Корягина Ксения Павловна. О трагедии духовной слепоты и о духовном прозрении.
Глава первая «Душа, которая впотьмах…»
Поэзия – русская особенно – раскрывает богатство человеческой души, побуждает размышлять – даже философствовать. И образ природы, Вечное Мироздание - прежде всего побуждает.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
написал Ф.И.Тютчев.
Великий русский поэт, как и многие другие, считает, что неспособный видеть этого живого начала, жалок, ничтожен, духовно ограничен. И Замысла Творца постичь не желает и не пытается. Оттого словно от жизни «отвернулся»…
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..
И вот словно «продолжает» мысли Ф.И.Тютчева Е.А.Баратынский. Правда, несколько по-иному «продолжает». Как – увидим позже.
Стихотворение с несколько странным, на первый взгляд, названием «Приметы».
Пока человек естества не пытал
Горнилом, весами и мерой,
Но детски вещаньям природы внимал,
Ловил ее знаменья с верой;
Покуда природу любил он, она
Любовью ему отвечала,
О нем дружелюбной заботы полна,
Язык для него обретала.
Почуя беду над его головой,
Вран каркал ему в опасенье,
И замысла, в пору смирясь пред судьбой,
Воздерживал он дерзновенье.
На путь ему, выбежав из лесу, волк,
Крутясь и подъемля щетину,
Победу пророчил, и смело свой полк
Бросал он на вражью дружину.
Чета голубиная, вея над ним,
Блаженство любви прорицала…
И вот, наверное, главные – или одни из главных строк:
В пустыне безлюдной он не был одним,
Нечуждая жизнь в ней дышала.
Заканчивается произведение призывом Бога проповедовать людям истину:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
А в произведении же Е.А.Баратынского люди словно забыли о вечном единстве земли с Небесами – и вдруг непонятно почему чувствам стал «противостоять» научный анализ. Не было такого раньше – ведь фундаментальная наука возникла именно в лоне христианской цивилизации. А теперь…
Но, чувство презрев, он доверил уму;
Вдался в суету изысканий...
И сердце природы закрылось ему,
И нет на земле прорицаний.
А результат – люди, говоря словами Ф.И.Тютчева, «ослепли». А потому «нет на земле прорицаний»…
Но всё же…
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой…
Вряд ли не помнит кто-то этих строк М.Ю. Лермонтова – наверное, самых главных о предназначении природы.
Какой яркий образ, дающей человеку энергию, жизненные силы природы! Воспоминание беззаботного детства, лучшие пейзажи, запечатлённые в памяти автора, передаются в этих строках.
Но главное - природа является своеобразным «путём» духовного становления.
Пейзаж наделен чертами, присущими разным временам года. Это, наверное, говорит о том, что написанная картина была создана автором как некая аллегория. Вернее, видел он всё это – но «не вместе» - потому что вместе невозможно.
А может быть...
Разве не говорит это о том, что природа, мироздание всегда рядом с человеком, что в любое время года (здесь нет только зимы) связан с ним человек нитями незримыми. Ведь ландыш «кивает» лирическому герою, как близкому и способному понять – потому что тот не «вдался в суету изысканий» и сердце его открыто.
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—
Родник – первый признак весны, символ жизни. Лирический герой наслаждается неброской красотой ручья, спешащего поведать нам историю своего странствия. Но не только…
При наблюдении за умиротворенной природой у человека исчезает чувство тревоги. Природа питает его, придает силы. Но самое главное…
Тогда смиряется души моей тревога,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
В финале говорит лирический герой об осознании счастья в единение с природой. Потому что приводит она к душевному покою, к утешению от тревог. И в конце концов становится невидимым «мостиком» к Богу, мир земной и Небесный Создавшему!
А значит, нечего больше искать и желать