Поэтический практикум. Метафора

Поэтический практикум. Метафора

          

         

                                                                                                

                              Для выразительности поэтической речи важно правильно подбирать слова, использовать синонимы, антонимы, фразеологизмы, иногда – архаизмы, диалектизмы, разговорную лексику и др. Существуют ещё так называемые тропы – слова и выражения, употребляемые в переносном значении.


МЕТАФОРА – перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков (работа кипит, лес рук, снежная каша). Пример метафоры:

И, может быть, на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.
(А. С. Пушкин)

Метафора явля­ет­ся одним из самых рас­про­стра­нён­ных худо­же­ствен­ных тро­пов в лите­ра­ту­ре. Она воз­ни­ка­ет из срав­не­ния, сопо­став­ле­ния ново­го пред­ме­та с уже извест­ным и выде­ле­ния общих их при­зна­ков. Чтобы появи­лась мета­фо­ра, сле­ду­ет най­ти точ­ки сопри­кос­но­ве­ния двух пред­ме­тов или явле­ний в чем-то, напри­мер:

  • озе­ро как зер­ка­ло — зер­ка­ло озе­ра;
  • руки как золо­то — золо­тые руки;

Именно поэто­му мета­фо­ру счи­та­ют скры­тым срав­не­ни­ем, в кото­ром отоб­ра­жа­ют­ся как посто­ян­ные, так и вре­мен­ные, пре­хо­дя­щие, слу­чай­ные сход­ства пред­ме­тов. Но в отли­чие от срав­не­ния мета­фо­ра выра­жа­ет усто­яв­ши­е­ся сход­ства пред­ме­тов. Например, в осно­ве мета­фо­ри­че­ской свя­зи зна­че­ний суще­стви­тель­но­го «нос» лежит сход­ство пред­ме­тов по фор­ме и рас­по­ло­же­нию в про­стран­стве:

  1. часть лица чело­ве­ка, мор­ды живот­но­го;
  2. высту­па­ю­щая часть чай­ни­ка, кув­ши­на;
  3. перед­няя часть ступ­ни, обу­ви и чул­ка;

На осно­ве внеш­не­го сход­ства полу­чи­ли оди­на­ко­вые наиме­но­ва­ния швей­ная и хирур­ги­че­ская игла, лист хвой­но­го дере­ва и игла неко­то­рых живот­ных.

Метафоричными явля­ют­ся свя­зи живот­ное — чело­век и отсю­да воз­ник­шие наиме­но­ва­ния людей в пере­нос­ном смыс­ле: баран, осёл, сви­нья.

Общность при­зна­ка дела­ют воз­мож­ным и такие пере­но­сы при­зна­ка лица на пред­мет:

  • без­молв­ная жен­щи­на — без­молв­ная ули­ца;
  • дели­кат­ный чело­век — дели­кат­ный вопрос;
  • бой­кий маль­чик — бой­кий спор;

.

Перенос зна­че­ния одно­го сло­ва на дру­гой, то есть воз­ник­но­ве­ние мета­фо­ры, свя­зан с их сход­ством:

  1. подо­бие фор­мы: дам­ская шляп­ка — шляп­ка гвоз­дя;
  2. цве­то­вая бли­зость: золо­тое коль­цо — золо­тая листва;
  3. общ­ность функ­ции: двор­ни­ки рас­чи­сти­ли снег — авто­мо­биль­ные двор­ни­ки;
  4. похо­жесть в рас­по­ло­же­нии: подош­ва обу­ви — подош­ва горы.

Примеры метафор:

Нам доро­га твоя отва­га, огнём душа твоя пол­на. (М.Ю. Лермонтов) 

Пора золо­таябыла, да сокры­лась. (А.Кольцов)

Осень жиз­ни, как и осень года, надо бла­го­дар­но при­ни­мать. (Э. Рязанов)

Луна будет улы­бать­ся весь вечер. (А. Чехов)

Тоска необъ­ят­ная жра­ла его, и безы­мян­ный червь точил его серд­це. (Н. Гоголь)

Прапорщики воткну­лись гла­за­ми в царя. (А. Толстой)


Использованы материалы интернета:

Понятие о тропах. Творческая мастерская Алкоры http://stihi.ru/2016/09/22/4658
Тропы в литературе. Таблица с примерами https://russkiiyazyk.ru/leksika/tropy.html
Метафора: Теория и практика https://multiurok.ru/files/metafora-teriia-i-praktika.html   и другие

Задание 1 Найдите метафоры в следующих текстах.

1) Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа.
(А. А. Фет)

2) Вся в пыли торчит щетина
Придорожного хвоща.
(Саша Черный)

3) Топи да болота, синий плат небес.
(С. А. Есенин)

4) Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь осеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.
(С. Есенин)

5) Ель рукавом мне тропинку завесила. (А.А.Фет)

6) Я вспоминаю, сердцем посветлев,
Какой я был взволнованный и юный!
И пусть стихов серебряные струны
Продолжат свой тоскующий напев.
(Н.Рубцов)

7) Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящих лучей!
(Н.Рубцов)

Задание 2. Поделитесь стихотворением, в котором есть примеры метафоры.

+6
4219
RSS
17:22
+2
Как любит он — бумажный лист
Испытывать моё терпенье:
Ему б создать стихотворенье,
А он — опять невинно чист!

Под торопливою рукой
Лист, словно уж, скользит и рвётся;
Он надо мной всегда смеётся,
Он гонит прочь ночной покой!

А мне бы — лишь катрен создать,
Иль два,— количество не важно,
За это, деспот мой бумажный,
Могу и душу я отдать!

Привычно лоб ладонью тру,
Усилье сделав над собою
И рифмы сжалились, со мною
Вновь заведя свою игру.

Катрен, ещё один катрен…
Азарт доходит до безумства,
Подстёгивая мысль и чувства,
Всю душу забирая в плен.

И вот — исписан до конца
Весь лист, товарищ мой бывалый.
Он предо мной лежит усталый,
А я — благодарю Творца!
Ура! Противоборство автора и листа бумаги закончилось победой автора, лист сдался, «лежит усталый». Замечательно написано, хорошо передан драматизм события – написания стихотворения. При помощи олицетворения, сравнения и других средств выразительности получилась красочная картина. Но сегодня смотрим метафоры. «Деспот» можно, наверно, назвать метафорой. Хотя одновременно это и перифраза (синоним к слову «лист»). Иногда трудно определить, какой это троп, но это не так важно, главное уметь его употребить. Молодец, Галина!
Спасибо, Любовь, за одобрение!
11:42
+1
Здравствуйте, Любовь.

Хочу сдать «домашку».

Задание 1. Найдите метафоры в следующих текстах.

1) Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа.
(А. А. Фет)
толпа туч и лунный серп;
2) Вся в пыли торчит щетина
Придорожного хвоща.
(Саша Черный)
щетина хвоща;
3) Топи да болота, синий плат небес.
(С. А. Есенин)
плат (платок) небес;
4) Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь осеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.
(С. Есенин)
яблонь вьюга и бедность полей;
5) Ель рукавом мне тропинку завесила. (А.А.Фет)
рукав ели;
6) Я вспоминаю, сердцем посветлев,
Какой я был взволнованный и юный!
И пусть стихов серебряные струны
Продолжат свой тоскующий напев.
(Н.Рубцов)
сердцем посветлев, серебряные струны и тоскующий напев;
7) Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящих лучей!
(Н.Рубцов)
солнце венчает короной лучей.

Задание 2. Поделитесь стихотворением, в котором есть примеры метафоры.

Сначала из стихотворения А.Вертинского «Салют» —
Небеса расцвечены алмазами,
Возжигает Родина огни.
Все о вас, родные сероглазые
Братья, драгоценные мои!


А вот моя попытка —
Шальной апрель мне мысли будоражит,
Пьянит нещадно, бешено куражит.
Безумно хочется всего и сразу
И наплевать на всякую «заразу»!

crazy

Или так —
Огненным взглядом испепелила
И мальчишку, и его цветок.
Она — красавица, она — королева!
А он — лишь серая пыль у ног...

sad
Наталья! Добро пожаловать на обсуждение темы! Кроме метафор есть и другие средства художественной выразительности. Мы их используем, хорошо бы ещё научиться определять, кто есть кто. Руководствуясь выдержками из статей, «огненным взглядом» можно перефразировать « взгляд как огонь», значит, это метафора (пример из конспекта — «руки как золото- золотые руки»). «Серая пыль у ног» — скорее фразеологизм, если было бы «как серая пыль у ног» — то это было бы сравнение. Вот «серая личность» — метафора, см. конспект: цветовая близость: золотое кольцо- золотая листва. «Шальной апрель» — эпитет (рассмотрим позже). Такая тема, что могут быть разные мнения. Спасибо за участие!
05:55
+1
Любовь, после изучения статей, я, для самой себя, сделала вывод, что
МЕТАФОРА — это СКРЫТОЕ СРАВНЕНИЕ.
Наталья, так и есть. «Слёзы небес»(мет.) и «слёзы человека» — сходство в том, что они обозначают состояние грусти. «Нота грусти» (мет.) и «нота музыки» — тоже есть сходство. «Аккорд радуги»(мет.) и «аккорд в песне» — есть похожесть. Там, где используется переносный смысл — там метафора.
Апрельские слёзы небес
Нотками грусти звучали,
Радуги светлый аккорд
Был так прекрасен в финале.
01001001
10010010
1001001
10010010
Наталья, в 1 ой строке не выдержан 3хстопный дактиль -100, можно легко исправить: Слёзы апрельских небес — 1001001
А почему нет рифмы «небес-аккорд»? Холостая рифма, однако. Она имеет место быть в особых случаях, например, когда есть стилизация под русский народный фольклор, как в «Сказе про Федота-стрельца» Леонида Филатова. Интересное четверостишие, начатую тему о грусти можно раскрыть, и в конце — про радугу.
Здравствуйте, Любовь. После ещё одного дождя вышло вот так:

Слёзы весенних небес
Нотками грусти звучали.
Радуги светлый аккорд
Был так прекрасен в финале.

Солнышко в лужи глядится,
Где с пиратской отвагой
Голуби топят флот
Из пачки с писчей бумагой.

Чистые изумруды
В лучах на ветках сияли.
И позабылось о том,
Как было печально вначале.

Мир озарился улыбкой
В лёгком семиколоре,
А сердце поёт невнятно,
Но однозначно в мажоре!

P.S. А «Сказ про Федота — стрельца» мне нравится. smile
Комментарий удален
08:21
+2
И ещё, получается, что МЕТАФОРА часто используется в загадках.
Наталья, это загадка? А какая отгадка?
Попробуем обратиться к воспоминаниям из детства?
«Расписное коромысло» — метафора по общности цвета и формы. Хороший пример.
Здесь, конечно, отгадка — радуга (это все знают), а в первом примере я пыталась «зашифровать», как раз наоборот, коромысло с ведрами. Перемудрила или недомудрила? unknown
12:14
+1
И снова, день за днём, стучит в висок, как дятел,
осеннего дождя тревожная капель,
не превращаясь в лёд, не оставляя пятен.
А город как корабль, что прочно сел на мель.

Промокшая листва гниёт, и запах тлена
в асфальтовый хитон впитался навсегда.
Мутнеют окна глаз. По тротуаров венам
течёт, как физраствор, холодная вода.

От грусти и хандры закончились таблетки
всего за пару дней до смерти ноября…
И только в темноте на чёрных голых ветках
фонарики хурмы оранжево горят.
Елена, спасибо за прекрасное стихотворение, богатое средствами художественной выразительности. Вылавливая метафоры, сразу вижу «смерть ноября» — образно и к месту. «В асфальтовый хитон (впитался)» — это надо додуматься до такой оригинальной метафоры. «Таблетки от хандры» — метафора (см. в конспекте – общность функции). «Окна глаз» — для меня сначала тут было непонятно, привыкла к метафоре «глаза окон» (Тёмные глаза окон смотрели равнодушно.- kartaslov.ru/предложения-со-словосочетанием/глаза+окон). Потом нашла более развёрнутый пример употребления метафоры «окна глаз» stihi.ru/2021/11/30/8812 — стихотворение так и называется «Окна глаз».
15:39
+1
А ещё горящие фонарики хурмы — тоже метафора.

Интересно, что кто-то тоже написал про «окна глаз»)) мои, правда, более ранние — стихо написано в 2019 г.
Верно, это метафора, можно заменить сравнением «хурма, словно горящие фонарики».
18:20
+1
НАЧАЛО ЗИМЫ

ТИШИНОЮ ОКУТАН заснеженный город,
На рассвете встречает начало зимы.
Над землёю кружатся СНЕЖИНКИ-ТАНЦОРЫ.
Опустившись, покроют дома и дворы.

А пока что в полёте искрятся АЛМАЗОМ –
Отражается солнца лучистого свет.
Непривычно от скуки уставшему глазу –
Заблестел ЛЕДЯНОЙ водоёма ПАРКЕТ.

А МОРОЗ-ЮВЕЛИР все изделия щедро
Раздаёт, чтобы краше был зимний наряд.
Вон ХРУСТАЛЬНЫЕ БУСЫ, качаясь от ветра,
На уснувших от холода ветках висят.

По чернеющим далям ЗИМА-КОРОЛЕВА
Проезжает В КАРЕТЕ волшебной своей.
ОТ КОПЫТ быстрой ТРОЙКИ и справа, и слева
Белой пылью летит свежевыпавший снег.

ТИШИНОЮ ОКУТАН заснеженный город — переносное значение, прямое — окутать кого-то одеялом: сходство действия
СНЕЖИНКИ-ТАНЦОРЫ, МОРОЗ-ЮВЕЛИР, ЗИМА-КОРОЛЕВА — можно заменить сравнением: снежинки как танцоры, мороз как ювелир, зима как королева
ХРУСТАЛЬНЫЕ БУСЫ — заменяется на сравнение бусы как хрусталь
искрятся АЛМАЗОМ – можно заменить: искрятся как алмазы
ЛЕДЯНОЙ водоёма ПАРКЕТ — подобие формы
Проезжает В КАРЕТЕ волшебной, ОТ КОПЫТ ТРОЙКИ – сходство с действием метели, обильного снегопада с ветром.