Обсуждаем духовную лирику

Обсуждаем духовную лирику

Школа поэтического мастерства вновь приглашает к разговору о поэзии. Стихотворение, представленное на разбор, три года лежало у автора «в столе», сегодня его первая публикация. Автор утверждает: «Не считаю его своей большой удачей, хотя и большим провалом тоже не считаю. Оно где-то посередине. Не долетело ни до корзины, ни до книги».

И он задаёт нам несколько вопросов:

1. А у вас есть такие проблемные творения?

2. Как поступаете вы, если не уверены, что произведение получилось?

3. Насколько удалось передать трагедию человека в этом произведении? Просто расскажите свои чувства, возникшие при прочтении.

Не забывайте правила, которых мы придерживаемся, обсуждая произведения:

1. Мы обсуждаем произведение, а вовсе не личность человека, создавшего это произведение.

2. У нас нет цели – разгромить.

3. Наша цель – мотивировать автора к творческому развитию. А это значит:

— непременно и с удовольствием подчёркиваем достоинства текста, техники, смыслов, заложенных в представленные стихи;

— на ошибки и просчёты указываем аргументированно;

— способы исправления недостатков подсказываем тактично и доброжелательно.

  • Уже темнеет ровно в пять,
    Уже в глазах не видно света.
    А я всё жду, что реки вспять,
    Что вырастут цветы опять,
    Что завтра снова будет лето.

    А я всё верю – будет миг,
    Когда заплачу я невольно,
    Забьется высохший родник…
    Уже я не читаю книг,
    Уже и падать мне не больно.

    И в заплутавшей тишине
    Моей молитвы звук всё тише.
    А Бог всё знает, и извне,
    Возможно, отвечает мне,
    Кричит – но я Его не слышу.
+6
903
RSS
13:00
+1
Напомнило притчи Соломоновы.Светильники праведных будут гореть вечно, а нечестивцев-погаснут.
13:06
+1
Первое пятистишие не удовлетворило.
Рифма вспять-опять-пять слабенькая.
Дальше -веселее.Абсолютно ясно, что автор хотел сказать.Что, мол, надежда не умирает.Хм.Надежда, как сказал один неглупый мужик, наш современник,-это отложенное разочарование.Два последних квинтета стройны.Но у меня остаётся стойкое впечатление, что я уже нечто подобное читала.А что, если попробовать своим языком, не так выспренно? Поискать интимную интонацию, словно обращаешься к лучшему другу.Пробуйте.
13:25
+1
Полина, ну, право же, такое впечатление, будто мы прочитали два совершенно разных стихотворения. Где Вы углядели выспренность? Это стихотворение относится к разряду таковых, в которых ничего не убавить, ни добавить невозможно. И рифмы здесь в буквальном смысле растворены в Смысле, душевной боли и чувстве. Видеть рифмы здесь — значит не проникаться сутью…
Выспренность.Рада, что Вы прониклись сутью.Своё суждение я ужп высказала.
13:15
+2
Мне очень понравилось. Словно списано с меня. Это одно из лучших стихотворений, которые я читал в Клубе. Состояние смятения, неопределенности выписано превосходно. Это, когда для ЛГ прежняя жизнь закончилась, а проблески новой даже не проглядываются. Прекрасно то, что автор доверился своему подсознанию и написал это. Лично мне такое состояние хорошо знакомо. Стихотворение это, как пророческий сон: говорит автору о том, что для него жизнь старая закончилась, а как жить дальше он не знает. Так сон и говорит ему: ДУМАЙ, ДУМАЙ, ДУМАЙ! Самое интересное, что такое же состояние царит нынче и во всем мире. Ибо и для человечества прежняя жизнь закончилась, а КАК жить дальше никто не знает. Возможно (и скорее всего) для автора это стихотворение явится затравкой нового, небывалого еще для него цикла, а то и даже целой книги, в которой он будет искать ответ на очередной русский проклятый вопрос: КАК ЖИТЬ ДАЛЬШЕ: ему (автору), Отечеству, человечеству в целом. Потенция для поиска этого ответа у автора (судя по безупречному мастерству) – есть. По крайней мере, могу сказать от себя – давайте будем искать вместе. Но для этого нужно научиться слышать Бога…
Понравилось, интересная форма, понятные мысли. Откликнулось!
14:38
+2
Прочла стихотворение и мне отчётливо видно некое сожаление и переживания автора о чём-то светлом, что давно и безвозвратно ушло, а нынешнее всё перевёрнуто с ног на голову ( реки вспять, высохший родник… не одним днём и сразу он высох) Удручает неопределённость того, что будет завтра и это угнетает. Но автор хранит веру и надежду, что когда-нибудь всё возвратится назад, хотя, то ожидание затянулось и утомляет. Полагаю и соглашусь с Георгием Костиным, " что такое же состояние царит нынче и во всем мире.Ибо и для человечества прежняя жизнь закончилась, а КАК жить дальше никто не знает". Навеяло грустью и я соглашаюсь с автором. Стихотворение мне понятно и близко по духу.
14:57
+1
Осеннее стихотворение. По-моему стихотворение получилось.
У меня не получилось эссе о холме Мадьярки. Нужно было объединить очень разные сюжеты. Не хватило умения. Эссе ушло, оставив чувство, что написано не так, как задумано.
Комментарий удален
17:05
+2
Стихотворение понравилось. Люблю пятистрочия, они музыкальны… У автора мало художественно-выразительных средств, в цене само слово — точное, конкретное. Стихотворение стройное, законченное… Хорошее… Обычное. Что-то новое для меня здесь не открылось… Но эти мысли, эти чувства, видимо, важны для автора.
18:10
+1
Добрый вечер!
На мой взгляд, автору удалось передать словами стихотворения свои чувства и мысли.
Думаю, что они особенно близки и понятны тому читателю, который сам пережил (или переживает в настоящий момент)
похожее состояние.
Можно написать продолжение…
Чтобы пробился луч света, хотя бы робкий лучик надежды как для автора, так и для читателя.
А так, мне показалось, что будто что-то не договорено, не досказано.
18:29
+1
thumbsup кроме рифмы (вернее — недорифмы: тише — слышу)
18:31
+1
Хорошая рифма.
18:47
+1
На мой взгляд, стихотворение равно себе, выполняет ту задачу, которую перед ним поставил автор. Он же не может одним разом решить все проблемы! Рифмы в таком случае могут быть любыми, но хотелось бы, чтобы широта ассоциаций привела к другим, дальнейшим, словам. Возможно, автор придет к другим стихам, более обнаженным, требовательным. А этот все равно у него уже есть, греет…
19:26
+1
Мне кажется, что стихотворение хорошее. Да, соглашусь с тем мнением, что рифма избитая. Но это мы тут все на нее обращаем внимание, а обычный читатель вряд ли даже заметит. Конечно, было бы намного интереснее услышать что-то новенькое и оригинальное. Думаю, автор учтет все замечания и следующий раз обязательно нас удивит чем-то таким, от чего у нас проявится интерес к его творчеству.
21:57
+3
Хорошее стихотворение, откликается. Не надо ничего додумывать за автора, всё лежит на поверхности: душевная боль и пустота, одиночество и тоска. Но молитва, пусть и тихая, рождает ощущение надежды, что ЛГ всё-таки услышит ответ на неё и найдёт выход из кромешной тьмы бытия.
Здесь важен именно смысл, а не стихотворческие изыски в виде оригинальных рифм. Они есть, они точные и создают особенный звукоряд. Мне этого хватило.
Безусловно, цепляет финал стихотворения. И, думаю, именно последняя строка вызвала у Полины ощущение дежа вю.
Ранним утром я иду. Не спится.
Солнце всходит. Не проснулись птицы.
Тишина, мне ветер дует в спину.
Вдруг, застыл. Передо мной картина:
я внизу, на тридцать метров ниже.
Он стоит у края, он на крыше.
Он кричит, но я его не слышу.
(Митяй Летуновский)

Хочу еще по горячим следам сказать о жанре стиха. Буквально вчерашним вечером жюрила духовную лирику, представленную на фестиваль наших белорусских друзей. Грустила( ибо очень мало было стихов не шаблонных, а отражающих действительный поиск автором духовного пути в поэзии, его личное отношение к теме. Рифмованные тексты известных молитв или фрагментов писаний, назидательные зарифмованные проповеди, много наносного. И когда среди этого попадались крупинки искренности, душа радовалась. Так вот стихотворение, представленное сегодня в этой рубрике, получило бы от меня довольно высокую оценку на таком конкурсе (на 8 из 10 потянуло бы).
Комментарий удален
22:19
+2
Автор задал три конкретных вопроса:
1. А у вас есть такие проблемные творения?

2. Как поступаете вы, если не уверены, что произведение получилось?

3. Насколько удалось передать трагедию человека в этом произведении? Просто расскажите свои чувства, возникшие при прочтении.

1.Отвечаю — есть, поскольку в жизни откликаешься на разные ситуации и конечно чего-то ждёшь, на что-то надеешься и огорчаешься, если не сложилось, не исполнилось, не оправдалась надежда…
2.Стихи пишутся по-разному. Порой, как говорится, за один присест, а порой пишешь и дописать стихотворение до логического завершения не получается, приходится отложить работу и вернуться к продолжению позже. Но в любом случае не спешу его обнародовать, даже если стихотворение нравится, перечитываю, пытаюсь представить себя на месте читателя — поймёт ли, что хотела сказать.
3.Уважаемый автор, Ваше стихотворение понравилось, мне понятны чувства, переданные простыми и искренними строками стиха, которые заставляют сопереживать. Полагаю, что и неискушённый читатель тоже поймёт, что Вы хотели сказать.
22:30
+2
Прежде всего, творение должно нравиться самому автору Так не бывает, чтоб ты думала: фигня фигнёй, ну, мож, понравится? Не понравится и нечего кокетничать.
Бывает, стихи зависли.Бывает.Если на следующий день дорабатываю-отлично.Если нет- не жилец.Так их и называю- " проходные".Довольно часто бывает так: пишу неплохое для разминки и чувствую, что вот-вот придёт хорошее.
08:42
+1
Присоединяюсь ко всем положительным оценкам: да, здесь нечто большее, чем просто осень наступила. Да, есть определённая глубина и настроение. Однако хотелось бы пройтись по технике.
1. «Уже» — замечательное слово для соблюдения размера, и только.
2. «в глазах не видно света» — в чьих глазах? кому не видно?
3. «Что вырастУт цветы опять» — ударение?
4. «снова будет» — а в предыдущей строке было «опять». Опять да снова!
5. «миг, когда заплачу» — заплачу по какой причине? В предыдущем пятистишии ЛГ ждал(-а) и верил(-а), что вырастут цветы и наступит лето, а если лето наступит и цветы вырастут — зачем же плакать?
6. «Заплутавшая тишина» — удачная, но, к сожалению, единственная метафора в данном стихотворении.
09:43
+1
Стихотворение небольшое, легко читается, передаёт пессимистические настроения ЛГ. «Уже в глазах не видно света» — звучит слишком категорично, как будто человек уже умер. Может: «В глазах моих всё меньше света»? «А я всё жду, чтоб реки – вспять…» — тире, так как в данном случае эллипсис (пропуск легко подразумеваемого слова – «потекут»). «А я всё жду», «А я всё верю» — красивый литературный приём (анафора), удачно звучит рефреном. Также далее видим повторы в начале строк: «что», «уже». Но фразы с «уже» нелогичны, на мой взгляд, так как выше говорится о возрождении жизненных сил ЛГ, надо бы продолжить эту мысль. Если поменять «невольно» на «однажды», например, то далее можно с изменением смысла также найти, в отличие от «невольно-больно», более интересные рифмы из других частей речи: жажда, важно и др. и продолжить в духе «родника». Опять же последняя строка слишком категорична, может: «Жаль, не всегда его я слышу». Рифмы хорошие, выдержан стихотворный размер, есть образные фразы, хоть и простые. «Заплутавшая тишина» – не совсем понятно, может, важнее не какая тишина, а каков звук молитвы? – «И, заплутавший в тишине, моей молитвы звук всё тише». А, может, оставить нелогичность в построении фраз, что передаёт неопределённое состояние ЛГ. Можно оставить всё, ничего не менять, ведь здесь выражено мировоззрение ЛГ, а оно у всех разное.
16:11
+1
Стихотворение достойное. Но у автора были к нам вопросы, отвечу на них.
1. У меня буквально сейчас лежит творение, которое я ни за что не выброшу, но зрею, чтобы добить концовку, которая на данный момент слишком буквальная. Начало выписала, это некое наблюдение с размышлениями, и мне всё нравится. А в концовке, где надо провести параллель с собой, бобик сдох. Или, скорей, не сдох, а ослабел.
2. Если я не уверена в произведении, оно отлёживается.
3. Трагедия передалась. Другой вопрос, какими средствами это сделано. Мне кажется, что здесь как у моего стихотворения, которое описала в первом пункте, только наоборот — слишком банальное начало, и шикарные последние пять строчек. Я прочитала их и у меня на лице было: ого!
Лично я увидела в этих строчках истину, которую мы все забываем: не надо переживать о неудачах, потому что Бог уже приготовил для человека что-то лучшее. Но мы тяжело переносим, когда наши планы не сбываются, и никак не можем поверить, что всё всегда к лучшему.
В общем, я бы посоветовала автору просто дозреть и сделать начало более зубодробительным, с интересными рифмами и сильными образами. Автор может, я знаю!
19:44
+1
Я считаю, что стихотворение очень хорошее. Законченное, со понятным смыслом. Правда, за кадром остаётся вопрос: вероисповедание ЛГ. Подробнее об этом в третьем моём ответе на вопрос автора (внизу)
Сам стих — четырёхстопный ямб, достойные рифмы, ритм соблюдён. И это, действительно, духовная лирика. Самый сильный образ по ММ — это «заплутавшая тишина».

Отвечаю на вопросы автора
1. А у вас есть такие проблемные творения?
— Есть. И в одной из моих книг есть раздел «Истина в православной вере». Однако, там «Я» не экстраполировал на ЛГ и темы кризиса личной веры не поднимал в стихах.

2. Как поступаете вы, если не уверены, что произведение получилось?
— Даю ему жизнь, если оно имеет хотя бы внешне законченный характер. Кто я такой, чтобы утверждать, что произведение — не получилось? Каждый стих — как ребёнок и не стоит его убивать. Другое дело: публиковать где-то или нет.

3. Насколько удалось передать трагедию человека в этом произведении? Просто расскажите свои чувства, возникшие при прочтении.
Я думаю, что трагедию передать удалось. Человек отдалился от Бога и свет (Свет) для него меркнет и даже меркнет слух (судя по последним строчкам), но данный человек ещё не понимает своей трагедии (наивная вера про реки вспять, что лето вернётся завтра и т.п.). Чувства было два при прочтении стиха:
а. сострадание;
б. удивление.

а. Я сам считаю себя верующим и равнодушным быть трудно к стихам такой тематики.
б. Про удивление. Немного удивляет, что в стихе «Бог кричит, но ЛГ не слышит». Мне этого пока не понять. В какой же это вере так, чтобы и Бога не услышали и, чтобы Бог «кричал»?!
Ну и вера ЛГ в то, что он заплачет невольно. Плач — это раскаяние (или покаяние), но обычно оно должно быть вольным и осознанным, а не сиюминутным, чтобы высохший родник (духовный мир) ожил (забился). Но это мой риторический вопрос. Автор не обязан этим делиться со всеми. Вера — дело личное даже в поэзии.

P.S. Насчёт рифм — меня ничего не задело в них. И не вижу никаких слабых и тем более банальных рифм. Неповторимость — это к эвристической поэзии. Даже «любовь-морковь» или «любовь-кровь» не будут банальными рифмами, если автор их использует один раз в своём творчестве. А банальность будет, когда автор начнёт слишком заметно и часто повторять самого себя. У моего творческого учителя Владимира Асмолова в стихе «Когда рождается Любовь» есть строки, которые гениальны по смыслу при внешней «банальности»
Нет у любви избитых фраз,
Любовь во всём не повторима.
И тем слова, что говорим мы,
Быть может, сказаны не раз
Но всё ж друг друг в этот час
Мы скажем их впервые.


В общем, я согласен с некоторыми коллегами, что глубина смысла перевешивает и должна всегда перевешивать технические и формалистические «прибамбасы» в духовной лирике, хотя большого разрыва с ними тоже не должно быть (у Вас его и нет). Спасибо Вам за то, что делитесь творчеством.
21:40
+1
Сразу скажу, что стихотворение ничем не задело, что называется «не зашло».
Теперь по вопросам автора: 1. о проблемных стихах — да, бывают, есть задумка, желание, может быть, несколько строк, а продолжение не получается, или вдруг приходит потом, через недели, месяцы, или так и остаётся валяться где-то в черновичках и листочках…
2. если не уверен, что произведение получилось, то никуда его не выставляю, если оно с претензией на что-то более-менее серьёзное. Какое-нибудь шуточное на злобу дня или погоды можно и выставить.
3. относительно трагедии — не почувствовал её, слишком всё витиевато, без какой-либо конкретики, выспренно, как уже говорила Полина Везденёва. Если бы это действительно была трагедия для автора, то она бы была выложена на свет незамедлительно, естественное действие в поэзии для облегчения внутренних страданий, таково свойство человека — поделиться с ближними, исповедаться, а тут возникает ощущение, что автор находится в состоянии некоего самолюбования собственным унынием, стремясь раскрасить его покрасивее.
Ну и относительно Бога — каждый воспринимает его по-своему, во всяком случае, он не извне, он во всём, и внутри нас, и если он кричит, то мы не можем его не слышать, а если не слышим, то откуда знать, что он кричит.
Ну, всё это сугубо моё личное мнение, без малейшего желания обидеть или ущемить чем-то автора, просто попытка ответить на поставленные вопросы.
13:42
+3
В 90-х я посещал занятия местного лито. Были весьма крутые разборы – но и азарт переплюнуть самого себя был велик! Ты разгромил мой стих – ладно, я в чём-то с тобой согласен, но я незамедлительно сделаю его лучше – если не прямо сейчас, то хотя бы к следующему заседанию. Иногда от первоначального замысла не оставалось ничего, и мэтры тебя хвалили. А иногда говорили: нет, в прошлый раз было лучше, не туда тебя занесло!..
… Когда, благодаря глубокоуважаемой Ольге (низкий поклон!) возникла идея поучаствовать в «Школе поэтического мастерства» в качестве анонимно-обсуждаемого автора, я, в поисках нигде доселе не опубликованного стихотворения, заглянул в свой «архив», и первое, что мне попалось на глаза, было вот это: «Уже темнеет ровно в пять...»
На самом деле оно написано не 3 года назад, а аж 17 лет назад, в 2008 году! Совершенно не помню, по какому случаю было сотворено и что меня тогда сподвигло, но помню, что планировалась песня… которая почему-то не случилась.
Спасибо всем, кто принял участие в обсуждении!.. Но… По правилам нашего тогдашнего лито, если в чём-то согласен с критиками, я должен поработать с текстом и предложить новый вариант!
Это я и проделал.
Разумеется, я уже не тот, что 17 лет назад, потому и получилось нечто другое. И это, кстати, тоже можно обсудить.
А всем коллегам – предложение: если уж решили выложить стихо для обсуждения, попробуйте хоть что-то в нём исправить по итогу! Мне кажется, от этого работа «Школы поэтического мастерства» станет вдвое продуктивнее! Или я не прав?..

Засим – мой новый вариант текста:

Стемнело в два, погасло в пять,
дождь до утра. Пропало лето!
А вот и снег… Пора ваять
потешных баб, стихи писать
в тетрадь шальную – до рассвета.

Писать о том, что будет миг,
когда, черновики сжигая,
пойму – прилежный ученик, –
что я живу средь мудрых книг,
их глубины не постигая;

что в наш бескрайне-краткий век
и у меня есть счастья долька,
я тоже строю свой «ковчег»,
а плакса-дождь, и нытик-снег — вода, стихия – да и только;

что в заплутавшей тишине
моей молитвы звук всё тише,
что Бог всё слышит, и извне,
наверно, отвечает мне…
Кричит – но я его не слышу.

Извините, что-то с форматированием: пятистишие не получается.))
14:37
Да, этот вариант лучше, проще, понятней и интересней. И никакая не трагедия, а спокойное и мудрое принятие и приятие жизни, так мне кажется.
07:43
+1
Трагедия исчезла. Появилось другое стихотворение — более техничное — живу хорошо, пишу стихи, которые когда-нибудь сожгу, потому что не читаю мудрых книг, и Бога не слушаю. Это констатация. Но зачем она создана?
18:49
Трагедия исчезла, просто выгорело и золою остался цинизм. То, что было трагичным — стало нормой.
14:37
+1
Это как ролики в «Тик-токе».Подходит к уличному гитаристу ас и прикидывается новичком.Вначале трень-брень, а потом как вжарит«Квинз».Все восхитились-прослезились и пошли лакомиться мороженым с шоколадной крошкой.Рука мастера проступала сквозь истрёпанный пюпитр.И мы почти поверили…
Легко и непринуждённо в новом варианте.Гений стёба.Практицки Лексус и Вован.
Полина, даже в мыслях не было пошутить!
Так ведь комментировал наравне со всеми))
Соблюдал правила этой игры — до поры не раскрываться. И коммент был совершенно искренний, я действительно так думаю.))
12:43
+1
В обсуждении четко проявились два качественно разных подхода к стихотворению. Оба имеют равное право быть. Когда стихотворение выражает жизнь, воспринимаемую обнаженными нервами, и обращено к таким же обнаженным нервам читателя. Это в буквальном смысле – живое стихотворение. В ней безоговорочно доминирует содержание, а технические недочеты оказываются в тени. Более того, полагаю, что нелепо кричать о боли (а первое стихотворение звучит, как выстрел, как взрыв) и при этом глядеться в зеркало, насколько красиво, если, скажем, автор – женщина, накрашены у стихотворения помадой губы и ровно ли выщипаны брови). А бывают стихотворения искусственные (от слова искусство), и они уже воспринимаются не как живая жизнь, а как жизнь, проявленная через красоту, и вот здесь уже на первый план выходит форма и мастерство технических изысков.

Но поскольку автор поэт, и оперирует поэтическими словами, а голые умствования о поэзии бывает, что зависают в воздухе, обращусь к нему на его поэтическом поле и завершу мысль поэтическим языком.

Бывает Слово мыльным пузырем:
слова такие радужно искрятся
на солнце мимолетным легким сном:
похожи друг на друга, словно братья,
игривой беззаботностью своей;
и лопаются звонким фейерверком.
Они, как бабочки, живут коротким веком,
но детским колокольчиковым смехом
цветасто разбавляют скуку дней.

А есть Слова – воздушные шары:
их надувают газовой горелкой –
огнем души. Шары те до поры
полета в небо – тяжелы; и мелкой
жизнь на земле они воспринимают.
Но, а когда Поэт в них дух вдувает,
они — взлетают, и в своей корзине
поднять готовы хоть полцарства в небо,
не ради зрелищ и не ради хлеба,
но ради несказанно звонкой сини,
чтоб ею пропитался человек
и растянул до бесконечности свой век.
19:10
+1
Хорошо сказали. А секрет прост. Автор подчеркнул сам: таким он когда-то был, а таким стал сегодня. Как у А. Розенбаума песне «Отслужи по мне, отслужи, я не тот, что умер вчера...». Оценки же данного стиха зависят от веры. Для одних, верующих, утрата веры — трагедия. А для других — обыденность, как и выражение атеиста: «Бога нет — живите спокойно». На духовную тематику всегда будут двойственные реакции: одни у материалистов, другие — у идеалистов. Будут и третьи — у поклонников изящной поэзии: «Как хорошо сказал!» — даже если сказанное будет мыльным пузырём с радужными искрами.
Первый вариант стихотворения прекрасен: искренние чувства заставляют сопереживать ЛГ, невольно обращаясь к своим — точно таким же — чувствам. Второй вариант показал, что дорабатывать стихи надо не откладывая на долгий срок, чтобы не ушло то настроение, с которым взялся за перо.
07:12
+1
Эх, жаль, что автор не утерпел и открыл свое талантливое лицо)
Много сказано по делу. Но стихи — это скорее порывы души в конкретный момент, их не всегда можно причесать по правилам языка, доработать через длительные промежутки времени. Мир меняется, и мы тоже. С первого прочтения текста мне было понятно, что писал сильный автор. И финал зацепил, да… А метафоричность — жто не всегда ближе к смыслу, иногда в ней автор скрывает эмоции, не всем понятные. Иногда — есои все предельно ясно — значит автор открыт и искреннен наедине со всеми. Или сам с собой тоже (ведь текст не рали красного словца, а чтобы понять и выразить себя).
И второй вариант текста по душе — но он другой. Спасибо, Дмитрий. Хорошие стихи. Я недолепленное обычно удаляю, но совсем недавно в почте отыскала наброски и что-то забытое всколыхнуло. Пусть живут. Это наши мысли, чувства в тот момент жизни. Все ценно, все важно