Карина Жакова. Жизнь, наполненная музыкой

Жизнь, наполненная музыкой.

     Посвящаю моему дорогому, незабвенному учителю

    Бениамину Эдуардовичу Мирзояну

     (1956-2021).

 

Джаз коснулся моей души ещё на заре двухтысячных, в подростковом, бунтарском возрасте. Уже тогда зародилась робкая мечта- исполнять полюбившиеся стандарты, попробовать по-настоящему проникнуть в глубь Мировых шедевров и, хотя бы раз, выступить на сцене с живым оркестром.

Надо заметить, воплощению таких замыслов ничто не способствовало, да и решимости не хватало. На любительском уровне пела рок и металл. В школьные и студенческие годы занималась эстрадным и немного академическим вокалом.

Пела весьма небрежно, нередко мимо нот, но амбиций было хоть отбавляй… в 2015 году в местный телепередаче случайно услышала Брянский городской эстрадный оркестр. Вот, думаю, профессионалы с большой буквы. Хорошо бы стать одной из их солисток. В феврале, в областном доме культуры на межрегиональном творческом фестивале я представляла декоративно-прикладное творчество. Пение в данном контексте являлось лишь иллюстрацией, но самой себе казалась певицею отличной… «пальцы веером». Даже пыталась «наехать» на звукорежиссёра- мол, сделайте «минус» громче, я себя не слышу, голос прибавьте, реверберацию- тоже… лишь потом выяснилось- это был не просто звукорежиссёр, а руководитель и дирижёр столь полюбившегося мне оркестра. Следующая встреча состоялась в конце ноября. Тогда желание всерьёз заниматься вокалом значительно возросло и окрепло. Приехала на областной конкурс и довольно слабо спела пару песенок. Без работы над дыханием, над фразировкой, над звуком. Даже опоры не было. Не говоря о наличии фальшивого интонирования… о том, что вокалистам следует работать микрофоном, приближая и отдаляя его на коротких и длинных нотах, слышала и прежде, но значения не придавала- продолжала статично и скованно, по многолетней привычке держать в руке. А Бен Эдуардович настойчиво напомнил и заронил в моё сознание мысли о профессиональном подходе к музыке. В скором времени позвонила сотрудница того самого дома культуры, сообщила, что у них базируется Брянский городской эстрадный оркестр и предложила приехать на занятия, попробовать свои силы. С 1986 по 2011 Мирзоян был начальником культурного центра при УВД Брянской области, на базе которого существовала творческая лаборатория, «выпускающая» готовых артистов. Вокалисты получали ценные советы, рекомендации, направления, мотивацию и стимул. Сам худрук являлся отличным примером- незаурядный трубач, композитор, аранжировщик, организатор и человек с большой буквы, отличавшийся колоссальным трудолюбием. Среди наиболее известных, созданных им произведений- инструментальная «Полечка» и, конечно же, «Песня о Брянске». С 2012 состав и звучание оркестра изменились, добавились смычковые инструменты. Работа с молодыми талантливыми исполнителями продолжилась. Приехав на первую репетицию, сразу же заявила: «хочу петь в коллективе». «а что, разве нужно ещё и репетировать? Разве не сразу на сцену, импровизировать?». Худруку, разумеется, такой подход не понравился. Предупредил о том, что с ним очень тяжело и многие не выдерживают. Ну, я тоже не лыком шита и со мной- не просто. Насчёт вокала заявил: «ты сначала хоть эти «бирюльки» спой, а потом посмотрим»… и включил мне наиболее попсовые песенки, которые на тот момент вызывали непреодолимое отвращение: к примеру: Жасмин «разгадай любовь», Легкоступова «ягода-малина», Орбакайте «каждый день с тобой» и т.д. мол, научись-ка петь их так, будто получаешь при этом удовольствие. На корпоративах пригодится. Сложностей возникало немало. То лажала, то микрофоном не работала. Бен Эдуардович не выдерживал: «я не пойму, ты что, надо мной издеваешься?» оказалось, отнюдь нет, просто дисциплина «хромала на обе ноги». Испытания нелюбимыми песенками продолжалось ни один месяц и вот наконец… добрались до заветной «Dont Get Around Much Anymore». Стала учить. Во мне прочно коренилась уверенность «не смогу»… наставник резонно спросил «а ты пробовала?» «никогда, лишь мечтала её спеть». «ну, тогда вперёд». Нотка за ноткой, переслушивая плюсовики». Постепенно всё выстроилось в приличную картинку. Такова первая, маленькая победа. Оставалось ещё немало страхов и сомнений. Существовали проблемы с верхними и переходными нотами, с напористым, плотным звуком. Для их эффективного устранения Бен Эдуардович сам переходил на фальцет (природно имел небольшой, не слишком вокальный, но тёплый баритон с «наждачком»), либо на пародию моих ошибок. Когда слышала такое, чуть не падала на пол от смеха. А он не унимается- «ну пискни, ты же девочка». Его фирменный «убойный юмор», надо сказать, отдельная, многочасовая тема. А мудрые изречения (в духе импровизации) можно цитировать бесконечно- ни на одну книгу хватит. Постепенно репертуар расширялся. Какие-то песни получались лучше, что-то по-прежнему из рук вон плохо. Закреплялись понятия о дисциплине. Режим дня оставался ненормированным. Бывало, приеду на занятия бледная, не выспавшаяся, звука нет. Участливо спросит «есть хочешь? Колбасу будешь». «нет». «тогда, пойдём прогуляемся, подышим свежим воздухом». Он и других ребят стремился «подкормить» и делился с ними всем, чем только возможно. Летом 2016 начались столь долгожданные репетиции с оркестром. Готовились к большому осеннему концерту, посвящённому 60-летию маэстро. Сердце радостно трепетало. Мне предстояло исполнить прекрасный джазовый стандарт “L.O.V.E.”.получилось не всё и не сразу- в особенности импровизационная часть. 9 октября это случилось. Пела (впервые в жизни) в областной филармонии на столь значимом концерте. Эмоции переполняли и с вибрациями звука- перебавила, но факт остаётся фактом- мечта сбылась, желаемый опыт обрела. Уже в ноябре 2016- первая победа на всероссийском творческом конкурсе. Пела знаменитый джазовый стандарт”lullaby of birdland”. Тогда появилось ощущение- пусть даже не отлично, однако вполне неплохо, исполнять любимые произведения всё же могу и работать над ошибками, совершенствоваться- тоже. Бен Эдуардович был не просто преподавателем, но родным, близким человеком. Строгим и добрым одновременно, участливым, чутким и душевным. Похвалы являлись редкостью, но проникали в глубину подсознания. Если скажет: «ну, ничего», это то же самое, как для других «отлично». Немногословно и всегда весомо. Важнейшее напутствие, которое непременно сохраню навсегда «главное- не спеши, сосредоточься, подумай, что тебе нужно делать, а потом начинай выступать». В 2017 году нашу семью постигло горе. Трагически погиб мой отчим. Мирзоян оказал нам с мамой колоссальную моральную поддержку, помог не пасть духом, не опустить руки. Плодотворная работа продолжалась. Как вокалист стала проявлять больше самостоятельности. В концертах оркестра несколько раз участвовала, исполняя композицию “Misty”в сопровождении клавишных. В начале 2018 удалось выбраться в Москву на межрегиональный многожанровый инклюзивный конкурс «особые таланты». Решила попробовать свои силы в двух номинациях: вокал и декоративно-прикладное творчество. Приятным сюрпризом, безусловно, было 2 гран-при (в последующие годы стала постоянным членом жюри вокальной номинации). К счастью, в поездках имелся интернет, мы всегда оставались на связи и учитель первым узнавал о моих победах, находил время, чтобы прислать тёплые поздравления. Июль 2018. Прекрасный Болгарский город Несебр. Чистейший воздух, многочасовые прогулки, купание в море и познавательные экскурсии. Это удовольствие довелось совместить с участием в международном фестивале «Несебр без границ». Так отрадно выступать на сцене древнего амфитеатра, исполнять для многочисленной, доброжелательной публики”if you go away”, “a night in Tunisia”. И вот… первая международная победа. В 2019 повторила свой успех на конкурсе «Солнце, радость, красота!» (3 место с песней «Нас бьют- мы- летаем!»). затем- Черногорская Будва- международный многожанровый фестиваль «Серебряный дождь». 1 место в номинации «эстрадный вокал» за песню «Там нет меня». 2 место в номинации «джазовый вокал» за песню «Loads of love”. Отрадно было разделить яркие, светлые, тёплые моменты с человеком, благодаря которому удалось всего этого добиться! На репетициях увлечённо пересматривали фотографии, обсуждали наиболее запомнившиеся моменты. Бен Эдуардович посещал и мои персональные выставки, внимательно изучал каждое изделие, оставлял ёмкие, искромётные комментарии. Однажды подарил букет чудесных роз, после чего, сияя улыбкой, я пошла в музей на открытие экспозиции под руку с любимым учителем. Настал 2020. нам обоим довелось побывать на концерте Грегори Бойда и познакомиться с легендарным музыкантом, после чего обменялись яркими, незабываемыми впечатлениями. Последняя очная встреча. 8 марта. Праздничный концерт оркестра. Душевный разговор. Бен Эдуардович тогда сказал: «ну что ты, нос задрала? Даже не дотянуться.» а когда слегка опустила голову, по-отечески поцеловал и ласково обнял. Наставник был довольно миниатюрный, невысокого роста, гиперактивный трудоголик, или, как его нередко называли «локомотив». Не гнушался никакого труда- случалось, чистил снег на крыше ДК, или, к примеру, мыл полы, если музыканты «напачкают». Обожал активный отдых, баню и футбол. Отличительными чертами являлись скромность, неприхотливость в быту (в рацион входило обычное солёное сало и недорогой чай в пакетиках). Вспоминается случай: ездили мы с концертом в Людиново Калужской области. По обыкновению, дирижёр прихватил с собой огромный кусок сала, предлагал перекусить всем музыкантам. Мало кто согласился. я почти с ужасом сказала: «не буду!»- боялась поправиться. рождественское выступление прошло с неподдельным драйвом под овации благодарной публики, состояло из знаменитых джазовых хитов. Когда отправились в обратный путь выяснилось- сало Бен Эдуардович где-то потерял, да так и не нашёл. Остался голодным. Рефлексирующая придирчивость, взыскательность в работе. До последнего он много трудился над аранжировками, писал новые песни. В эпоху ковидных ограничений мы общались только по телефону. Эти беседы оставались для меня мощной энергетической подпиткой. Я всегда могла обратиться за ценным советом. К сожалению, в феврале 2021 Бена Эдуардовича госпитализировали с короновирусной инфекцией (25 % поражения лёгких). 4 числа. Наш последний в жизни разговор. Было слышно, что каждое слово давалось ему с трудом, он превозмогал физические страдания и вопреки всему- держался на позитиве, излучал оптимизм, строил планы на светлое будущее. Так сложилось, что через месяц была искусственная вентиляция лёгких (95 % поражения). Сильный и крепкий организм не выдержал избыток медикоментов. 2 марта пламенное сердце незаурядного музыканта и педагога остановилось… для многих это был колоссальный удар. Только 64 и в полном расцвете сил… я тяжело пережила утрату, но нашла в себе силы не сдаться. Иду вперёд верным путём, продолжая личностное развитие. Оркестр теперь возглавляет Максим Николаевич Дегтерёв. Звучание утратило джазовую и блюзовую атмосферу, а также тенденцию к музыкальным экспериментам. Теперь преобладают эстрадность и академичность. Вскоре коллектив стал для меня совсем чужим. Их выступления не посещаю, а ведь когда-то бывала практически на каждом. У покойного руководителя была большая, славная мечта: открыть джазовую школу, делиться с молодёжью богатым, накопленным опытом. В жизнь она так и не воплотилась. Тем не менее, в Брянске и сейчас есть подвижники джаза. В числе лучших коллективов- инструментальный оркестр фестиваль под руководством ветерана сцены, выдающегося тромбониста, заслуженного работника культуры Российской федерации- Бориса Зиновьевича Мирмова и креативный квартет «Пересвет», созданный баянистом-виртуозом, клавишником, дирижёром, аранжировщиком Владимиром Геннадьевичем Вислобоковым. Доброй традицией стали их регулярные выступления на площадке городского дворца культуры, искусства и кино, в рамках проекта «арт-уик-энд». Мероприятия может посетить любой желающий, при чём- абсолютно бесплатно. С уверенностью могу сказать: джаз жил, джаз жив, джаз будет жить!

0
00:45
251
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!