Упражнения в прекрасном: творческий марафон. Неделя 3
«Ночь без сновидения подобна напрасно прожитому дню» (А.М. Ремизов).
Здравствуйте, уважаемые участники творческого марафона! На прошлой неделе мы с вами уделили особое внимание жизни в настоящем времени и «попробовали на вкус» силу текущего мгновения. Играя, мы раскрашивали свою жизнь в разные цвета, наделяли ее радующими нас запахами, придавали ей различные текстуры.
На этой неделе (27.04 – 2.05) я предлагаю вам отправиться еще дальше в глубины подсознания и поговорить о наших сновидениях, открывающих большие возможности для творчества. Сон может стать для вас как ярким путешествием в прошлое, так и самым непредсказуемым путешествием в будущее время.
Жизнь есть… сон?..
Сны – одна из самых загадочных сторон человеческой жизни. Недаром они всегда интересовали музыкантов, очаровывали художников, манили поэтов. Во снах соединяются причудливые образы и неожиданные повороты событий.
Согласно словарному определению, сон – это «естественное физиологическое состояние, противоположное состоянию бодрствования, характеризующееся пониженной реакцией на окружающий мир». Помимо первого словарного значения, сном или сновидением обозначается и «последовательность образов, формируемых в течение фазы “быстрого сна”». Именно такие последовательные или хаотичные образы и интересуют нас в широком творческом контексте.
Ученые, исследующие природу сна, сделали вывод о том, что человек видит сновидения около 20% от всего времени, которое он проводит в спящем состоянии. Это около полутора часов из рекомендуемых 7 – 9 часов сна. В целом, за свою жизнь человек смотрит сны около четырех лет.
Во время сна ассоциативное мышление доминирует над логическим. «Если намеренно или нечаянно рядом со спящим человеком, например, разлить воду или зазвонить колокольчиком, то каким-то образом эти шумовые эффекты вплетутся в канву сновидения». [Подробнее см. на: https://fb.ru/article/430305/o-fazah-sna-i-snovideniyah-v-kakoy-faze-sna-snyatsya-snyi].
О том, что человек находится в фазе сновидений, свидетельствуют быстрые движения его глаз. Именно они фиксируются в то время, пока мы живем воображаемой жизнью. Если разбудить человека в это время, то он сможет довольно последовательно пересказать свое сновидение. Затем оно очень быстро забудется. В потоке ежедневных забот мы постоянно «теряем» большую часть неожиданных образов, приходящих к нам из снов.
Кстати, на английском языке быстрое движение глаз звучит как rapid eye movement, что и дало название популярной группе R.E.M, чьи тексты песен не менее загадочны, чем сны некоторых людей:).
Сам процесс сна необходим человеку для восстановления потраченных им в течение дня сил и энергии, для укрепления иммунной системы и нормализации обмена веществ. Не секрет, что крепкий и достаточный сон снижает риск многих заболеваний и облегчает течение уже имеющихся.
Что до сновидений, то их роль менялась в зависимости от разных культурных традиций. Согласно древнееврейской и древнегреческой культурам, сны – это послание человеку свыше. Считалось, что сон одного человека может оказать влияние на все общество, все государство. В связи с этим, большое значение придавалось интерпретациям снов, которыми занимались оракулы.
Согласно атомисту Демокриту из Абдеры, во время сна в душу человека проникают «образы и истечения», более ощутимые ночью, чем днем. Эти материальные истечения и порождают «видения во сне», по которым можно предугадывать будущее. В Месопотамии сновидения фиксировались на особых табличках, которые затем хранились в жреческих архивах. Библия полна разных историй о снах, в которых Бог открывал свою волю пророкам. В то же время сон может являться и «аргументом» лжепророков.
В средневековой Европе люди верили «вещим снам». Эти суеверия перешли отчасти и в эпоху Возрождения. Шекспир устами своего героя в пьесе «Буря» утверждал: «Мы сами созданы из сновидений, и эту нашу маленькую жизнь сон окружает». Даже в XIX столетии сонник все еще продолжал оставаться одной из самых популярных книг. Здесь можно вспомнить следующие строки из «Евгения Онегина»:
Хоть не являла книга эта
Ни сладких вымыслов поэта,
Ни мудрых истин, ни картин,
Но ни Виргилий, ни Расин,
Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека,
Ни даже Дамских Мод Журнал
Так никого не занимал:
То был, друзья, Мартын Задека
Глава халдейских мудрецов,
Гадатель, толкователь снов.
В XX веке Фрейд дал снам психологическую трактовку. Основатель школы психоанализа утверждал, что сны выражают сексуальные переживания человека. Карл Густав Юнг согласился с предположением Фрейда о том, что сны – это некий мост от подсознания человека к его сознанию, однако оспорил многие фрейдовские интерпретации образов.
«Сновидения – это маленькая потайная дверь, ведущая к глубочайшим и интимнейшим тайникам души» (К.Г. Юнг).
Многие современные психологи и психиатры сравнивают сны с рентгеновскими снимками эмоций. Образы, возникающие в сновидениях, могут передавать наши тревоги, страхи и вытесненные желания. Нередко сны называют «письмами из подсознания».
Георгий Костин «Сновидение, в котором дойная корова заблудилась в пространстве и во времени»
Конечно, загадочные сны с их богатой образностью и ярко выраженной индивидуальностью нередко становились «героями» художественных произведений. Особое звучание обрели сны в произведениях эпохи романтизма: у Новалиса, Э.Т.А. Гофмана, Дж. Китса, С.Т. Кольриджа, У. Вордсворта и т.п. Мотив сна у романтиков преимущественно связывался с мотивами жизни и смерти или с мотивом другой, лучшей жизни, идеально вписываясь в романтическую концепцию двоемирия.
Новалис в «Генрихе фон Офтердингене» отметит, что сны являются «оплотом против правильности и обыденности жизни, отдыхом для скованной фантазии». Главы своего сказочного произведения «Золотой горшок» Э.Т.А. Гофман назовет «вигилиями» – ночными бдениями, тем самым и намекнув на тонкую грань между сном и бодрствованием, и иронично сняв с себя ответственность за достоверность описаний. Сон и явь, реальное и ирреальное в этой сказочной повести тесно переплетены. Еще более всеобъемлющим является проникновение снов в реальность в «Эликсирах сатаны». Об этом загадочном и пугающем произведении сам Гофман писал так: «Бог сна вдохновил меня на этот роман...».
Многие мистические новеллы Эдгара Аллана По, в частности «Падение дома Ашеров», буквально пронизаны атмосферой сновидений. одно из известнейших стихотворений романтика называется «Сон во сне». Сама жизнь, после трагической потери возлюбленной, предстает в этом стихе лишь дурным сном:
Жизнь моя была лишь сном,
Но мечта, что сном жила,
Днем ли, ночью ли ушла,
Как виденье ли, как свет,
Что мне в том – ее уж нет.
Всё, что зрится, мнится мне,
Всё есть только сон во сне.
Георгий Костин «Лунная ночь в заснеженном декабре»
Не меньшую роль играет сон и в реалистических произведениях. В уже упомянутом романе в стихах, «Евгении Онегине», стоящем на грани романтизма и реализма, сон «вместителен, многофункционален и кадейдоскопичен. Мы находим в романе сны, сновидения, сновидческие состояния, сноподобие, сны и бессонницы, смешение и расщепление сна и яви. (...). В результате мотив сна врастает в текст, подобно дереву» [Подробнее на: https://lit.wikireading.ru/20993].
Неоднократно встречаются описания снов героев в «Войне и мире» Л.Н. Толстого. Это и сны Андрея Болконского, и сон Николеньки Ростова, который еще раз демонстрирует нам детскость, беззащитность этого героя перед внешним миром: «Он видел во сне бесчисленное количество предметов: он видел свою мать и ее большую белую руку, худенькие плечи Сони и смех Наташи. Он видел солдат, схвативших его за плечо».
Еще один хрестоматийный пример – многочисленные сны Раскольникова в «Преступлении и наказании». Страшный сон героя о забитой лошади имеет биографическую основу. Когда Федора Михайловича с его братом Михаилом отец вез в Петербург на учебу, то они стали свидетелями жестокой сцены – фельдъегерь яростно бил ямщика, а тот в свою очередь бил лошадей, и они неслись во весь опор: «Лошади рванулись, но это вовсе не укротило фельдъегеря. Тут был метод, а не раздражение, нечто предвзятое и испытанное многолетним опытом, и страшный кулак взвился опять и снова ударил в затылок. Затем снова и снова, и так продолжалось, пока тройка не скрылась из виду».
В романе Достоевского границы между сном и реальностью стерты. Сон плавно переходит в действительность, а действительность возвращает ко снам. Так, когда Раскольников видит мещанина, обвинившего его в смерти старухи, то воспринимает его как дурной сон.
Примеров литературных сновидений настолько много, что, пожалуй, сложнее найти произведение крупного жанра, в котором бы ни встретилось ни одно описание сна. Обычно сны показывают психологическое состояние тех или иных героев, или же являются своеобразной «дверью в неведомое», так как это происходит в фантастических произведениях, книгах с фэнтезийными элементами.
«В копилку книголюба». Рекомендую к прочтению:
1) Протопопова И.А. «Двусмысленность зримого (несколько замечаний о сновидениях в античной Греции»: http://ec-dejavu.ru/s-2/Sleep-2.html
2) Мишина Л.А. Аббревиатуры и иероглифы сна в романе Гофмана «Эликсиры сатаны»:
3) Чумаков Ю.Н. Пушкин. Тютчев: Опыт имманентных рассмотрений: https://lit.wikireading.ru/20993
4) Эдгар Аллан По, разные переводы стиха «Сон во сне»: http://eng-poetry.ru/Poem.php?PoemId=9362
Задания по третьей неделе марафона
1. Достаточное ли количество времени вы уделяете сну? Читаете ли вы перед сном, слушаете музыку или «считаете баранов»? На протяжении этой недели обращайте внимание на время своего отхода ко сну, на то, как влияют ваши вечерние занятия на последующие сновидения. Часто те или иные наши действия в течение дня и те разговоры, которые мы ведем непосредственно перед засыпанием, так или иначе вплетаются в сюжеты наших снов.
2. Попробуйте в течение недели запоминать свои сны, кратко записывая их сразу же после пробуждения. После записи снов вы можете также записывать все то, что приходит вам в голову, используя метод свободных ассоциаций. Проанализируйте свои записи в конце недели. Есть ли в них что-то общее, какие мотивы и образы неоднократно повторяются? Какие образы показались вам неожиданными?
3. Если вам «не снятся сны», то есть вы обычно просыпаетесь не в ту фазу сна, которая сопровождается сновидениями, то представьте, какой сон вы бы хотели увидеть? В каких воображаемых или реальных городах и странах побывать? Кого встретить? С кем пообщаться?
4. Напишите короткую новеллу-сновидение или стихотворение с неожиданным финалом, посвященное самому сновидению или же – шире – теме сновидений в вашей жизни. Попробуйте сопроводить свою прозаическую или поэтическую историю оригинальным, образным названием.
Новелла (итал. novella– новость) – разновидность рассказа; повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, необычный сюжет и неожиданная развязка.
Спасибо за внимание. Если у Вас возникли какие-то вопросы по изложенному материалу, пожалуйста, задайте их в комментариях к статье. И не забудьте дать себе письменное обещание выполнить упражнения этой недели! :)
Дедлайн по текстам третьей недели: 2 мая, 23.30 по Москве!
Максимальный объем для прозаических текстов – до 2.500 знаков (без пробелов), для стихотворений – 28 строк. Если Ваше произведение не вписывается в указанный формат, Вы можете разместить здесь его наиболее яркий отрывок, сопроводив его ссылкой на полную версию текста в вашем блоге или на вашей странице. Спасибо вам за внимание!
***
Не забывайте, что подробную информацию о марафоне вы можете посмотреть на странице «Упражнения в прекрасном: марафон по развитию творческих способностей. Приветствие»: http://pisateli-za-dobro.com/articles/881-uprazhnenija-v-prekrasnom-tvorcheskii-marafon-privetstvie.html
Визуальное оформление марафона представлено работами члена литературного клуба «Писатели за добро», фотохудожника, члена СФР Георгия Костина:http://www.photounion.ru/Show_User.php?unum=229
Модератор беседы – Маргарита Менчинская, автор стихов и прозы, член литературного клуба «Писатели за добро»: http://pisateli-za-dobro.com/users/4584
«Сон во сне» (перевод К. Бальмонта, читает заслуженный артист России Илья Прудовский. Использован отрывок из музыкальной композиции: «Ernesto Cortazar — Beethoven’s Silence»:
Интересная практика — записывать свои сновидения. У меня уже есть такая новелла -http://pisateli-za-dobro.com/chuzhaja-svadba-son.html
Посмотрим, что получится на этой неделе.
В моей книге «Жена хранителя маяка» сновидения главной героини и воспоминания, предшествующие сну, тоже играют важную роль в повествовании.
Новеллу обязательно почитаю — спасибо, что поделились!
Сны — важная часть человеческой жизни, к сожалению, мало изученная. В нашей семье — это фамильная драгоценность, передаваемая по наследству по женской линии. )) Так мама шутила.
Приведу только один пример. Случилось это в 1914 году, во время первой мировой войны. Моей бабушке было около 12 лет, и ей приснилось, что её старшего брата Иосифа завалило в окопе землёй. Сон был такой яркий, что потряс всех. Через какое-то время пришла похоронка. Дата смерти совпала с датой сна. А потом, ещё через какое-то время, пришло письмо из госпиталя, в котором сообщалось, что Иосиф жив. Вернувшись, он рассказал, как всё случилось, и его рассказ полностью повторил сон.
Но вряд ли это интуиция, это мистика. И у меня ещё много таких историй.
pisateli-za-dobro.com/princessa-skazka.html
За окошком солнце встало,
Заглянуло утром в дом,
Чуть тебя пощекотало
Золотым своим лучом.
Просыпаются игрушки,
Ждут тебя, пока ты спишь,
На сиреневой подушке
Тихо носиком сопишь.
Наше маленькое чудо
Любит утречком поспать.
Ты поспи. А я покуда
Буду сказку сочинять.
В сказке веселей дорога,
В ней сбываются мечты.
Подожди, малыш, немного,
И во сне увидишь ты
И моря и океаны,
И дремучие леса,
И неведомые страны,
И, конечно, чудеса.
Так во сне приходит сказка.
Сказки снятся по утрам.
А Анюта-кареглазка
Этот сон расскажет вам.
Аня с солнышком проснулась,
Сморщив носик от лучей,
Маме мило улыбнулась,
Сразу потянувшись к ней…
© Сергей Фомин
Семикаракорск
апрель 2018 г.
«Елена, а где потом используются, анализируются наши мысли, «выкладки»». Татьяна, надеюсь, что наши «выкладки» никем, кроме нас самих, не используются. Авторское право как-никак. Хотя интернет — площадка открытая...(?). Поручиться на 100 процентов, увы, нельзя. Но… если кто-то и использует наши строчки, значит, они ему «отозвались». Это уже само по себе что-нибудь да значит . Чисто на всякий случай я сейчас к таким ребятам обращусь: вы хоть ссылаться-то на нас не забывайте, добрые люди!
А по поводу анализа: этот марафон задуман больше как «самоанализ». У каждого свои тексты, поэтому у каждого и какие-то свои выводы по итогу будут, надеюсь. Мы для этого еженедельно «предварительные итоги» подводим, по конкретным заданиям. Ну, и в финале пообщаемся непременно. Обсудим, что для каждого из нас было проще — что сложнее, попробуем понять почему, где наши «зоны роста». Я так это вижу.
В тему рекомендаций: я советую всем активным участникам завести на компьютере специальную папку под задания марафона. Туда все складывать, что пишется. Так банально удобнее, чтобы не терялись даже обрывки мыслей — отрывки текстов. Кто знает, может, что-то из этого на будущее пригодится? Для кого-то такой марафон может быть просто «первым опытом пера», и это отлично, для кого-то — практикой уже имеющегося мастерства, и это замечательно, ну, а для кого-то (а вдруг?) может, окажется, что некоторые сцены, написанные «здесь и сейчас» — это отрывки из будущего романа?.. Здорово будет, если так.
Спасибо Вам за участие и проявленный интерес к теме, Татьяна!
Мне нравится.
Я тоже ближе к воскресенью поделюсь одним очень интересным, на мой взгляд, клипом-сновидением. Вообще их много. Если у кого-то есть любимые и хочется ими поделиться, то тоже добавляйте их в беседу: для атмосферы, для настроения!
Но я не думаю что, её творчество полностью подпадает под определение вашего понятия. Популярная- да, в этом и смысл поп- музыки. Она же всё- таки поп- дива!
Массовость? С натяжкой- у неё индивидуальный, узнаваемый стиль. Но не она подражает, а ей.
Халтурность? Никогда- всё, что она делает на сцене,- делает на высоком профессиональном уровне с полной отдачей. Иначе бы она не была на вершине волны популярности почти 40 лет без малого.
То, что она делает- это красиво! Не говоря уже о том, что у некоторых, исполненных ею песен- очень глубокий и эмоциональный смысл.
Нужно ли думать, что она перед вами не виновата.
Какая она молодец- даже клип для вас и вам подобным создала. Недаром дива- держит руку на пульсе мировых тенденций.
С таким счастьем и на свободе. Значит- ум и пронырливость на месте. ))
Она в приведенном клипе играет в писателя и заявляет: «Мозг- моё оружие!»
Но у всех свой выбор. Или как там писали ваши любимые фашисты: «Каждому своё»!?
Чем-то эта фраза напомнила высказывание виконта де Вальмона: «Это выше моих сил!»
(Из фильма «Опасные связи», роль исполнил Джон Малкович).
И что же? Безразличие- тоже метод.)
Мне, к сожалению, а может быть, к счастью, сны не снятся. А если что-то и мелькает, едва проснувшись, всё напрочь забывается… Но…
Не помню, когда это было. Сколько лет назад…
Однажды мне приснился странный необычный сон, который часто приходит ко мне наяву.
Он был так реален, что я даже ощущала его…
Надо мной огромный прозрачный купол, через который просвечивает солнце. Всё меня окружающее в золотистом цвете.
Я стою по колено в воде. Вода ли это? Она тоже золотистого цвета. Нет никакой растительности, только то, в чем я стою. Поодаль поодиночке стоят люди… Они смеются, плещутся.
Но самое главное, это ощущение. Прикосновение этой так называемой воды приятно. Я поливаю ею руки, спину, умываюсь…
Мне так хорошо! Настолько комфортно! Такая эйфория!
Не знаю, как это назвать… Сон? Это единственное, что я не могу забыть, и что до сих пор ощущаю, когда вдруг вспомнится…
Про купол — очень интересный сон-видение (?..). И ощущения замечательные.
Бывают, к сожалению, и повторяющиеся тревожные сны. Например, у моей бабушки, которой обычно «ничего не снилось», бывал один повторяющийся сон, который ей снился примерно раз в полгода и от которого она в ужасе просыпалась, хотя при пересказе сюжета вроде бы ничего ужасного не происходило. Но ощущения были именно страха, тревоги. До сих пор удивляюсь, как могло быть такое полное повторение и самого сна, и тревожных ощущений от него?..
В теме сновидений много загадочного!
Меня всегда напрягает то, что я не могу объяснить или не понимаю…
***
Сон-трава синеглазая
На поляне в лесу,
Ты права, не рассказывай
Этот сон никому.
Никому не додуматься,
Что за синий цветок,
Что за старая музыка,
Что за странный стишок?
Пусть так тайной останется
Этот сон сон-травы:
С кем во сне повстречалась
И осталась с кем ты.
Мне снятся сны, тяжёлые, как время,
Что жёрновом размалывает в щебень
Хранящий память мирозданья камень;
А я пытаюсь разобрать осколки.
И здесь меня преследует вопрос:
Имеет ли занятье это смысл?
2017
Разговор
Меня отец спросил:
«Сынок ну как дела,
По прежнему артист,
Творить не перестал?»
«Артистом давно был,
Вдруг четко осознав,
Путь свой я изменил
И зодчество познал.
Заводы создавал,
Театры, дет сады.
И в этом помогал,
С небес, я знаю, ты!
Сейчас руковожу,
Творить не перестал.
Про маму и жену-
Наверно знаешь сам.
Ну вот все рассказал,
Работа, извини.
Так с образом отца,
Поговорил в ночи.
Что ж душу мою эта ночь разрывает на части,
И память пытает виденьями старыми вновь?
Я то по болоту, а то я плутаю по чаще,
И в зарослях ветка коварно сечёт мою бровь.
И твой силуэт показался в разрыве квартала,
Бегу что есть сил, но никак не могу добежать;
А ты улыбнулась и тут же куда-то пропала…
Светает уже. Вот окно, вот и я, вот кровать.
И медленно утро вползало в сознанье сквозь стены;
Усталостью день начинался и болью в висках.
И я, торопясь, выбирался из переплетений
И важное что-то сказать не успел впопыхах.
Гостья из будущего
С работы шел, она в саду сидела.
Была похожа очень на меня!
Как быстро все же пробежало время,
Я детство вспомнил, видя в ней себя.
Хотелось подсказать девчонке, милой
И научить, как лучше, в жизнь войти,
Как избежать, мной, пройденных ошибок,
Не нужные преграды обойти!
А девочка в нарядном, белом платье,
Ко мне сама, без шума, подошла:
«Вы не волнуйтесь, будет все в порядке.»
И убежав, призвала ждать звонка.
Раздался телефон, гоня все мысли прочь,
В нем голос, нежный, лился как с небес:
«Папаша, поздравляю, у вас дочь!»
Назвав, затем, ее длину и вес.
Я вижу всё один и тот же сон:
В нём свет луны так мутен в небе мглистом!
С деревьев лист срывается со свистом,
И, почему-то, мне так жуток он.
Куда, зачем пошла я в эту ночь-
Усильем воли вспомнить невожможно;
И я иду на ощупь осторожно,
И прижимаю к сердцу свою дочь.
Она притихла, носиком сопит
И всё плотней к груди от страха жмётся,
И чем прогулка наша обернётся
Заране знает, но о том молчит.
А ветер всё свирепей, всё больней
И дождь сечёт, вливается подкожно…
Дойти до цели вместе -невожможно:
Я здесь, в лесу, погибну вместе с ней!
Вдруг в миг один открылись небеса:
Вокруг всё стало ясно, безмятежно
И сердце вновь наполнила надежда,
И я услышала неясно голоса.
То были ангелы, они со всех сторон
К нам приближались, и звучало пенье.
Лишь миг один продлилось то виденье-
Его вспугнул вдруг колокольный звон.
Спасибо, заглядывайте к нам! Можете, кстати, и на предыдущие недели марафона зайти — выполнить задания, как время будет.
Канва ресниц впускает лунный свет,
И он течёт по раскаленной крыше…
Сплетая слог в причудливый сонет,
Мой сон рождает лабиринт иллюзий.
И не понять, где меж мирами грань.
Нанижет ночь колье из звёздных бусин
На тонкий луч, у душ сбирая дань.
Я вижу мир в глазок калейдоскопа -
В нём каждый миг меняется узор.
И голосов тревожные синкопы
Сбиваются с минора на мажор…
Я слышу море… слышу шорох ветра,
Вздох бабочки, что села на цветок…
Не подчинить законам геометрий
Внутри меня идущий нервный ток,
Не причесать удобною гребёнкой
И под аршин один не подогнать…
Уснуло море чутким сном ребёнка,
Чтоб через час штормами ночь взорвать…
Но я сейчас хочу поговорить о теории сновидений. Понятное дело как я сам это явление понимаю. Вот давеча был вопрос: в каком времени я живу? Отвечаю с полной ответственностью: я живу одновременно во всех четырех временах. Я не оговорился, именно в четырех. В результате многодесятилетних раздумий (а во внутренней эмиграции мне ничего не оставалось делать, кроме как думать) я вынужден был прибавить к трем общеизвестным временам: настоящему, прошедшему и будущему еще одно время — ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ. Три первых времени (особенно прошедшее и настоящее) представлены в единственном числе, и отвечают на вопрос: что было и что есть, да и будущее время несмотря на свою многовариантность тоже в конечно итоге оказывается в единственном числе. А вот время предположительное — она принципиально множественное, и отвечает на вопрос: Что могло быть и что может быть. А тут уж вариантов великое множество.
Литература, да и все роды искусств осуществляются во времени предположительном. Литературные герои всех времен и народов живут в событиях, которые МОГЛИ БЫТЬ ПРИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ. Так вот и сновидения — тоже осуществляются исключительно во времени предположительном. Сновидения — это абсолютно реальная жизнь, но осуществляемая в предположительном времени. Точно так же — абсолютно реальную жизнь мы переживаем и при чтении художественных произведения, и уж особенно, когда смотрим кино. Почему же это жизнь в предположительном времени такая же реальная, как и во времени настоящем? Да, потому что мы при этом переживаем реальные чувства.
Но я сошлюсь и на любимого мною ученого Ивана Павлова. С его системой раздражителей. Мы (абсолютно все животные существа) инстинктивно (рефлекторно) реагируем на комплекс раздражителей. Так вот, каков раздражитель (какого он времени: настоящего, прошедшего, будущего, или предположительного) — в том времени мы и живем в каждый наш конкретный отрезок (миг) жизни.
Лично для меня время предположительное — самое главное время, в котором я пребываю значительную часть своей жизни. И это потому (что самое самое главное в моей теории) предположительное время можно созидать. Ибо ПРЕДПОЛОЖИТЬ можно все что угодно. Но чтобы созидать благо (рай в собственной душе, что я и делаю), нужно мастерство. По крайней мере ничуть не меньшее, чем писателю владение словом. И вот об этом мастерстве — можно поговорить, если кому, конечно, будет интересно.
Да, чтобы не быть столько теоретиком. Вот и стихотворение, соответствующее сегодняшней теме. Только сегодня его подкорректировал. а практически переписал…
Сам Пушкин скинул мне веревочную лестницу
то ль с вертолета, то ль со стрекозы;
дурачась, показал чуме язык
и – пару смачных кукишей наместнице
богини сладкой жизни на земле,
в руках которой жгучий хлыст и пряник:
она людей лукавством в сладость манит
и сладостью готовит нас к войне
с природой благости… Где сладко, там — нет дела:
где дела нет, там жизни вечной нет.
В восторге онанирует поэт:
его душа от сладости запела,
иллюзией, как шерстью, обросла,
что царь и бог он, соловьем вселенной
вознесся над смердящей чернью тленной…
Сгорит восторг, исчезнут два крыла,
и – пустота: в душе гуляет ветер…
Все удовольствия ведут лукаво в ад.
Но лестницу мне Пушкин скинуть рад —
напомнить, что мы с ним вдвоем в ответе
за смыслы жизни. И теперь я знаю:
не удовольствие, а – удовлетворенье
от дел! И счастье – радость вдохновенья
творимой жизни… В счастье поднимаюсь
по лестнице из ада в кущи рая:
сей русский рай нам Пушкин сотворил,
чтоб из телес своих, как из могил,
восстали мы, гармонией играя…
Вообще синтез искусств — тема богатая.
Стихотворение понравилось своим философским взглядом на проблемы и, конечно, образом лестницы. От души желаю Вам побольше счастья, как «радости вдохновенья творимой жизни… »!
Согласна с тем, что «чтобы созидать благо (рай в собственной душе, что я и делаю), нужно мастерство. По крайней мере ничуть не меньшее, чем писателю владение словом». Вообще идти к оптимизму всегда сложнее, чем тонуть в негативе, которого, безусловно, хватает в жизни всякого. Особенно это касается человека, прошедшего уже такой долгий жизненный путь, как Вы.
Благодарю Вас за отклик.
И я так и думала, еще когда просто смотрела Ваши фотоработы, задолго до начала этого марафона, что сновидения — это «Ваша» тема.
Образ сытого кота-демона хорош! Я лично еще думаю, что при всех своих заманчивых, а подчас и блестящих внешних сторонах эгоцентризм — путь к опустошению. Собственно, и Ваше стихотворение во многом об этом (та часть, которая посвящена радостям «суетного света»). Когда все внимание направлено лишь на самого себя, то зоркость к окружающему миру пропадает. Это изолирует: и от общества, и от поисков смысла, и — по итогу — и от искусства. Как-то так я это вижу.
А вот «энергетический вампиризм» — полагаю серьезная тема для обсуждения. Молодым (начинающим) литераторам не плохо было бы знать ни только ямбы с хореями, но знать «вампиров» в лицо, и, главное, уметь от них защищаться. Это тоже, своего рода искусство.
Кстати, осмелюсь дополнить Вашу последнюю мысль о «зоркости к окружающему миру». «Негативистам» — и на фик не нужен внешний мир, они довольствуются тем, что великолепно (отточено зорко) могут вглядываться в чужие души. Как крот живет под землей и великолепно обходится без солнечного света, так и негативист" комфортно живет в темных закоулках своей души: ибо так ему прекрасно видятся такие же темные закоулки чужих душ.
По поводу вампиризма — пожалуй: предупрежден значит вооружен! Я бы добавила, что это не только литераторам полезно. «Вампиры» же не только в литературных сферах живут, увы. Их везде хватает.
Насчет «нужен — не нужен внешний мир» — тут двояко. Не нужен, если человек хочет продолжать «сам с собой» жить, и исключительно «для себя»… А если по-другому — ?.. Может же быть такое, что человек переосмысливает свои взгляды в течение жизни.
«Как крот живет под землей и великолепно обходится без солнечного света, так и негативист» комфортно живет в темных закоулках своей души: ибо так ему прекрасно видятся такие же темные закоулки чужих душ". Здесь не думаю, что так уж «прекрасно»… Проекция своих собственных комплексов и точек зрения на других людей очень редко бывает верной. Происходит искажение взгляда. Негативист в каждом видит себя и приписывает ему свои какие-то личные проблемы… Думаю, что так.
Ответила кратко и, возможно, что-то опустила в своем ответе, не упомянула важного… «Час на часах». В любом случае, спасибо Вам, что подняли важные темы в этой беседе!..
Когда я сплю, то вижу сны. –
они ведь мыслью рождены.
Во сне прожить и ощутить
смогу я то, чему не быть;
и побывать в таких краях,
где не бывала и в мечтах.
Мне снился сон: народу много,
и незнакомые места.
Напрасно выход ищут ноги –
молю о помощи Христа.
Хочу увидеть небо в звёздах,
и солнца утреннего луч,
и лилий свежесть в чистых водах,
и, весь в ромашках, детства луг…
Через проходы в лабиринте
и комнату кривых зеркал,
как Ариадны нить на Крите,
ведёт надёжная рука.
Вдруг свет забрезжил – выход близко!
Вперёд рванулась и… проснулась.
На листьях липы – солнца блики!..
«Рас-свет», — тихонько ветвь шепнула.
Приснилось.
Парусник с назанием «Надежда»,
трепещут паруса, в них нежный цвет зари.
На палубе матросы: белая одежда
на фоне голубом. Весь горизонт горит,
и блещет-плещет в радостной игре волна,
выбрасывая взрыв шампанского вина.
Всё ближе судно. Берег в ожиданье.
Высокий парень-капитан в бинокль глядит
и руку поднял, машет. «Эгль всё знал заранье».
Толпа вокруг теснится. Говор пуст, сердит.
А музыка плывёт, тревожа весь простор,
взрывая серых будней каменный устой.
Осталась полоса меж судном и причалом.
Стук сердца как прибой шальной морской волны.
Волнующие крики быстрокрылых чаек.
«Меня узнает Он. Так предсказали сны.
Я здесь», — шепчу. А по воде к нему бежит другая.
Он смотрит на меня, ей руку подавая…
Приснилось.
Этот вечер я провожу у костра. Вокруг безмолвие лесного хутора. И если днем еще можно увидеть редкого жителя вышедшего из уютного дома по каким-то неотложным делам, то к вечеру хутор замирает, и только огоньки в окошках редких домов мигают, пробивая ощутимые дыры в моем одиночестве.
Вечера у нас тихие, все застывает каменной неподвижностью, ни ветка, ни травинка не шелохнется. Так же тихо и в этот вечер. Но как только пламя поднялось над костром, объявился ветер.
Слабость он имеет к огню. И где бы ни возник огонь, он его всегда настигнет и будет терзать, пока не догорит последняя щепка.
Но отчего ветер не равнодушен к огню?
Может потому, что он в сговоре с разумом, охраняет нас от непроизвольного выхода из реального мира. А огонь — наоборот, играя пламенем, уводит нас в неведомое. Он усыпляет особым трепетом пламени и при этом открывает дверь в зону подсознательного.
Ветер. Он стоит на страже. И когда нас начинает уносить монотонная игра пламени, он врывается и разгоняет магию огня — разум просыпается и возвращает нас в рамки известного мира.
Нужно затаиться и своей неподвижностью обмануть ветер. Я застыл, расфокусировал взгляд, лишился мыслей и исчез для вселенной. Ветер потерял меня, он немного потрепал пламя и утих, забравшись в колючую крону облепихи, и, покряхтывая от удовольствия, резвился в её цепких колючках.
Пламя же, освободившись от ветра, возвращается в свой гипнотически ритм и опять поглощает меня. Разум засыпает, и пламя открывает мне дверь в неизвестный мир.
Пустыня. Яркое солнце в зените голубой бездны. Два цвета: песка и синего неба, местами смешиваются, искаженные жаркими лучами. Жара звенит горячим воздухом. Пустыня уходит за горизонт, и только огромный камень выше моего роста в одиночку созерцает вечность. На камне замечаю глаза, уродливую морду; когтистые лапы царапают камень. Это ящерица, она смотрит на меня.
Ее тяжёлый взгляд трудно вынести.
Ящерица разговаривает со мной образами моего прошлого.
Мужчина и женщина вышли из больницы, на руках у мужчины болезненно исхудавший младенец. Они молча идут. Я их узнаю — это мои папа и мама. Молча идут по улице к вокзалу.. На лице женщины решимость. Врачи сдались и согласились выписать ребёнка домой. У ребёнка проблемы с пищеварением — немного поест и кричит. Он ничего не ест и каждый день теряет в весе. Мама уже не верит врачам, ведь два года назад умер её первенец, не прожив и двух месяцев. Она настояла на выписке, и, подписав какие-то бумаги, забирает малыша домой. Там её мама, и она знает, как помочь внуку.
Бабушка осторожно приняла на руки изможденное тельце мальчика. У него крупная головка, обтянутая пергаментом кожа на лице и огромные печальные глаза. Он не плачет, и со взрослым пониманием смотрит на окружающих. Отец этого не выдерживает и убегает пораньше на работу. А бабушка, одолжив у соседки козьего молока, смешала его с толчеными калачиками*, растущими в изобилии во дворе. Вскипятила эту смесь, остудила, и осторожно напоила ребенка.
Это я, мне всего лишь два месяца, но я узнаю себя, узнаю маму и отца. И уже знаю, что бабушка выходит меня. Вот только взрослый печальный и понимающий взгляд останется со мной навсегда.
Ящерица показывает все новые картинки, но я уже их не воспринимаю.
Опять жаркая пустыня и глаза ящерицы. Пустыня закручивается вихрем и тает в пламени костра. Это ветер торопится вернуть меня в настоящее. Дверь закрывается.
Костер догорает. Ветер, справившись с пламенем, сердито зашипел на углях, взлетел на облепиху, потрепал её крону, и с чувством выполненного долга метнулся в сторону леса.
Луна скрылась за горизонт. Звёздное небо отяжелело и просело на землю. Образы родителей остались за той дверью. Их уже нет со мной, и эта встреча с ними для меня — весточка того далёкого прошлого, их молодых, любящих, только начинающих жить после тяжёлой войны и трудных послевоенных лет. И я сам, маленький, между жизнью и смертью, со взглядом, в котором взрослое понимание
жизни. А на Востоке уже сереет небо близким рассветом
.
* Калачик — Просвирник низкий, обладает целебными свойствами.
Еще раз благодарю Вас, что присоединились. Если у Вас появится за эту неделю что-то новое в эту же тему, то будет здорово! Ключевая цель творческого марафона — написать за неделю новый текст))). Темы каждую неделю разные и, в целом, достаточно свободные. Удачи Вам!
Я живу, как королева
-Ни забот и ни хлопот,
Словно кот, иду налево,
А потом наоборот.
Ну, а может, русалка?
Та, что на ветвях сидит.
Никому меня не жалко,
Пусть проглотит рыба-кит.
Проплывёт через глубины,
Да по морю-океяну,
И откроет пасть рыбина
Возле острова Буяна.
Выйду я из вод морских,
Белкин терем погляжу,
И орешков золотых
Горсть-другую попрошу.
А потом Царевна-лебедь
Меня в гости пригласит,
Пир горой, мне и не ведать,
За столом Гвидон сидит.
Предложил меня сосватать
Прям за дядьку Черномора,
Говорит: Не надо плакать,
Он хорош собой! Умора!
Ну, коль он не по душе!
Дал мне срок до сентября.
Выбирай себе мужей!
Тридцать три богатыря…
Я немного растерялась,
Даже больше ужаснулась!
Сказок на ночь начиталась,
Слава Богу! Я проснулась!
Это так, с юмором. А вообще у меня на сон часто влияют внешние «раздражители». Если я раскрылась и мне холодно, то мне снится, что я ползу по снегу, проваливаюсь в сугроб. Один раз днём прилегла, смотрела по ТВ путешествия по горам Кавказа и уснула, так вот потом сыну сон рассказываю, как путешествовала, как переправлялась через реки, скакала на лошади, покоряла вершины, даже золотой картой Viza расплачивалась в местных магазинах, на что он мне ответил: — Ты не спала, а подслушивала и подсматривала. Хотя я крепко уснула, отрыла глаза, когда титры шли.)) Я жаворонок, поэтому засыпаю в полёте, к подушке. Очень часто снится то, за что сильно переживаю. Если с супругом долго не общаемся по душам, быт и всё такое, то мне снится, что я его теряю, он куда-то уезжает не попрощавшись, или у него телефон вне зоны доступа, тогда я после таких снов в ужасе буквально вскакиваю среди ночи. После такой ночи потом хожу за супругом со словами: — Ты от меня точно никуда не уедешь? А он улыбается: — Опять кошмары?..
А бывали случаи когда сон повторялся, но в жизни. Снился человек, девушка, я с ней во сне на конференции по экологии познакомилась. И проходит долгое время год или два, меня от школы отправляют на конференцию по экологии, и как вы думаете, кого я там встретила? Полину, из своего сна. В жизни её так же звали, нас познакомили, смотрела она на меня удивлённо, как будто знала. Что это? Мистика? Родителям рассказывала, мне не поверили, ну я и не стала долго в это вникать, по типу совпадения.
И ещё вспомнила, мне было около 3 лет, мы гостили у бабушки в деревне, мама нас с братом возила на всё лето, а папа работал. В общем приснилась мне огромная чёрная собака со щенками, хотела я их погладить, а она меня укусила слегка. Я в 4 утра (мне так сказала мама) разбудила весь дом, и прабабушка Зина сказала: -Это отец приедет! Мама не поверила, и к полудню папа шёл с фотоаппаратом Зенит на плече, по улице, с букетом полевых цветов. Прилетел со Ставрополя в Пензу.
Про сны и повторяющие сны ситуации из твоей жизни очень любопытно! Вот так читаю я — читаю, и понимаю, как я скучно в этом плане живу… У меня такого не было ни разу. Хотя странные, не объяснимые одной лишь логикой ситуации и случались, но на снах не основанные. А во снах я чаще проживаю прошлое. Как-то так.
Бывают ли вещие сны? Говорят, что очень редко, да и то у тех, кто достоин послания свыше… Так-то оно так. Справедливо. Но почему-то я тоже «удостоилась», правда, всего два раза, да и сны были на одну тему – учёба. Всё дело, наверное, в том, что я паталогическая отличница с первого класса. Вот и до сих пор «комплекс отличницы», как ни стараюсь от него избавиться, присутствует. Мой первый «вещий» сон приснился, когда я училась в 4 классе, в 1963 году. Мы писали областную контрольную по арифметике, я выполняла задания II варианта. Сделала быстро, арифметика был моим любимым предметом, даже помогла соседу по парте. Выхожу радостная из класса. Сверяем ответы… У всех в задаче ответы сходятся, а у меня совсем другой ответ. Пришла домой расстроенная, ночью долго не могла уснуть… И вот снится мне сон: наша учительница Кивотова Екатерина Фёдоровна (Царствие Небесное) заходит в класс и, возмущённая такая, говорит, что в I варианте все справились хорошо, одни «пятёрки» и «четвёрки», а во II только Горелова Юля (я, то есть) всё сделала правильно и получила «5», все остальные ошиблись в задаче. Проснулась грустная: такого не может быть. Идти в школу не хотелось… Первым был урок математики. Каково же было моё удивление (слово «шок» я тогда не знала), когда всё повторилось, как во сне…
Второй «вещий» сон приснился, когда я училась на 3 курсе литфака в Мичуринске Тамбовской области, в 1973 году. Это было перед экзаменом по психологии. Курс у нас читала доцент Полуэктова, как зовут, уже не помню. «Читала курс» — это громко сказано. Это предмет у нас должен был быть по программе в I полугодии, но в расписании он не появлялся и не появлялся… Староста узнавал в деканате «когда же, когда же», но декан разводил руками: мол, ждите, ещё не приехал преподаватель. И вот в начале декабря – явление! «Здравствуйте, моя фамилия Полуэктова, т.е. долгожданная!» — провозгласила огромная, тучная женщина средних лет и захохотала. Читала скучно, читала плохо, читала, в конце концов, мало. Но экзамен сдавать пришлось. Учебник, как сейчас помню, мрачный, в черном переплёте, под редакцией Щукина. Тоже скучный, непонятный. Мне помогло то, что я ещё в школе, а потом и в институте психологией увлекалась, читала научно-популярную литературу, в том числе и В. Леви. Моей любимой книгой была его «Охота за мыслью». Перед экзаменом снится сон: тяну 15-й билет, на два вопроса знаю ответ, а на третий — ничего… Передо мной, якобы, отвечает Люба У. Волнуется, запинается. Полуэктова нервничает, перебивает её… Ставит ей, отличнице, «3»! Иду отвечать я – на ватных ногах. Смотрю: она меня слушает с удовольствием, улыбается даже. Ответила я на два вопроса, «достаточно» говорит и ставит «отлично». Просыпаюсь… Ещё подумала: может, этот вопрос повторить? Потом махнула рукой… Такого не может быть! И что вы думаете?! Всё так и было! Поэтому я эти два сна запомнила на всю жизнь.
Много же у нас тут перфекционистов! Я тоже из их числа… Качество это хорошее, но — как и все, пожалуй — в разумных пределах! Поэтому… будем дозировать степень его проявленности в наших жизнях. И, кстати, подобные марафоны, направленные только на внутреннюю мотивацию, очень тому способствуют!)))
Картинка чудная!
-Мне нужен ватман.
— Его посадили.
-Да мне для кульмана.
-А он освободился?
-Я конструктор (дизайнер).
— Видно, что не русский.
Боги в белом
Жена, больница и халат
Одет на ней какай то темный.
Как будто бредил, а не спал…
Жену везут куда то в скорой.
Она шептала тихо мне:
" Меня спасут ты не волнуйся
И будем счастливы мы все..."
Холодный пот и я проснулся.
Вскочил в ночи и сразу к ней,
На сердце, в мыслях одни тучи…
Дежурный врач бежал ко мне:
" Ее спасут, там будет лучше."
Над ней склонились все врачи
И главным был профессор Думбе,
Тромб был купирован, спасли!
Сон открывает двери в судьбы.
И, кстати, очень удачно Вами подобрана иллюстрация!
А мне безумно редко снятся сны…
Но каждый вдруг приснившийся — он вещий.
В снах для меня — не признаки весны,
А просто ужасающие вещи.
Когда во сне просили долг вернуть,
И даже сумму точно указали,
Хоть не должна была я никому,
Но вскоре ровно столько отобрали.
Коль снится, что кому-то новый дом
Построен, или новая квартира…
Жилец, конечно, счастлив будет в нём,
Но он — жилец уже другого мира.
Проснувшись рано, я глаза закрыть боюсь,
(Ведь это самый срок для сновидений),
Сон — как пророчество — к нему я не стремлюсь,
Нет проку от его предупреждений!
Мои сны напрямую вещими не бывают, нужно толковать. С этим сложно. Обычно понимаю, что мне хотели сказать во сне, уже после события. Иногда получается предсказывать по сну примерно что будет, когда толкования очень распространённые.
К примеру, вот такой сон. Правда, мамин, хотя мне такие же снятся. Кстати, сны чёткие, цветные, настолько похожие на явь, что я, пронувшись, долго прихожу в себя, соображая, тут я, или ещё там… Запоминаются подробно, до мелочей. Кто подошёл, что сказал, в каком настроении, в каком платье, какие растения рядом были, чем пахло и т.д. Единственное, иногда не видно лиц, только понимание того, кто находится рядом.
Мой брат учился в 10 классе и имел старенький мотоцикл для поездок в школу, так как она была далеко, и автобус туда ходил редко. Однажды маме приснилось, что она идёт по путям мимо ж/д вокзала с двумя полными вёдрами на коромысле. Издалека приближается состав. Мама побежала и выскочила на перрон. Поезд за ней, тоже выезжает на перрон. Мама побежала быстрее, бросила вёдра и коромысло, вся вода расплескалась по перрону, мама заскочила внутрь вокзала, а поезд пронёсся мимо прямо по вёдрам. Она обратилась ко мне, с просьбой придумать, что бы это значило. Мне было 14 лет, я и ляпнула, что первое в голову пришло, сказала маме, что, наверно, слёзы какие-то прольются, а тебя беда стороной обойдёт. Буквально через несколько дней (3-4) произошла трагедия — взрослые парни, уже отслужившие в армии, отобрали у брата мотоцикл покататься. Один из них, выезжая на шоссе с лесной тропинки через мостик наперерез движению, попал под грузовик. Результат — ампутация кисти почти до локтя. Впоследствии сделали протез. Мать этого парня ревела не одну неделю. Вот так сбылся сон.
То есть достаточно распространённые образы можно разгадать самому. Но совершенно точно, до мелочей, никогда не угадаешь, что будет. Конечно если сон не откровенно вещий как у Юлии Талалаевой. Вот такие мне никогда не снились.
Сейчас мне крайне редко снятся сны, но в то время, когда я писала это стихотворение, действительно ложиться спать было страшно, потому что я точно знала, что каждый сон будет вещим, но что именно предскажет — неизвестно. Обычно — плохое. И вот от этого полузнания, вечного ожидания чего-то неизвестного, но обязательно плохого, жить и спать было невыносимо.
У меня сны если бывают, то очень яркие, красочные, какой-то сплошной возврат в детство. По сюжетам — оборванные. Или это я их так запоминаю. Даже на этой неделе пытаюсь, но не могу их записать «от» и «до». Всегда какой-то ступор на полуфразе…
Вот сон, который приснился уже мне.
Я иду по строящейся ж/д насыпи в высоких резиновых сапогах на босу ногу. Насыпь строят рабочие из каменного угля. Возят в тачках, высыпают, разгребают, несут шпалы, и т.д. Ноги у меня тонкие, поэтому голенища хлопают по икрам. Но идти нужно быстро, потому что впереди под деревом меня ждёт подруга. Я ускоряюсь, и в это время за оба голенища попадают мелкие камешки угля, мешая идти. Но в правом сапоге угли почему-то разгораются и начинают сильно жечь ногу. Я останавливаюсь, высыпаю камешки из обоих сапогов — из левого сухие, из правого — горящие. Снова надеваю сапоги, иду дальше. До подруги достаточно далеко, поэтому по пути повторяю процедуру высыпания горящих углей несколько раз. Не дойдя, просыпаюсь.
Прямо в это утро у нас в техникуме был кросс в парке на зачёт сразу для двух групп. Я бежала с краю, и меня с асфальтовой дорожки вытеснили на газон уже на первых 100 метрах. Там я краем правой стопы ударяюсь о торчащий из земли металлический штырь, невидимый в траве. Итог — перелом костей стопы.
Понятно, что сон был вещий, но как угадать, где соломку-то стелить?
Ведь описаны же случаи, когда человека, опоздавшего на самолёт, потерпевший крушение, назавтра насмерть сбивала машина.
Ещё я однажды прочла об интересном сне, дословно не помню, но примерно так: женщина писала, что ей приснилось, что она на кладбище у могилы, на похоронах какого-то родственника, и почему-то спросила: а кто следующий? Ей ответили — ты! А когда? Через неделю! Но, сказали, ты не расстраивайся, может, мы подберём кем тебя заменить… И тут она проснулась. Представляете её состояние на тот момент?
Через неделю умерла её очень пожилая тётя.
В моих снах, если что-то говорят в лоб, конкретно, то так же конкретно сбывается, но пути этого «сбытия», как и в описанном случае, не просчитать никогда.
«Но, сказали, ты не расстраивайся, может, мы подберём кем тебя заменить…». Жутковато звучит!.. Поражает еще и цинизм реплики «не расстраивайся» в подобном контексте!..
В общем, наши сны полны тайн. Это, кажется, единственное, что мы знаем о них наверняка.
Насчет кошмаров, в которых ничего не происходит, и от этого они еще страшнее — факт. По-моему, в кино такую атмосферу иррациональных страхов удалось хорошо передать Дэвиду Линчу. Очень любопытный режиссер, в контексте нашей темы — особенно.
Присел в поту столь ледяном-
Не мог унять и дрожи.
Что на рабе, горит клеймом
След пылких губ на коже.
То не грехи вина Шато,
Что терпко греет тело.
Так не любил меня никто!
Всё было чудно и умело.
Закрыта злою быстротой
С восторгом сна та дверца.
Опять обнялся с пустотой…
О, повелительница сердца!
Страсть и страх- эти чувства всегда где-то рядом. Во всяком случае- в фильмах из Голливуда.)
Кто хочет посмеяться над «старыми-добрыми» и не вполне пристойными анекдотами ВУ — пожалуйте в гости: pisateli-za-dobro.com/users/2066!
Как понять, что тебе приснилось? Почему? Я обычно сны не запоминаю. Бывают такие длительные периоды, когда никаких снов не вижу или, по крайней мере, так кажется. Иногда запомню только фрагмент или даже настроение: не помню, что снилось, а настроение плохое (что-то плохое снилось, а что – не помню), бывает и наоборот. Помню сны, которые повторялись, правда, с вариациями. Так, снилось мне в детстве, что укусила собака: раз приснилось, другой… Просыпаюсь – целая, непокусанная… И решила, что во сне скажу: «Это не правда!» Вот вижу в очередной раз: собака огромная, чёрная накинулась на меня и укусила. Про боль, кровь не помню, но рана большая, страшная… Набираюсь сил что есть мочи, и так мне это трудно, но произношу «это не правда». И сразу рана затягивается, остаётся след в виде ниточки. Были и другие… Но самый поразительный, какой-то сюрреалистический сон мне снился с детских лет и лет до 45. Потом прекратился. В самых первых снах меня мучала какая-то страшная женщина, похожая на Бабу-Ягу, и так она меня истязала, что сил не было терпеть, и я перед ней лебезила, пресмыкалась, всячески задабривала. Просыпалась всегда в поту, испуганная, закрывалась одеялом с головой. Чем старше становилась, тем меньше эта женщина меня мучила, переключалась на других, меньше мне приходилось перед ней заискивать и унижаться… И наконец, во сне это была просто старенькая бабушка, которая улыбалась мне, разговаривала со мной. Теперь уже не помню о чём. Я всё размышляла: что бы это значило… Мои комплексы? Мои страхи? Подавление в семье авторитарным воспитанием? Загадка! И вот ещё не менее интересные сны, на мой взгляд, сны «учительские», потому что все учителя видят подобные. Ведёшь урок в нижнем белье… Не можешь войти в класс – на тебе нет одежды или чего-то из одежды… Вынуждена вести не свой предмет ( я, например, часто вела во сне английский в 11 классе или физику). Вот такие сновидения в моём стихотворении «На пенсии».
На пенсии
Полночь. Не спится,
не спится,
не спится.
Мысли одна за другой
вереницей.
Круг мой стал уже:
дом и семья.
Будильник не нужен:
на пенсии я.
Всё как-то так:
ни шатко ни валко…
Выбросить что ли конспекты?
Нет, жалко.
Писала прилежно их,
как ученица.
Вдруг…позовут…
И ещё пригодится.
Еле заснула…
Я в школе, не дома
И объясняю законы Ньютона.
Только их я напрочь забыла
И потихоньку
учебник открыла.
Стою перед классом
невежда невеждой.
Ужас какой! я без одежды!
Ну, не совсем,
но казус такой:
нет на мне платья…
в сорочке ночной!..
Глаза открываю –
и спится, не спится.
Только теперь я – ученица.
— К директору! Срочно!
— Калинин?
— Ньютон.
Идти не могу –
я босиком.
Сплю…
Первого сна смотрю продолженье.
Только теперь
я — учитель черченья.
Звонок прозвенел.
Спешу в кабинет.
Блузка на мне,
а юбки-то нет!
То я учитель, то ученица,
Не отпускает школа…
Всё снится и снится…
1) Про то, что надо набраться во сне сил и «победить врага» («Набираюсь сил что есть мочи, и так мне это трудно, но произношу «это не правда»») — такое практикуют многие психологи с детишками. Даже утверждают, что эффективно.
2) Про Бабу-Ягу — полагаю, что так какие-то ваши внутренние страхи проявлялись… Вероятно, детские.
3) Сны про обнаженку и картинка в тему повеселили:). У меня, к счастью, подобных снов не было. А моей подруге, которая очень долго не могла защититься, как-то приснилось, что она наконец вышла на защиту и ей сразу же влепили первое замечание: " Вы вообще как одеты? И это на собственной защите диссертации?!.." А она в недоумении оглядывает себя и понимает, что пришла в костюме и… в домашних тапочках:).
Из странных снов: мне как-то раз приснилось, что у меня роман со студентом, причем самое удивительное даже не в этом, а в том, что в жизни я его видела всего один раз — на зачете!.. Как-то не было у него времени посетить мой предмет . Но итоговые задания он подготовил, поэтому спокойно получил свою тройку, на чем мы мирно расстались. До сих пор удивляюсь по этому поводу. Человек как человек, ничем особо не запомнился. Почему именно его моя память избрала для таких игр? В общем, всякое бывает))).
Что могу сказать в качестве вывода. Тяжел педагогический труд, Юлия! Уж мы-то с Вами это знаем наверняка! И да, это одна из тех профессий, которые не отпускают человека. Ни в отпуск, ни на пенсию.
Юлия, это отлично, если так! Спасибо за добрые слова . Стараюсь по мере сил и себя, и вас мотивировать на занятия творчеством!
Мда, и тут я критически осмотрела свою прическу, точнее — ее отсутствие, и решительно направилась в сторону ванной!.. :)
Посмотрите, какие шикарные работы попадаются в этой сфере: nevberega.ru/o-festivale/fotogalereya/.
И, кстати, я сама давно хотела пойти на курсы парикмахеров! Думаю, точно стоит пойти — хотя бы, чтобы бороться с устаревшими предрассудками, вроде того что «парикмахеры — это отбросы общества!» )))
Особенно в нашей стране, где учителя и врачи- это самые виноватые люди.
Обидно, когда даже родственники, близкие люди похожим образом рассуждают: мол, если ребенок чего-то не выучил, это только вина педагога! Не заинтересовал! А то, что у нас школу уже давно лишили воспитательных функций, что ребенка должна в первую очередь воспитывать семья, об этом все предпочитают забывать!..
***
По поводу медицины — такими обобщенными высказываниями Вы оскорбляете людей, которые каждый день спасают жизни в тяжелых условиях. У нас… неровный уровень медицины, это да. Есть супер-сферы — к нам из той же Европы и Америки лечиться едут. А есть те, которые, к сожалению, провисают...(((. И то, и другое я знаю, поверьте, не понаслышке.
***
«в случае острой потребности тут Вы умрете...». В случае острой потребности, Виктор, человек точно найдет чем себя убить! И даже без врачей, и без какой бы то ни было сторонней помощи. Тем не менее, печально, если так. А у меня под окнами последние пару месяцев ремонтируют поликлинику. Будем надеяться, что это будет не только внешнее обновление))).
Что до Дании, то там не только индусы, там еще и куча русских и украинцев работают. И много людей из тех же Латвии и Литвы, где с работой совсем никак. Нормальная страна, в общем. Города как большие деревни:). И куча правил. Вам бы там жить не особо понравилось, я думаю. Прикиньте, выкинули бы Вы вечером бутылку из-под «Изабеллы» не в тот бачок, а утром бы к Вам сосед заявился и возмущенно Вам заявил, что у них тут не приняты такие «неприличности». (А в мусорных баках рыться — это нормально, с их точки зрения ).
Только не буди…
Я снова приглашаю
Тебя в свой дивный сон…
Частенько тут бываю,
И может «в руку» он…
Живут в прекрасном замке
Со мной мои мечты…
И в самой лучшей рамке
На фото… рядом ты…
Хоть не проста дорога
Ко мне и путь далёк,
Пусть гонит прочь тревогу
Надежды огонёк…
Забудь свои печали,
Скорее приходи!
Здесь всё у нас в начале,
Лишь только… не буди…
2019
Радостные сны, почему-то нечасто снятся…
Вдруг просплю я что-нибудь
И чего-то не увижу,
Не узнаю, не услышу…
Например, как плачет дождь
(Он в жару желанный гость),
В небе радугу цветную
И синичку озорную,
Тенькает она так звонко.
Или проплывут сторонкой
В синем небе облака.
Или наших два щенка
Тапок бабушкин утащат,
Вообще, что будет дальше,
Пока буду спать, друзья,
Ведь во сне расту и я — Всё меняется так быстро,
Так что спать — немало риска.
Что так трактуют смерть, не слышала. есть песня, где так поют о расставании.
Зайка спит, медведь, мартышка,
Самокат, велосипед,
Бабушка и старый дед.
Внуки спят в своих кроватках,
Разные слова в тетрадках.
Спят на синем небе звёзды,
Потому что вечер поздний
Утомился у ворот
Ждать, когда же ночь придёт.
Солнышко в коляске:
Спит малыш так сладко,
Значит, всё в порядке.
Сон идёт неслышно
По земле и крышам.
Заглянул в окошки — Спать ложатся кошки.
А малыш гуляет
С папою и с мамой.
Месяц освещает
Бледною лампадой
Улицы и скверы,
Площади столицы.
Малышам, наверно,
Всюду сладко спится.
В деревнях и в сёлах,
И в Москве и в Брянске.
День прошёл весёлый…
Спит малыш в коляске.
«Чудесный город»
Долго снились сны об одном городе, я там всё знала: южный город с кипарисами, с воротами в крепость, и вверх гора шла. Старинный, без асфальта, булыжная мостовая и одноэтажные домики. Снилось часто, что живу где-то рядом с морем, а на море никак не попасть, но это уже разные места. Я много красивых цветных снов вижу, поэтому люблю поспать. Скорее всё-таки в этом городе не кипарисы, а пирамидальные тополя, и люди на ослах. Вот что это и откуда? Даже запах этого города знаю. Запах Родины. Дома. Крепостные стены из камня и стража на воротах. Но это не страшно, это так и должно быть, это естественно. И всегда я приезжаю и иду в гору, где всё знакомо. И никогда не уезжаю.
А пока вспомнилось кое-что сновиденческое из старого:
Сколько белый январь не вьюжь,
Сердце бьётся и ждёт весны…
Где-то в сумерках наших душ
Пилигримами бродят сны.
Там, за зыбкостью бытия,
Маски сброшены до утра.
Там я снова люблю тебя,
И нет завтра, и нет вчера.
Закрываю глаза — и вновь
Тот же город в кольце огней,
Судьбы надвое расколов,
Вдруг покажется мне родней.
Но в кружении чёрных птиц
По артериям кольцевым,
Среди тысячи мрачных лиц
Он останется мне чужим…
И пройдя тот же долгий путь,
Я к началу его вернусь…
Стрелки счёт ускорят минут,
Я в объятьях твоих проснусь…
Не даёт же покоя мне
Одна мысль с давних времен -
Может быть, мы живём во сне,
А с рассветом ныряем в сон?
«Может быть, мы живём во сне,
А с рассветом ныряем в сон?»
Много сильных образов. Особенно впечатлили «город в кольце огней», «кружение черных птиц по кольцевым артериям»!
Благодарю, что поделились.
Кстати, «Ванильное небо» — это ремейк, но, на мой личный взгляд, тот редкий случай, когда копия превзошла оригинал!
Спасибо, Елена, за ссылку. Интересные фильмы.
Как рвутся дела, те, что связаны днём,
Как слёзы обидные льются ручьём, — Ночь об этом молчит.
Как путника ночь возвращает в жильё,
И всадник лихой не уйдёт от неё, —
Ночь об этом молчит.
Хоть тайны восторгов открыты в ночи,
Укоры, сомнения как палачи, — Ночь об этом молчит.
Как всё, чему днём расцветать суждено,
Лианами мрака оплетено, — Ночь об этом молчит.
Каким тебя ночь обжигает огнём?
Каков ты ночами, смеющийся днём? –
Ночь об этом молчит…
Сегодня приснилось мне ночью,
что был там, во сне, ты с другой…
Звучали беспомощно ноты…
В камине горел злой огонь…
Ты был с нею ласков и нежен.
Её я не помню лица.
Смотрел на меня ты всё реже –
то было началом конца…
Проснулась: мой милый со мною.
На сердце ещё маята…
Я сон ему свой не открою:
пусть в прошлом останется… та…
То явь или сон? – неизвестно:
тревога мне спать не даёт:
откуда пришёл – интересно,
кто тайную весточку шлёт?..
Терять родных людей очень больно. Но такова жизнь. Смерть и рождение. Рождение и смерть. А между этим промежутком душа во плоти.
Не хочу передавать всю боль потери мамы. Расскажу только сон.
Когда её похоронили, мама приснилась: в своей комнате, она страдает.
— Танечка, вызови мне скорую, мне очень плохо.
— Да, хорошо, — растерянно ей отвечаю, ведь во сне понимаю, что её уже нет. А сказать об этом не могу. — Сейчас вызову.
Подхожу к телефону в прихожую и набираю скорую помощь:
— Алло, скорая? Моей маме плохо…
— Фамилия, имя, отчество, сколько полных лет?
Я отвечаю громко, чтобы мама слышала, что скорая приедет, а затем добавляю в трубку потише: «Ей очень плохо, но она не понимает, что уже умерла. И помощь, скорее всего, сейчас нужна мне».
— Вы что издеваетесь? — слышится на том конце провода.
— Нет, я хотела просто успокоить маму. Извините.
Затем возвращаюсь в комнату и говорю, что приедет врач, обязательно приедет. Мысли путаются: мама умерла, но её душа этого не понимает…
Спустя несколько дней душа, видать, всё-таки успокоилась. Во сне я опять встретилась с мамой. Мы с ней ходили в гости к бабушке, которая копошилась на огороде, к тёте, родственникам и знакомым, которые давно умерли. Затем пошли на вокзал. Было мрачно и серо. Мы сидели с какими-то сумками. Возле меня была и моя собака Диля. Она была напугана и жалась под скамейкой. Подошёл наш автобус и мы быстро, схватив сумки, сели в него. Автобус выехал на дорогу, усыпанную жёлтой листвой. Была осень. Тихая, спокойная, мёртвая. Я обратила внимание, что не было ни дверей, ни окон в автобусе. Мама что-то рассказывала о новом месте, куда мы переезжаем. И тут я вспомнила, что где-то под скамейкой осталась моя Дилечка. Я испугалась, что она потерялась и теперь без меня пропадёт.
— Водитель, остановите автобус! Вы можете вернуться на вокзал? Там осталась моя собачка!
— Нет, я не могу вернуться, — ответил водитель.
— Тогда остановитесь, мне нужно выйти!
— Я не имею права останавливать автобус в дороге, — безучастно ответил водитель, затем оглянулся, посмотрел на меня внимательно и сбавил газ.
Я обняла маму:
— Прости, но мне нужно вернуться.
Я соскочила со ступеньки на дорогу. Автобус начал набирать скорость и исчез.
Я бежала в обратную сторону и боялась, что не найду свою собаку.
На вокзале на том же месте под скамейкой, поджав хвост и дрожа, стояла моя Дилечка. Увидев меня, подбежала, виляя хвостом. Я взяла её на руки, не уворачиваясь от лижущего мокрого языка.
— Пойдём домой, моя девочка.
Прижимая к себе тёплое родное тельце, я покидала серый дождливый вокзал, на котором остались тени, ждущие свой автобус.
Вспомнила — и слёзы сами катятся…
***
Невидимые нити дремоты
паучьей хваткой оплетают тело…
Все, что шуршало, говорило, пело,
вдруг кануло в объятья немоты.
На смену звукам — образов каскад,
включило пульт свой внутреннее зренье,
изящно, с удивительным уменьем
вписав меня в свой виртуальный ряд.
Остановило время свой полет.
Вот детство… юность… мама с папой живы…
Полощут косы в Южном Буге ивы,
неслышно лодка по воде плывет,
ковер густой травы на берегу…
и отчий дом, где у подъезда — клены.
и горлинки поют в ветвях зеленых…
Сон мне открыл, что в сердце берегу.
***
Кружева снов моих-
сеть иллюзий-
у них я в плену.
Закружили легко
и сюжетами заворожили,
что сплели воедино
картины случившейся были
и того, что в мечтах,
что пока не сбылось.
Ну и ну!
Все погони за счастьем
во снах
завершил happy end.
Мысль, что так не бывает,
не может быть так,
разбудила…
За метаньем души моей
ночь неустанно следила.
Не давая уснуть,
всё светила луна — ночи бренд…
Над домами напротив,
светлеет небес полотно — там художник-рассвет
акварель синевы разбавляет.
Звёзды яркие,
ночь напролёт промерцав,
засыпают,
их уводит она на покой.
День стучится в окно…
***
Сны — это целые спектакли,
где ты — и зритель, и герой.
Сюжеты странные, не так ли,
во сне привидятся порой.
И просыпаешься от смеха,
или от гнева, иль в слезах,
и вспомнить силишься помеху,
прикрыв для верности глаза.
Помеху, что перевернула
вдруг с ног на голову сюжет,
что ожиданья обманула
при толковании примет.
И целый день потом в смятенье,
в разгадках канувшего сна,
поскольку самых разных мнений
копилка сонника полна.
«Сны — это целые спектакли,
где ты — и зритель, и герой» — это уж точно.
Со снами у меня есть еще масса своих маленьких открытий, и даже моя паралельная жизнь с другой женщиной, причем эти сны шли много лет как многосерийный фильм. Дошло до того, что просыпаясь и ещё в сумеречном состоянии, я был на 100% уверен что основная реальность там во сне. Я о снах могу очень долго, где и полеты и главное мои мысли в сумеречном состоянии о реальности и снах. Как нибудь напишу об этом рассказ.
Да и еще интересный момент, иногда сон явно Вещий и несет негатив и я знаю что он предупреждает о плохом в недалеком будущем и тогда я опять применяю метод изменения сюжета сна и часто все получается.
Наши сны свободны от Разума и они отражают более правильно наше состояние и наши взаимоотношения с окружающей реальность. Наш разум — приспособленец и в угоду нам искажает реальность и его вина в том что наша прямая связь с реальностью утеряна. И потому сны несут нам истинную иныормацию о нас лично и о наших отношениях с окружающим.
Следующая идея показалась мне очень любопытной: «Наш разум — приспособленец и в угоду нам искажает реальность и его вина в том что наша прямая связь с реальностью утеряна. И потому сны несут нам истинную информацию о нас лично и о наших отношениях с окружающим». Подумалось, что, может, поэтому рационалы и сны хуже запоминают?.. Как Вы думаете?
«А в идеале сразу записать сон пока вы в стадии пробуждения и сон еще не ушел». Да, это как раз одно из заданий марафона. Но на этой неделе мне и утренняя запись особо не помогла(((. Видимо, редко получалось поймать «нужную» фазу. Сразу приходилось переключаться на какие-то домашние хлопоты…
Спасибо за ответ, за рассказ и за Ваше участие! :)
Мы приехали с семьёй к отцу на родину, в Киевскую область, село Княжево. Уставшие с дороги, плюхнулись прямо на гору огромных оранжевых тыкв. Из приземистой белой хаты вышли две старушки. Одна в белом моложе, другая очень старенькая, столетняя, вся в чёрном, и почему-то с босыми ногами. Это моя прабабушка, папина бабушка Оня. Она долгожительница и ей уже целых 102 года! По моему носику бьёт терпкий запах осени. Воздух напоен ароматами подсолнухов, сохнущей ботвы и хлеба. Бабушки выпекают хлеб в печи сами, и этот тёплый кисловатый запах, заполняющий весь дом и вырывающийся наружу, заполняет и меня со странным чувством, что останется во мне до конца жизни. За белой хатой тянуться огороды и огромные жёлто-зелёные кущи подсолнухов. Вдоль дороги растут грецкие орехи. Когда — то давно, ещё до войны отсюда по этой самой дороге ушёл мой дед Фёдор, повёз семью в Москву, но осел в Подмосковной деревне Сухарево. А пока я гощу у него на родине, мне три с половиной года, и я нежусь в жёлтом свете подсолнухов и солнца, по спине меня ласково гладят руки старенькой бабушки-осени. «Просыпайтесь, подъезжаем, Львов»,- тихонько тормошит меня по плечу проводница...."
На этой неделе я опять была «в своем репертуаре». Мне снилось яркое небо, звезды «с кулак», которых я на небе уже сто лет не видела. Снились потоки синей-пресиней воды и даже… водные горки! Сюжет был с ними связан очень чудной! Как будто бы я живу в студенческом общежитии и по такой горке спускаюсь к себе в комнату. На «транспортном средстве» вроде ледянки. (Я знаю, что это дико глупо, но, раз уж мы решили снами поделиться… ). Вроде как фуникулер, только водный. А еще было много смеха и полузабытых людей из прошлого. И гантели я тягала на спортивной площадке (?..). Ну, это явно в тему вчерашнего разговора с мужем, что нельзя же все время за компьютером сидеть. Не хватает мне на карантине активности, явно!..
Выполнила — смеха ради — тест на Psychologies: www.psychologies.ru/tests/test/89/. Оказалось, «мой цвет» — зеленый (пожалуй, единственный, который я очень редко ношу и который не сильно люблю в комнатном убранстве...).
Приведу кое-какие зацепившие меня отрывки из трактовки:
«Зеленый – это Венера, пятница, медь, море и сила. Вы человек цвета творчества и амбиций. Вы как растение, которое поглощает углекислый газ и преобразует его в кислород. (...). Вы – это практические решения и материальные цели». Насчет практичности так и есть. Отдых на море — самый лучший отдых. И пятница, безусловно, мой день. Всегда больше люблю предощущения праздников, чем сами праздники. (К выходным это тоже относится). А еще пару лет назад у меня по пятницам во втор