослать к истокам европейского модерна и даже к самому Артюру Рембо, к его хрестоматийным и знаменитым «Гласным», где – «А — бархатный корсет на теле насекомых..»
Но и все остальные стихи – безупречны (сейчас пока подробно останавливаться на них не буду) поскольку их профессионализм и точное попадание в десятку темы меня настольно вдохновили, что родилась мысль-идея. О ней и хочу поведать, чтобы потом, в последнем заключительном дне марафона, можно было бы обсудить и её.
Предлагаю сотворить солидную книгу, может быть даже серию книг, под общим названием ОТКРЫТАЯ ШКОЛА ПОЭТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА. А первую книгу назвать МЕТАФОРА – ЦАРИЦА ТРОПОВ. Почему открытая? Да, потому что цифровой формат позволяет делать гипертексты. То есть постоянно добавлять к визуально оформленному тексту новые и новые части его. Но самое главное в такой инициативе – к этой работе можно привлекать теоретически всех ныне здравствующих на земле поэтов. Практически у каждого из них есть что сказать о метафоре и показать собственную метафору, а визуальные изображения (пока только мои фотоживописные работы) будет связующим звеном. И даст возможность читателю увидеть какие разнообразные ассоциации возникают у поэтов при виде одного и того визуального образа. Если нам удастся слепить первоначально хотя бы модель такой книги, а её уже можно будет опубликовать на литтресе. То эту модель можно будет разослать всем писательским организациям и литобъединениям, чтобы желающие могли бы в ней поделиться своим мастерством сложения метафоры. Более того, можно направить книгу и поэтам пишущим не на русском языке, а на любом языке мира (визуальное изображение имеет общеединый человеческий язык), чтобы ни только пополнили Книгу стихотворениями на родном языке. Но и стали бы переводить на родной.
Я не знаю, поддержит ли эту мою инициативу руководство Клуба и Союза. Но даже если образуется небольшая инициативная группа единомышленников, то ей эта работа будет под силу. По крайней мере, для Клуба – это будет уже настоящим ДЕЛОМ. Не все же в нем изучать ямбы и хореи, и считать количество слогом в строчках… :)
К руководству лит. клуба сама я не имею ни малейшего отношения, но буду рада, если проведенный марафон станет источником новых творческих идей для его участников! Думаю, на будущей неделе обязательно обсудим и Вашу идею, как, возможно, и идеи других марафонцев!
P.S. Единственное, я все же хочу отметить, что для меня противопоставление формы и содержания всегда кажется странным и даже неестественным. Поэтому я думаю, что без изучения размеров, особенностей стихосложения никакая учеба невозможна («Не все же в нем изучать ямбы и хореи, и считать количество слогом в строчках… :)»). Хотя, безусловно, что без фантазии, без работы воображения одно лишь следование технике письма будет бесплодным.
***
Еще раз благодарю Вас за отклик и за участие в марафоне!
Но главное другое. Ноты сами по себе не звучат. А звучит МУЗЫКА. И музыканты играют МУЗЫКУ, и слушатели приходят на концерты послушать МУЗЫКУ. А поэзия — та же МУЗЫКА. И вот нужно учиться создавать (творить, созидать) МУЗЫКУ.
А стихотворные размеры (ямбы и хореи) это всего лишь ноты без МУЗЫКИ… И те, кто считает количество слогов в строчках — похоже, вообще мимо ушей пропускают МУЗЫКУ.
И потом (что очень важно) я их такими не делал: они сами получились такими. Наверное потому, что они такие и есть на самом деле. Как бы это не прозвучало мистически: они все для меня — живые: разве что только типа находятся в соседней комнате: я их не вижу, но знаю. что они там. И если что-то захочу у них спросить — спрашиваю; и они мне отвечают. :)
А то, что у Вас мистика — КОНЕЧНО, работы это ясно показывают, они «втягивают» в себя, меня, так уж точно. Удачи Вам!
Георгий Костин «Молодые»
Лепестки на зыбкой грани.
Пахнет сладко и дурманит.
Длань лежит в любимой длани.
Сердце дерзко хулиганит.
Всё избыточно и ярко.
Впереди сверкает Вечность.
По весне душа бунтарка
Обретает человечность.
Перспектива дальше тени.
Груз ещё совсем не давит.
В ярких зарослях сирени
След любви рассвет оставит.
В комнате тихо.
Привычно
по стенам лишь шарятся тени.
Мгновенья. Мгновенья.…
Проходят столетия.
Лишь тени
и ветер своим дуновеньем
Напомнит о жизни…
И пыль – как забвение
В глазах поколений.
Портреты на стенах –
Как украшение — когда круг второй заменяется первым
и час последний — сменяет рождение.
Мгновенья. Мгновенья.
Портреты на стенах…
предмет интерьера.
За тонким стеклом
не видно барьера,
и смотрят глаза — как из кресел партера
за правнуков жизнью,
в когда-то оставленных стенах:
когда с восхищеньем,
когда – с укоризной
-За тонким стеклом — А звуков не слышно,
И дом — вроде тот,
Да, — в портрете хранишься
-со стороны — наблюдаешь за ближним.
И тени, скользят
И звуков не слышно.
Время назад — не возвратится,
А за окном — вновь и вновь
цвет набирает белая вишня…
И стынет кровь,
Жизнь уходит неслышно.
Ну почему же так быстро?
Ответь мне, Всевышний?
Метафоры- важные средства выразительности в искусстве.
Золотой дождь
Я иду по тропинке лесной,
Разноцветный букет собираю,
На душе хорошо, покой,
Улыбаюсь чему-то не знаю…
Подлетел озорной ветерок
К одиноко стоящей берёзе
И сорвал с головы ей платок,
Растрепал золотистые косы.
Уж играл он кудрями её
И ласкал их, трепал и гладил…
Золотым я дивилась дождём,
Что на грешную землю падал.
Г. Костин «Молодые»
Мне почему-то сразу вспомнилось моё стихотворение
«Волшебный вечер»
Тот волшебный вечер
Часто снится мне:
Звезды, словно свечи,
Светят нам во тьме.
Узкая тропинка.
Мы — к плечу плечо.
Кружатся снежинки.
Сердцу горячо…
Я от счастья млею,
Слушаю тебя.
Ты мне руки греешь,
Дуешь, теребя.
Будто вечность длилось
То мгновенье. Да…
Жаль, что не сложилось.
Развела Судьба
Лица улиц скрыты ночью.
Дышит сумраком бульвар.
Фонарей бегущих строчка.
Месяц в озеро упал.
День уже поставил точку,
В синем мареве пропал,
И снимает оболочку
душ людских речной вокзал.
Только путник — одиночка,
Долго ищет свой причал,
Мокрых досок позвоночник,
Шаг услышав простонал.
Ищет дверь, или замочек,
Чтоб унять свою печаль,
На мосту из многоточий
Ждет, когда дадут сигнал.
Единственное, по-моему, в строке «людских душ речной вокзал» лучше бы, с учетом ударений и ритма, поменять слова «людских душ» местами. То есть сделать так: «душ людских речной вокзал...» (На Ваше усмотрение. При прочтении я на этой строке споткнулась немного...).
По-моему, более странных объектов для сопоставления, сравнения, оценивания трудно подобрать. Ну, мост и мост, дверь как дверь – мы живём, не задумываясь об этом, и напрасно – они созданы человеком и для человека много тысяч лет назад. С чего же начать? А начну, пожалуй, с двери, так сказать, открою дверцу в тему. Хоть раз кто-нибудь задумывался, что такое ДВЕРЬ? Это, оказывается, просто проём, а проще, дыра в стене для входа и выхода из помещения и створ, закрывающий этот проём. Их великое множество – деревянные и металлические, с порогом и без, входные и межкомнатные, однополотные и двустворчатые, гармошкой и опускающиеся, пенальные…Распахивают двери, чтобы встретить новорожденного из роддома и проводить в последний путь умершего, на битву и встречают с победой. На притолоке двери обычно делают насечки, отмечая рост ребёнка, его имя и год. Двери закрывают от холодного ветра и мороза, от нескромных глаз, оставаясь наедине с любимым человеком, со своей семьёй. Мы открываем «дверцу в сердце» для любви и тепла…
Другое дело МОСТ. Это транспортное сооружение над любыми физическими препятствиями – рекой, дорогой, оврагом. Они тоже разные – деревянные и металлические, железобетонные, и по размеру – мост, мосток, мостик. Сразу становится понятно, что он находится только на улице, под открытым небом, его жарит солнце, хлещут ливни, изо всех сил морозит мороз. Более того, по ним, мостам, день и ночь идёт транспорт от легковушек до тяжеленных грузовиков и железнодорожных составов. А по обочинам мостов, тротуарам снуём мы – пешеходы, пусть не в таком количестве, как машины, и чаще днём, но мосту от этого не легче. Так вот, мост – это сооружение над любым водотоком – рекой, проливом и т.п. Мост через дорогу называется (вдумайтесь!) путепроводом, а через овраг или ущелье величается виадуком. С мостами всё не просто! Например, в С-Петербурге их 342! Соединяют улицы и каналы, островки и острова. Более двадцати из них являются разводными. А сколько мостов имеют собственные имена – Аничков мост с четырьмя скульптурами коней, укрощаемых юношей, Ломоносовский мост, Банковский… И, наконец, Поцелуев мост, где влюблённые назначают свидания, куда приезжают новобрачные, чтобы бросить с моста в воду монетку на счастье.
Мосты и двери… Что же общего между ними и нами?! Они открывают, ведут, соединяют всю нашу жизнь, которая невозможна без движения, мы – их связующее звено: двери – люди, мост – люди. А если посмотреть по другому двери-люди-мост. Сколько стихов и даже фильмов, включающих названия этих объектов! А мне вот так написалось про мой любимый Поцелуев мост»
Я приду на Поцелуев мост,
Где с тобой когда–то целовалась,
И сама себе задам вопрос:
Было это или показалось?
Белая черёмуха цвела,
Запахи весенние витали,
И для нас с тобой любовь была
Счастьем без сомнений и печали.
Радовались солнцу и дождям,
Розам и копеечным ромашкам…
« Никому тебя я не отдам! –
Я шептала – Без тебя мне страшно!»
А потом ушла за горизонт –
Показался мне другой дороже…
Только потемнел вдруг небосвод,
Звёзды стали холодней и строже.
Дни катились, словно снежный ком,
Превращались в месяцы и годы,
И тогда я думала о том,
Что любовь спасает от невзгоды…
А сейчас иду на старый мост,
Где с тобой когда–то целовалась,
Чтоб самой себе задать вопрос:
Счастье было или показалось?
Хочется, чтобы все двери открывались, и мосты вели к счастью.
В заснеженном декабре,
В февральскую лютую стынь,
Сладкоголосых сирен
Слышу сквозь сумрак долин.
На флейтах играющих нимф
Я лиц не могу различить,
Мне не устроить смотрин,
В объятья не заключить.
И кружится дней серпантин
И ветер, по крышам юлит — Нет среди белых равнин,
Лишь той, что не смог разлюбить.
Замерзшей сосулькой гордынь,
До белого жар раскалит,
Не разорвать пуповин,
И память не замолчит.
Брожу среди мерзлых лощин,
Потерею воздух кровит,
И время — палач, не убив,
Раны в рубцы превратит.
26.07.2020
Почему-то, несмотря на осеннюю картину на ум пришла зима и песни сирен и нимф.
Полусумрак. И тени гуляют в воде
Отражаются лёгкою рябью.
Молодые идут, не спеша, налегке,
И встречают они лето бабье.
То ли ивы плакучей раскинулась тень,
Иль ракиты тонкие ветки,
За спиной уже ярко прожитый день,
Впереди объятия крЕпки.
В даль тихонько идут, он и она,
И мечтают о чём-то насущном,
В этом сумраке, жаль, тропа не видна,
Держась за руки, шагают нескучно.
Куда путь молодых приведёт и когда
Они клятвы друг другу дадут?!
Впереди лунный свет и жизни года,
И счастливый новый маршрут.
28.07.2020 ©️Мария Буранова
Мы за стеклом…
Мы за стеклом, словно рыбы в акварие-
в целом довольны своим бытием:
так хорошо быть безмолвными тварями,
в снах же взбираемся на острие.
Каждый стремится забиться в свой угол, но
взмучены воды- в них дно не блестит.
И между делом помыслим испуганно:
-Могут зубастую щуку впустить.
Скучно плывём от стены и до праздника-
ждём, что подсыплют избыточный корм.
Но не даёт есть политика грязная-
вечно трясётся за статус из норм.
Нас опоясала мгла безвоздушная,
снова бессменный правитель, как встарь
грезит престолом, свобода задушена-
снова в цене наш премудрый пескарь.
Прежде влекли отношения грубые,
ну а сейчас безвозмездный наказ:
нам наслаждаться общественным грумингом-
с долей своей попрощаться на раз.
Если разбить нам стекляшку постылую,
чтобы разрушить бесправье и гнёт-
видится в том, что навеки всех вылили:
кто-то порежется, кто-то умрёт.
Акварий- аквариум (устаревшее слово).
P.S. Это была поэтическая иллюстрация к фотокартине «Скачки на рыбах»?!.. Или так просто — вместо поскриптума? ))) Какое-то невеселое завершение получается, если так… Хочется чего-нибудь повеселее!
Благодарю.)
Есть принцип политологии, что человек начинает интересоваться политикой только тогда, когда его базовые потребности удовлетворены. В СССР, к примеру, их невозможно было удовлетворить в принципе и потому власти КПСС ничего не угрожало. Примерно так.
Но если честно, то у меня иногда получаются такие строки, в которых смысл теряется в бессознательных ощущениях- больше чувство, чем мысль. Просто леттризм какой-то и «несчастный случай»:
Видится только отдельным «рыбам», способным к прогнозированию. В данном случае- автору.
Доработал задание №4, где вы предложили метафоры на выбор.
Что-то взгрустнулось- после завершения марафона. Но меланхолию хорошо развеивать группой «Poets of the Fall»:
Но, надеюсь, что все-таки мне удастся это сделать. Пишите мне в личку: высылайте адреса. Полагаю, что это можно будет сделать лучше всего почтой России.
2. Обязательно попробую )
3. Вот эта работа очень понравилась www.photounion.ru/show.php?fnum=184313
***
Лежу на камешках
лицом вверх
на дне неба,
а надо мною
проплывают
облака – рыбы.
4. Снова на праздник цветенья
К нам поспешила сирень,
Радостью и вдохновеньем
Светлый наполнила день.
У маргариток пушистых
Порозовели бока,
И средь черемух душистых
Лучшей не выбрать никак.
В беленьких юбках нарциссы
Дарят свой танец весне.
Вишня – седая актриса
В полной предстанет красе.
Праздник цветов и цветенья,
Праздник нарядной весны — Дни эти солнцем весенним
И возрожденьем полны!