Новогодняя викторина LiterMort 2025!
Новогодняя викторина LiterMort 2025
Вот уже 3-й год подряд LiterMort весь декабрь проводит литературную викторину. Наконец викторина дошагала и до «Писателей за добро»! Перед Новым годом я вручу #призы и новогодние #поздравления финалистам и всем отличившимся участникам.
Тема новой викторины:«Детство писателей»
Победители будут оглашены 25 декабря.
10 призёров получат фирменные новогодние подарки и поздравления от LiterMort.
Присоединяйтесь с ЛЮБОГО вопроса и побеждайте.
ПОЛНЫЕ ПРАВИЛА
Викторина проходит с 1 декабря по 25 декабря 2024.
• Вопрос каждый раз звучит так: ДЕТСТВО КАКОГО АВТОРА ОПИСАНО?
• Принимается за ответ фамилия автора (фамилия и имя с фамилией считаются одним и тем же ответом). Авторы могут повторяться.
В тематической викторине писателям и поэтам (отечественным и зарубежным) будет дано слово, чтобы описать своё детство, своих близких или малую родину, а от участников потребуется угадать личность неназванного лица.
Станут победителями и получат подарки 10 участникам, давших больше всего верных ответов.NB: если количество участников, давших больше всего верных ответов, превысит 10 (например, у участника №11 будет то же количество ответов, что и у десятого призёра), то победителей будет больше десяти.Вопрос публикуется ежедневно в 21:00.
• Ответ можно написать в комментариях под постом вопроса до 20:59 следующего дня — 1 вопрос «живёт» 1 день.
• Например, время ответа на вопрос от 1 декабря, 21:00, истечёт 2 декабря в 20:59.
• При ответе не ориентируйтесь на мнение предыдущих отвечающих или большинства, ибо большинство ещё не гарантирует истину.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ с любого дня викторины: стать призёром шанс есть у всех, так как важнее всего правильность данных ответов, и можно пройти в десятку призёров, участвуя наравне с «ранними пташками».
24 декабря в 21:00 истечёт время ответа на последний вопрос, и 25 декабря в 21:00 будут объявлены победители.
Предновогодняя викторина канала LiterMort нацелена на поиск нового угла взгляда на классиков мировой литературы, совместное интересное обсуждение и неизбежное установление новых связей между прошлым, настоящим и будущим. И, разумеется, это возможность подарить уникальные призы 10 участникам, которые получат наибольший процент верных ответов!
Мы не ищем стандартных вопросов, мы хотим мыслить, творить, сиять, нам не нужна беззвёздная мука. Готовы пошалить?
Для получения приза победителям необходимо будет указать свои почтовые данные для Почты России. Адрес, индекс и ФИО нужно будет прислать в личные сообщения. LiterMort не отвечает за работу Почты России, не гарантирует доставку и со своей стороны сделает всё, чтобы все призёры были награждены.
Присоединиться к викторине можно начиная с любого дня её проведения. Участники, присоединившиеся позже, смогут участвовать наравне со всеми.
Викторина проходит на авторском канале LiterMort в соцсетях ВКонтакте, Телеграм и Дзен, а также на сайте «Писатели за добро» в авторской рубрике Надежды Бугаёвой.
По всем вопросам, предложениям и просьбам пишите в личные сообщения — вместе мы обязательно решим всё.
Желаю успеха каждому из вас, дорогие друзья! Да начнётся викторина!
— С наилучшими пожеланиями,
Надежда Николаевна Бугаёва,
филолог, педагог, член МСП им. Святых Кирилла и Мефодия, медалист Международной академии русской словесности (медаль имени Л. Н. Толстого «За воспитание, просвещение и наставничество», 2023), автор романа со стихами «Сказка о царевиче-птице и однорукой царевне», лауреат «Славянского слова — 2023» и «Стилистов добра» II Всероссийского форума молодых писателей в Челябинском государственном институте культуры в 2024. Создатель просветительского проекта «LiterMort».
А вот какие вопросы были в прошлогодней викторине: например, по «Мартину Идену» Дж. Лондона:
Правомерно ли назвать этот роман романом-трагедией?
История матроса Мартина, потерявшего любовь всей своей жизни и убившего в конце концов себя, как и Ромео, вправе претендовать на звание «трагедии»? Или же это социальная драма?
Чем Мартин не Ромео?
Чем Руфь не Джульетта?..
Прокомментируйте: «Мартин Иден», печальная история любви и смерти, — это трагедия или драма?
У лондоновского романа «Мартин Иден» есть масса параллелей с трагедией Шекспира «Ромео и Джульетта». Джульетта принимает в себя яд-сонное зелье и засыпает, и её сон подобен смерти — и Руфь принимает в себя яд буржуазного общества, её дух погружён в сон, Руфь не мыслит и не чувствует, а живёт как марионетка. Это смерть души, хотя физически Руфь ещё жива — чёткая параллель с Джульеттой.
Джульетта просыпается и перед смертью осознаёт своё вдовство и гибель будущего с Ромео — а Руфь, прежде чем потерять Мартина навсегда, делает попытку пробудиться и приходит к нему в гости. Истинное ли это пробуждение? Увы, нет. Брат Руфи стережет её приход. Руфь заявляет Мартину, что готова принадлежать ему прямо здесь и сейчас. Интересно, что если бы Мартин согласился, то Руфь «свистнула» бы брату, тот заявился и засвидетельствовал факт нападения Мартина на Руфь. Далее хитрецы заставили бы «нувориша» Мартина жениться на Руфи и пользовались бы его деньгами долго и счастливо.
И это уже не трагедия, а спланированная драма.
В чём отличие драмы от трагедии?
Трагедию нельзя спланировать. Трагедия — это насмешка небес над человеком. Например, человек должен дойти до работы целым и невредимым. Он выходит из дома — и на голову ему падает кирпич. Боги смеются и дают ему второй шанс. Человек идёт другим путём — и проваливается в разверзнувшуюся под ногами яму. Новый шанс — на человека падает метеорит. Ещё шанс — его случайно переезжает потерявшим тормоза автобусом. И так до бесконечности. Человек из последних сил пытается выполнить план-минимум: дойти до работы, но ему не суждено.
Смех богов — это трагедия. Монах скачет изо всех сил, чтобы предупредить Ромео, но — умирает, так и не предупредив. Джульетта с Лоренцо и няней так хорошо всё придумала, но — всё равно провал. Ромео так быстро доскакал, не умер от рук Париса, припал к гробу Джульетты — вот бы ей проснуться на 5 минут раньше и предупредить Ромео! Но нет, 5 минут решают всё, и Ромео умирает. В этом опоздании на 5 минут — вся суть трагедии. А счастье было так возможно.
То есть трагедия Ромео и Джульетты не в том, что они оба убивают себя, а в трагическом разладе во времени. Не успел, опоздал, не узнал, ошибся… — в этом суть трагического. Смерть нужна лишь затем, чтобы отсечь у героев возможность что-то исправить. Белинский сказал: «Суть трагического не в кровавой развязке». В «Скупом рыцаре» Пушкина, якобы копирующем английскую комедию (хотя это мистификация, такой комедии нет), рыцарь умирает сам, по случайности, убийства нет, сын жив. Но в этом суть трагического — сын никогда не сможет объясниться с отцом, последним словом отца навсегда останется «ключи», а не «сынок», последний спор с отцом навсегда останется без примирения. В этом трагедия, а не в смерти.
Что же до Мартина Идена? Иден, фамилия Мартина, говорящая: «еden» значит «рай». Мартин создан для счастья и нравственно полностью заслуживает рая. Это насмешка автора и судьбы, что человек с такой фамилией глубоко несчастен и убивает себя.
Ромео думал, что Джульетта мертва, а она на самом деле была жива.
Мартин думал, что Руфь духовно жива для любви, а она на самом деле была мертва.
«Так храм пустующий — всё храм,
Кумир поверженный — всё бог.»
М. Лермонтов
Выясняется, что нежная Руфь всегда была пуста внутри, никогда не имела ни мозгов, ни души, а Мартин ведь уже полюбил её. Истинную любовь нельзя повернуть вспять, не разрушив всё. Грудь любящего — это храм, а предмет любви — это кумир, бог в этом храме. Вообразите себе, что человек стал монахом из любви к богу, ушёл в монастырь, долгие годы служил богу. И тут выясняется, что бога нет. И рая нет, и ада нет, и бога нет. Такая вот истина пустоты.
А человек ведь любит бога — если любовь объективна, от неё нельзя отказаться вмиг только потому, что так будет комфортнее. Истинная любовь не знает ни комфорта, ни приспособленчества. Любовь не знает расчётов. Расчет не есть любовь. Расчет — это математика, математика стремится к истине, но эта истина никак не приблизит любовь. И это трагедия. Тьмы истин нам всего дороже… — так сказал Пушкин.
Тьма истины, что любимого кумира нет, — это та «бездна», в которую в финале ныряет Мартин. Истина — это пустота, а обман — это идеализированная Руфь. Истина разрушает реальность Мартина, но отказаться от истины, лишь бы спасти свою эфирную реальность, нельзя. Увидев, нельзя развидеть.
Следовательно, гибель надежд, любви и реальности Мартина — это истинная трагедия. Но тип поведения Руфи, её попытка обманом купить брак с разбогатевшим Мартином — это чистейшая драма. Руфь строит козни — а в трагедии козни строят небеса.
Будь «Мартин Иден» полностью трагедией, финал был бы иным. Каким?
Например, Руфь с братом не смогли заполучить Мартина ей в мужья, его денежки для них потеряны. Но тут Руфи находят нового богатейшего жениха, на завтра назначена свадьба. И ночью Руфь осознаёт, что ей не нужны деньги нового жениха — она хочет лишь Мартина! Осознание ошарашивает Руфь, она очищается духовно. Собрав свои украшения, она бежит из дома, но узнаёт, что Мартин уже на пароходе «Марипоза». Собрав все силы, Руфь припускает к пароходу, но у неё нет билета, а украшения она не успела выменять на деньги. Что делать?
Она отдаёт контролёру на пароходе все ценности, и тот обещает проводить её к Мартину. Но хитрый контролер обманывает Руфь — он заводит её в тёмную каюту и велит ждать Мартина, а спустя время сам заявляется к Руфи в темноте и проводит с ней ночь, назвавшись Мартином.
Утром Руфь узнаёт всё. Она в отчаянии, её жизнь разрушена, Мартин для неё потерян. Она решает покончить с собой. В это время Мартин, не знающий, что Руфь на корабле, тоже подумывает о том же. Вдруг он видит Руфь: она стоит на перилах и вот-вот прыгнет. Руфь, не делай этого! Она оборачивается: Мартин, всё потеряно, со мной провёл ночь контролёр! Но я всегда любила только тебя, я отказалась от богатого жениха и отдала все свои украшения, чтобы быть с тобой. Но подлый контролёр разрушил все надежды… Прощай, Мартин! Руфь, не прыгай, я прощаю тебя! Я хочу тебя, Руфь, ночь с контролёром ничего не значит для меня, я выше всех этих буржуазных условностей! Твоя девственность ничто, ты — всё, Руфь!
Руфь не верит своим ушам и делает шаг навстречу Мартину, распростёршему объятья, но — её ножка скользит, и она падает в пучину вод. Поток подхватывает её, и она тонет.
Мартин бросается в бушующие за «Марипозой» пенные волны, но Руфь уже ушла ко дну. Обезумев от отчаянья, Мартин тоже погибает.
Вот это уже однозначная трагедия.
Или, например, в разгар ночи с контролёром в каюту врывается Мартин — он видит Руфь в объятьях хитрого контролёра. Ах, Руфь, так вот какова твоя буржуазная душонка? Даже контролёр большого судна тебе милее бывшего матроса Мартина! И с этими словами Мартин прыгает за борт и топится.
Руфь оглушена отчаяньем, потерей чести по вине обманувшего её контролёра и сценой с Мартином. Её мечты разбиты. Она прыгает вслед за Мартином и тоже погибает.
А можно сделать трагедию похуже!
Контролёр удерживает Руфь, потому что он сильный и безжалостный. Неправда, — возражает контролёр, — я сильный и нежный. Он удерживает Руфь: — Не надо убивать себя, крошка. Ты пришлась мне по вкусу, буржуазная малышка. Будем всегда вдвоем?
И контролёр делает Руфь своей невестой, а капитан венчает их. Во время венчания Руфь смотрит на белую пену волн, поглотивших Мартина. На её голове белые цветы. Нет, — думает она, — та белая пена венчает меня, а не эти белые цветы. Мартин — мой истинный жених, и белая пена над его мёртвым телом — вот моя венчальная фата. Тут контролёр целует Руфь: они стали мужем и женой. Руфь думает о губах Мартина, целуя контролёра. Я супруга мертвеца, — думает она. Впоследствии Руфь рожает контролёру 10 ребятишек, и они все живут в одной комнате, пока она не умирает от чахотки. Над её могилкой вырастают белые цветы — похожие на белую пену, сомкнувшуюся над Мартином.
Но это вновь острая социальная драма с чертами трагедии, не правда ли?
Какой сюжет больше по вкусу вам?