Пишем миниатюру. Практикум № 3
Здравствуйте, уважаемые авторы. Продолжаем наши занятия. Пришло время третьего тренинга и время писать миниатюру на заданную тему, используя главный инструмент художественной выразительности — его величество символ. Тема — одиночество. Наша с вами задача - написать прозаическую миниатюру, используя символ для раскрытия темы тренинга. Какой символ использовать? А вот в этом полная свобода для вашей фантазии, подбирайте любой, главное в коротком текстовом пространстве раскрыть заданную тему, как это сделал Тонино Гуэрра, помните его работу Будильник? Приведу ее в полном обьеме для ознакомления:
«У одного бедного арабского торговца был только один будильник для продажи, который он выставил на своем пыльном коврике. Он заметил, что вот уже много дней, как старая женщина интересуется его будильником. Это была бедуинка одного из тех племен, которые движутся с ветром. „Хочешь его купить?“, – спросил он ее однажды. „Сколько стоит?“ „Немного. Но не знаю, продам ли его. Если исчезнет и он, у меня больше не будет работы.“ „Тогда зачем ты выставил его на продажу?“ „Оттого, что это дает мне ощущение жизни. А тебе он зачем? Не видишь разве, что у него нет стрелок?“ „Но он тикает? “ Торговец завел будильник и послышалось звучное мелодичное тиканье. Старуха закрыла глаза и думала, что в темноте ночи могло бы показаться, будто чье-то другое сердце бьётся рядом»Как видите, в этой миниатюре Гуэрра использовал явный символ, тиканье часов, казалось бы, простое действо, но автор гениально обыграв созвучие звуков, ведь сердце так же стучит и для старухи в нем слышно биение сердца живой души. Тема одиночества показана идеально. А что придумаем мы? Какой символ используем? Это и будет нашей задачей, придумать подходящий символ для своей миниатюры об одиночестве.
Надо сказать, что в художественной литературе символичность таится в любом сравнении, метафоре, параллели. Олицетворение в баснях, аллегоричность сказок — это, в сущности, разновидности символики. В прозаической миниатюре использование символа есть главная задача автора, поскольку это возможность показать читателю некий знаковый смысл, возможность увидеть в малом — нечто значительное, в случайном — закономерность, в крохотной детали — весь мир.
Условия тренинга прежние, и мы готовим свои работы к 26 мая, далее неделя для оценивания работ до 4 июня.
Готовим одну или две миниатюры. На этот раз работы должны быть оригинальными, ранее не публиковавшиеся. Публикуем их в комментариях к этой статье.
Фонарь.
На окраине города, в тёмном переулке, со старыми домиками, стоял одинокий фонарь. Он не видел особого смысла в том, что его поставили сюда. Прохожих было очень мало, люди торопились засветло укрыться в своих домах. Темнота пугала всех. Фонарь очень старался побороть эту густую тьму, чтобы жители хоть иногда выходили на прогулку и ему не было бы так одиноко. Но сил его хватало лишь на небольшой круг, у основания столба… Всё было бессмысленно.
К утру фонарь засыпал и ему снился один и тот же удивительный сон, будто он был маяком, на высоком, скалистом, берегу моря. Он оберегал суда, что сбились с курса, предупреждая, что берег близко. В благодарность, они посылали ему ответный сигнал и он был очень счастлив!
А вечером фонарь просыпался, возвращаясь в свою прежнею жизнь. Воспоминания о сне согревали, ведь только в нём одиночество покидало его.
Она вздохнула облегчённо: наконец-то одна, никаких людей рядом, никакого влияния, никаких расспросов, разговоров. А самое главное – никаких глаз. Они смотрели на неё мимолётно, пристально, внимательно, изучающе, с любопытством везде и всюду, а теперь она надёжно укрыта от всех глаз. Какое это счастье!
Она одна, но можно же подойти к окну, кажется, там виднеются глаза…Она шагнула к подоконнику, отодвинула штору и вздохнула с облегчением – цветы Анютины глазки, которые она посадила недавно. Душно, она потянула на себя балконную дверь: за балконной рамой на улице опять показались глаза. Не может быть! Она распахнула раму, на неё уставилась огромная жёлтая луна, на которой и впрямь виднелись узоры, напоминающие глаза.
Она вдохнула воздух – он немного остыл к вечеру. Её радовало, что она живёт высоко, а значит, сотни и тысячи глаз не увидят её. Послышался скрежет: она повернулась к перегородке, отделяющей её балкон от соседнего: опять глаза! Но нет – это причудливый узор на деревянной перегородке.
Она снова в комнате, здесь точно никаких глаз, но внезапно её взгляд остановился на обоях, она увидела не просто глаза, а нос, усы, услышала странные звуки и подошла ближе. Старые обои, а за ними хрупкая стенка были повреждены, в образовавшуюся дыру проглядывала кошачья голова. Она вскрикнула, но протянула руку – в её комнату пролезла небольшая трёхцветная кошка, одна из многочисленной кошачьей семьи соседей, они предлагают кошек всем желающим.
Она сидела на стуле и гладила трёхцветную кошку, глаза которой внимательно смотрели на неё. Она откинулась на спинку стула и радостно улыбнулась, что она больше не одна. Какое это счастье!
Будучи корреспондентом нашей местной газетёнки, по поручению редакции, я направилась к знаменитости нашего города, даме дворянских кровей, которая была знакома с самим… Но не будем об этом. Моё задание заключалось в том, чтобы расспросить об интересных моментах её жизни. Ведь даме уже далеко за 90 и она была живым свидетелем многих исторических событий.
Зайдя в её квартиру, я была поражена количеством антиквариата, картин и шляп, висящих на стенах. Дама, несмотря на свой солидный возраст, выглядела роскошно. Бархатное платье, жемчужная нить на груди и неотъемлемая шляпа. Она восседала в кожаном кресле за массивным, дубовым столом. У меня перехватило дыхание: как же начать беседу? Но героиня моего репортажа приветливо улыбнулась и пригласила присесть.
На столе, среди рамок с фотографиями и разной канцелярской мишуры, я разглядела часы с ангелочками. Меня очень удивило, что часы были только с одной стрелкой, часовой. Заметив моё удивление, дама опустила взгляд. Мне показалось, что в её глазах блеснули слёзы.
«Это было давно – начала свой рассказ дама – часы мне подарил муж, с которым мы прожили, очень счастливо, много лет. Когда его не стало… Я не находила себе места, всё время что-то двигала, переставляла. В очередной раз прибираясь на столе, я взяла часы, взглянула на ангелочков и… руки мои дрогнули. Часы тяжело упали на пол. Стекло на циферблате разбилось, куда-то отлетела минутная стрелка, но сам механизм не пострадал. Часовой мастер заменил стекло, но минутную стрелку подобрать не смог. Ведь они были старинной работы. Мы обшарили весь пол в кабинете, но потеря просто исчезла. Мистика какая-то. Ведь не иголка же… С тех пор так всё и осталось. Мне даже кажется, что сам ход времени замедлился. Ведь часовая стрелка движется медленно. Нет того быстрого кружения её пары, с которой всё пролетало легко. И я чувствую, что сама стала той одинокой стрелкой, без пары, что заставляла меня жить…»
На долгоиграющей пластинке весны пели соловьи… Буйно цвели акации… Зелень многодольчатых листьев отступала на задний план, устав сопротивляться напору туго набитых белых соцветий. Улицы тонули в удивительном аромате. Со всепоглощающей мелодией любви через открытую дверь балкона в комнату вплывали пленительные запахи цветущих акаций.
Вечерело… Пластика весны крутилась… Соловьи пели…
В комнате в старинном кресле, прикрыв глаза, сидела начинающая седеть женщина. На столе лежала стопка тетрадей,, но проверять их желания не было. Погружение в собственные мысли было столь глубоким, что первый робкий звук дверного звонка она не услышала. Но кто-то смелее нажал на кнопку, и звонок залился громкой настойчивой трелью. Женщина встала и пошла к двери. Сердце не ёкнуло, не затрепетало. Она никого не ждала. Уже давно никого не ждала.Правда, накануне ей приснился сон, удививший сюжетом — во сне она слушала красивую мелодию, и под её звучание шла к кому-то на встречу… Сон был приятным, но она давно не верила снам…
«Я» прозвучавшее в ответ на вопрос: «Кто там?» было тихим. Но голос! Тембр был узнаваем и ни чуточки не изменился за долгие годы. Ещё не осознав реальности происходящего, она спросила: «Кто — я ?». Ответ прозвучал громче и увереннее, и, оттолкнувшись от двери, понёсся по ступенькам вверх и вниз, заполняя собой весь подъезд. Дрожащей рукой она повернула ключ в замке.
Он всё-таки пришёл! Через столько лет!
Пластика весны, на которой пели соловьи, всё крутилась. Свежий ветерок, проносясь по улице, забрасывал новые порции завораживающего аромата в открытую дверь балкона…
В сгущающихся сумерках в глубине комнаты были видны силуэты сидящих за столом мужчины и женщины.
О чём тихо говорили эти двое, остаётся только догадываться.Лишь весенний вечер был свидетелем долгого разговора, но он вряд ли об этом кому-то расскажет…
Сквозняк гуляет домом как хозяин. Распахнуты душевно двери, окна.
И смотрит дом весёлыми глазами: открыты форточки, сияют стёкла.
Свежо и чисто. Пускает люстра радужные блики. А стол накрыла скатерть-самобранка.
Семья собралась за столом!..
Как жаль, что это всё приснилось покинутому дому в межсезонье. Уж много лет в нём нет людей, с которыми сроднился он. Дом помнит важные события семьи: свадебное торжество, дни рождения детей, их первые шаги, звонкий смех, спокойный сладкий сон и радость пробуждения… Он хранит в памяти секреты и признания, мечты и разочарования каждого домочадца…
На двери остались зарубки роста с подписями первых букв имён: В., Н., И., А., Б., К., И. Первые две не менялись. Остальные «росли» каждый год… Когда они выросли, покинули отчий дом. Но приезжали. Было весело, шумно!
Затем дети забрали родителей в город. Дом продавать было жалко. Зарешётили, закрыли и оставили в одиночестве…. Собирались навещать, да, видно, не получается. А, может, и забыли?..
Так и живёт один. В доме тихо, пусто…
Летом его греет солнце, умывают дожди, в окна заглядывают ветки яблонь, его ровесниц. Осенью ветры навевают грусть и долгими ночами поют свои ностальгические песни. К стёклам жмутся опадающие листочки. Зимой дом заметают снега — укрывают от мороза. И ему снятся тёплые уютные вечера у очага… Весна вносит искру надежды на возвращение жильцов. Ветер перемен нашёптывает желанные предсказания. Яблони подбадривающе машут своими нарядными бело-розовыми ветвями. Солнечные зайчики пробираются в щели между шторами и прыгают по стенам, мебели и полу. Совсем как в старые добрые времена!.. Прилетят в сад синицы, процвинькают на своём птичьем приветствие. Залетит дятел, проверит все деревья, очистит их от вредителей. Дому приятно слышать его заботливое «тук-тук».
Тихими бессонными вечерами одинокий деревянный дом прислушивается: не прошуршат ли колёса автомобиля, не остановится ли он у палисадника, не войдут ли в калитку хозяева?..
Он так по ним скучает.
Ольга Петровна включила телевизор, чтобы не слышать этого звука. Но сквозь музыку снова различила это мерное: кап-кап-кап-кап. Как метроном. Наверное, можно время отмерять по этому крану. Был бы жив Миша… Невестка совсем другая. Она вечно занята, у неё работа, потом Леночку надо на плавание отвести, потом с Леночкой уроки… А вода-то капает. А это, между прочим, деньги – по счётчику платить надо. Миша за этим всегда следил.
Невестка неплохая, грех жаловаться. Не стала старуху в богадельню сдавать, кормит её, уколы сама делает. Ещё молодая, ей, наверное, куда-нибудь на свидание бы с порядочным мужчиной… только где возьмёшь в нынешнее-то время порядочного? Господи, что же делать? Был бы Миша жив, у него бы вода не капала.
Ольга Петровна закрыла голову и задремала. Снова увидела Мишу, у него в руках был гаечный ключ, и он говорил: «Мам, сейчас подкручу, и всё будет нормально».
Теперь по существу, согласно условиям тренинга, первые две недели мы пишем и выставляем свои работы и только после этого этап обсуждения и оценок. В течении первых двух недель желательно указывать на недостатки в миниатюрах участников. Замечания делает не только ведущий тренинга но и каждый участник, поскольку основная идея мероприятия это взаимное обучение. И я выполняю в основном роль организатора, но никак не учителя, ведь я на таком же уровне как и все остальные, и разбираюсь не на много лучше вашего, я учусь вместе с вами. С первого раза трудно написать миниатюру правильно, тут нужна практика, и это естественно что не все получается. Еще раз прошу прощения.
Это главное.
Уже пожалела, что задала вопрос.
Всего доброго!
«Короткие рассказы, лаконичные по объёму, но чрезвычайно ёмкие по содержанию, называют литературными миниатюрами. Часто в миниатюрах практически нет действия, а существует лишь зарисовка, картинка. Но, используя ёмкость образов, сравнений, эпитетов, автор несколькими фразами создаёт целую человеческую судьбу»
Хочу лучше разобраться в особенностях жанра. Задумалась, что" утяжеляет«мой текст..
Прежде всего главные признаки миниатюры:
– малый размер текста;
– наличие сюжетного начала;
– субъективизм в восприятии внешнего мира;
– динамика, но не сюжетная а смысловая;
– символизм, аллегоризм;
–изящество формы, ритмика, мелодика.
Из всего вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что прозаическая миниатюра это «самостоятельное законченное литературное произведение малого размера, построенное на авторских образах и фабулой в основе, не повествующее, а демонстрирующее, динамичное, пропорциональное, изящно прописанное, с доминантой в символическом аспекте действия при четко обозначенном знаковом смысле.»
В миниатюре, в принципе, доминируют описания и способ изложения направлен на создание впечатления, а посредством метонимических портретов или пейзажей мы можем передавать внутренний мир объекта изображения более полно, а также усилить черты лирического героя.
Именно переживания, а не события ставятся во главу угла многими писателями в своих миниатюрах.
Задача автора поймать некую тонкую связь, окружающего нас мира с нашим внутренним миром. Наша задача не просто описать окружающий мир, а дать свое, авторское видение.
• *Дынник В. Миниатюра. Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов.
• ** Алексеев В. Рабочие заметки. 2010