Над суетою земли поднявшись…Гл. 7

Над суетою земли поднявшись…Гл. 7

                                               Над суетою земли поднявшись…Гл. 7

                                 Часть третья «О Творце Неба и земли и о Пречистой»

  Глава седьмая «Мысли, созерцанием Звезды Рождественской дарованные…»

Одна, одна над белою землею
Горит звезда
И тянет вдаль эфирною стезею
К себе — туда.

А вот нечто похожее, хоть и написано в другую эпоху — и поэтом иного «происхождения».

Звезда полей, во мгле заледенелой

Остановившись, смотрит в полынью.

Строки первого произведения созданы В.С.Соловьёвым, а второго – поэтом, пришедшим в мир земной через тридцать шесть лет после того, как В.С.Соловьёв мир оставил, — Н.М.Рубцовым. Похожи стихи тем, что в обоих Звезда Рождества над землёю взошла – над снегами России.

«Звезду полей» Н.М.Рубцова мы вспоминали однажды, об образе звезды в русской литературе беседуя. (См. «Звезда, в литературе русской просиявшая».Гл.2)

Об «Оке Вечности» В.С.Соловьёва — тоже, но сейчас нас интересует не только звезда.

Итак, у Русского Мыслителя о любимой им России только «белая земля», снегом покрытая, напоминает – остальное, как скажет позже другой русский мыслитель И.А.Ильин, — «сверхнационально». Потому обратимся к следующим строкам произведения:

О нет, зачем? В одном недвижном взоре
Все чудеса,
И жизни всей таинственное море,

И небеса.

И этот взор так близок и так ясен, — Глядись в него,
Ты станешь сам — безбрежен

и прекрасен —
Царем всего.

Взирающий на Звезду, о приходе в мир Спасителя возвестившую, должен стать «Царем всего» — как и было Творцом о создании человека задумано. Вот на том и остановимся ненадолго.

Разве не знает кто-нибудь, как дьяволом соблазнённые, Адам и Ева «право» царями быть утратили – а после и все «потомки» их. Царь… Не самодур, не тиран, не деспот, не рабовладелец. Царь – истинный хозяин, ответственность за всё вокруг происходящее несущий – вплоть до смерти, как наши Святые Великомученики Царственные, как далёкие по времени, но близкие по духу предки их – Братья-Страстотерпцы Борис и Глеб.

Царство Небесное – царство земное, что «подобием» стать должно. Царь должен быть воплощением справедливости, что значит «быть с праведностью». И «властвовать» должен прежде всего над страстями своими греховным, чтобы быть, примером для тех, над кем царствует…

И как, говоря о Царе, не вспомнить слова Херувимской Песни во время Литургии, когда замерли все в духовном единении?! Яко да Царя всех подымем.

Словно «продолжая» мысли сакральные, говорит нам В.С.Соловьёв, что должно, жизненно необходимо поднять взгляд на Звезду, о Рождении Божественного Младенца возвестившую. И «звездою научиться»

«Бог стал человеком, чтобы человек стал богом», — изрёк Святитель четвёртого века Афанасий Александрийский. А уж тем паче — «царём» над страстями греховными. И помнить Промысел Божий о человеке, помнить, как «царствовали» над мирозданием — даже над силою превосходящими зверями хищными, свирепыми – часто немощные телом Святые...

«Слава Тебе за кротость животных, служащих мне» — слова удивительного Акафиста «Слава Богу за всё», созданного чудом властью антихриста не убитого Митрополита Трифона (Туркестанова). Слова о том, что только Божественное Присутствие в жизни человека делает его «царём всего»

Но довольно, наверное, а то как-то в сторону далеко ушли. А, может быть, и не ушли вовсе…

Ты станешь сам — безбрежен

и прекрасен —
Царем всего –

Разве не говорит В.С.Соловьёв вслед за многими русскими поэтами о «возвращении» к потерянному Раю?!

«Боже, опять нас к себе возврати», — взывает «истомлённый блужданиями во мраке» лирический герой К.Д.Бальмонта. (См. также «О мыслях, чувствах и переживаниях творчества К.Д.Бальмонта».)

Лирический герой В.С.Соловьёва в отчаянии, конечно, не пребывает. В произведении отражён, наверное, некий «итог» размышлений о Творце, в мир беззащитным Младенцем явившемся, чтобы страданиями на Кресте и Воскресением смерть победить. И напоминает, говорит людям о том Звезда, над землёю горящая, много веков назад путь пастухам и волхвам указавшая…

А строки о Звезде «над белою землёю» ещё и песней стали, благодаря одному из артистов Духовного Православного Театра «Глас» — и не только они. Но об этом беседа в следующих главах, как и о том, что Бог пришёл в мир и нас Милостью Своею не покидает...

 (Продолжение следует)

Аудиофайл:
andrei-istokov-oko-vechnosti.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

0
22:34
268
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!