Нина Гайкова. Соединение с Миром Духовным… в концертном зале…

Соединение с Миром Духовным… в концертном зале…

 

Под орган душа тоскует,

Плачет и поет.

Торжествует, негодует

Горестно зовет:

О благий и скорбный! Буди

Милостив к земле!

Скудны, нищи, жалки люди

И в добре, и в зле!

О Исусе, в крестной муке

Преклонивший лик!

Есть святые в сердце звуки, -

Дай для них язык! -

 

написал девятнадцатилетний И.А.Бунин, преисполненный искренним восхищением пред рокочущими звуками, всё окружающее пространство заполняющими и наполняющими особой духовной энергией. Где звучал величественный инструмент, который называют Гласом Божиим? В концертном зале или костёле, куда зашёл русский поэт? Да разве это важно? Главное – устремлённые ввысь божественные звуки, созданные теми, на кого снизошло с Небес  озарение… 

В Малом Зале Московской Консерватории звучат великие творения И.С.Баха и композиторов,  живших до него – Д. Букстехуде и других.  Как-то услышала случайно, что исполнители любят орган этот больше,  чем, например, в Большом Зале – оттого, наверное, и звучат здесь сотрясающие пространство звуки Небес чаще. Конечно, боговдохновенно всё великое искусство  — и создаются великие произведения, как сказал русский мыслитель И.А.Ильин,  в тех «сферах, где проносятся Веяния Духа Божьего». И всё же эти звуки особые...

Конечно,  в нашем – Православном  Богослужении звучат в единстве голоса людей – «обоженное человеческое тело», как написала исследователь духовной музыки                             Т.Ф. Владышевская.  Но звучит молитва и на церковнославянском, и на  латыни, и даже без слов, хором произносимых. И обращается верующее сердце к Создателю Неба и земли…

«Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святой, Троица Святая, слава Тебе!», «Господь просвещение мое́ и Спаситель мой, кого́ убоюся?» — подобное звучит и в хоральных прелюдиях И.С.Баха, его предшественников и последователей. Звучит, даже без хора и солистов. Нередко во время органных концертов читается Главная Книга Христиан. Но и сейчас звучит, пусть и безмолвно, молитва — мощные звуки органа в гармонии, в единстве.

Может быть, это – моё личное восприятие, но величие органа прежде всех не признаёт чудовищных экспериментов века двадцатого. Хотя мнение, очевидно, не только моё. Вспоминается, как много лет назад в том же Малом Зале в первом отделении звучали произведения И.С.Баха – и один из очень известных артистов читал Евангелие.

 А после антракта зазвучало произведение конца двадцатого века…

И зрители уходить стали – даже хочется сказать, — убегать от этой разрушающейся вокруг гармонии  — гармонии, Самим Творцом дарованной. Казалось, звуки причиняли боль... 

Всё же Господь мудрее нас...

Обидно, у исполнительницы такой большой репертуар… Конечно, на её концерты зрители — вернее, — слушатели снова придут, только внимательнее на имена композиторов посмотрят…

Что-то подобное и в Зале П.И.Чайковского было. В первом отделении звучали божественные – во всех смыслах слова – трио-сонаты В.А. Моцарта, а во втором люди тоже спешно зал покидали. Не терпит Глас Божий человеческого своеволия.                                   И гордости. А  композиторы того времени, когда великий, «божественный», как сказал один из героев старого фильма, И.С.Бах по земле ступал, всё же так или иначе                         с храмом связаны были…

 Итак, в Малом Зале Консерватории снова звучит орган — исполнитель  — один                              из доцентов Московской Консерватории – по нормам этическим без имён обойдёмся. Тем более, не привыкла я взрослых людей «без отчества» называть, а в афише его нет – дурная западная манера. Но да не об этом сейчас…

Звучат творения немецких композиторов. И зал словно благодатью наполняется.                            Не только  благодаря прекрасному, виртуозному исполнению  — но и той творческой энергии, что от исполнителя исходит. Творческой — в самом высоком понимании. Он при вех благодарит девушку, которая ноты переворачивала – честно говоря, не припоминается как-то других случаев, хотя служители музыки отсутствием воспитания, разумеется,                     не страдают. 

В тот вечер всё словно от сердца исходило. А наряд помощницы чем-то одеяния времён И.С.Баха напоминал – словом, всё было в единстве. Представлялась невольно семья самого великого Маэстро…

Одно из исполняемых произведений – переложение того, что изначально для скрипки создано. Переложил сам исполнитель. И слушая эти рокочущие звуки, трудно представить, как  с этой мелодией скрипка когда-то «справлялась». Словно новую жизнь вдохнул -  такое без истинного творчества, наверное, невозможно…

Концерт окончен – но звучат ещё три произведения на бис – и последнее — тоже переложение. Знаменитая Шутка, которой завершается Вторая Сюита Великого                     И.С. Баха…

  Зал искренне благодарен исполнителю. Раскланиваясь, музыкант показывает на сам инструмент – ведь  в этот вечер были они в единстве. Наверное, играть на этом величественном инструменте – тем более так  — невозможно, если сердце нечисто, если восприятие мира лишь «землёю» ограничивается – он «не потерпит». Божественные звуки органа  не просто ввысь улетают – они в Небеса устремлены…

Вспоминается, как ещё в те годы безбожные сказала преподаватель Консерватории первокурсникам, что, не прочитав Библию, невозможно работать с творчеством И.С.Баха. Не только его, конечно. (См. также «Музыка Вечной Жизни» или «Гимн Воскресшему»).

А ещё вспоминается знаменитый фильм, перед самой войной снятый, — «Антон Иванович сердится». Мог ли быть верующим в те годы профессор Ленинградской Консерватории? Но говорит он студентам, что хорал — это молитва. О том, что композитор «божественный», кстати, тоже Антон Иванович говорит. Не поспоришь…

Когда-то произведения И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Й.Гайдна «вышли» из стен храмов                         в концертные залы, чтобы вернуть людей к Христу…   

И служат истинные музыканты Вечному, Нетленному, Боговдохновенному Искусству, говоря языком Священного Писания, хваля Создателя на органе.

0
11:40
123
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!