Школа поэтического мастерства приглашает на разбор стихотворения
Дорогие друзья, уважаемые участники рубрики «Рецензии»!
Сегодня в Школе поэтического мастерства ещё один наш автор ждёт ваших критических комментариев.
Самому автору стихотворение нравится, , но кажется, что с ним что-то не так или оно слишком простовато.
А как считаете вы? Что посоветуете?
Мы ведь с вами хорошо знаем, что доброжелательные советы по существу всегда полезны.
Правила обсуждения у Открытого микрофона прежние:
— критика должна быть конструктивной, поддерживающей, мотивирующей;
— необходимо убрать эмоциональную составляющую (иронию, сарказм, высокомерие и т.д.);
— недопустима личная критика, как автора, так и его героев, а также выбранного жанра или стиля;
— недопустима деструктивная, разгромная критика, самореклама и троллинг;
— в зависимости от вашего уровня экспертности критика может быть общей (и выражаться в небольшом комментарии\комментариях) или детальной (в виде развёрнутой рецензии), но в любом случае – обоснованной;
— любые замечания должны быть высказаны дружелюбно, вежливо и тактично.
От предоставляющих свои произведения в эту рубрику мы ждём такой же реакции — дружеской и вежливой.
Стихотворение пока выставлено анонимно, но, надеюсь, у автора хватит смелости снять маску в конце обсуждения.
Итак, Открытый микрофон включен!
«На кухне маленькой уютно и светло,
В духовке по-цветаевски шарлотка.
Бокал еще хранит с рубинами вино,
На блюдце семечек лежит щепотка.
Тягучим светом нежно мАнит абажур,
Накину кофту потеплей на тело.
Дождливый день сегодня что-то хмур,
Как здорово, что быстро потемнело.
Огонь забьется робко пташкой на плите,
Налью пол чашки с бергамотом чаю.
Обняв себя за плечи, в сладкой тишине,
Я первый раз весну одна встречаю.
Душевным светом растекается тепло,
Мне март подарит новые надежды.
Судьбе махну рукой в открытое окно,
С гусиной кожей прячась под одеждой.»
Размещенный здесь текст не совсем новый. Я вот и подумала, оставить его на память или еще можно поработать.
Спасибо за воодушевляющие слова и пожелание удачи!
Весеннего вдохновения! С уважением.
Согласна с перечисленными недочетами. У читателя возникает много вопросов по смыслу… Это все говорит об отсутствии профессионализма автора.
Буду продолжать учиться, работать, больше уделять внимания построению фраз и логическим моментам.
Если почувствовали тепло и душевность -я очень рада!)
С наилучшими пожеланиями Вам.
Есть небольшие шероховатости, которые можно было бы исправить автору, если она захочет.
Инверсии ухудшают восприятие и понимание текста, а здесь их многовато (на кухне маленькой, по—цветаевски шарлотка, с рубинами вино, семечек щепотка, с бергамотом чаю).
Не красят также выражения, привносящие в текст смысл, который может пониматься читателем двояко. Например: «с гусиной кожей спрячусь под одеждой….». Возникает ассоциация что героиня произведения вместе с олицетворенным объектом (гусиная кожа) прячется под чью- то одежду.
Читая стихотворение, я поняла, что автор описывает целый день. Если это не так, значит стоит обосновать в тексте, почему резко меняется часть суток и раскрыть читателю последовательность событий по времени.
Так в первом катрене – на кухне светло, а во – втором уже включена лампа (тягучим светом манит абажур)
Есть у меня небольшой вопрос по содержанию текста: героиня рада, что встречает весну одна? С одной стороны, она себя обнимает и на душе тепло, надеется на лучшее, но при этом — мурашки по спине. Это страх или холод? Первые чувства противоречат последним.
Хотя в жизни бывает всякое. Женщины импульсивны и противоречивы.
В целом неплохое стихотворение. Успеха автору.
Писала на эмоциях, пытаясь все буквальное скрыть образами.
Из разряда, что вижу и чувствую -то и пишу. Это неправильно, так нельзя.
И эти рубины, и эта кожа, будь они неладны! Но именно так пришло в голову на тот момент и я, не имея стихотворного опыта, решила что выплеснула все изнутри на бумагу. Затем правила, чтобы из грустного сделать нечто теплое и перемудрила себя.
Была ли рада встретить весну одна? Убеждала себя, что да… занимаясь очередным самообманом.
Спасибо за Ваше мнение и отклик! Я принимаю к сведению указанные недочеты и недоработки.
С уважением к Вам и Вашему творчеству.
Вы очень добры!
В духовке по-цветаевски шарлотка. – чувствую уют, тишину, видимо, вкусно пахнет пирогом.
Бокал еще хранит с рубинами вино,
На блюдце семечек лежит щепотка. – бокал ещё хранит. Значит, барышня пила вино. Вино с рубинами? Не слышала, чтобы в вино добавлялись драгоценные камни. Но понимаю, что автор хотела сказать о цвете вина. Не получилось, однако. Семечки воспринимались бы лучше, коли не щепотка бы. Почему щепотка? Остальные дощелкала? Тогда зачем мне гадать? Хочу полную картинку, мол, от нечего делать сидела, семечки щёлкала, осталась щепоточка, больше не хочу )))))
Тягучим светом нежно мАнит абажур,
Накину кофту потеплей на тело. – тягучий свет – интересный эпитет, только я плохо себе представляю, как свет от абажура может выглядеть тягуче. Кофта потеплей – это можно, если хочется. Правда, непонятно, для чего, ведь в первом четверостишии я ощутила полный комфорт, да и духовка добавила тепла.
Дождливый день сегодня что-то хмур,
Как здорово, что быстро потемнело. – Дождливый день, как правило, бывает хмурым. Но героиня почему-то удивлена: «Что-то хмур сегодня день-то дождливый!» Видимо, другие дождливые дни по её наблюдениям были ясными.
Огонь забьется робко пташкой на плите,
Налью пол чашки с бергамотом чаю.
Обняв себя за плечи, в сладкой тишине,
Я первый раз весну одна встречаю. – героиня явно рада, что встречает весну в одиночестве, потому что тишина у неё сладкая. Была бы тишина хотя бы звонкая или, к примеру, вязкая, я бы подумала, что тишина для неё, как минимум, непривычна. Делаю вывод, что она достигла долгожданного одиночества. Куда девались люди, которые всегда встречали с ней весну? Не знаю. Но она от этого явно счастлива.
Душевным светом растекается тепло,
Мне март подарит новые надежды.
Судьбе махну рукой в открытое окно, — мне кажется, она от кого-то избавилась, наконец, и теперь надеется на новые перспективы.
С гусиной кожей прячась под одеждой – это совсем не понимаю. То по телу тепло растекается, то вдруг дрожь пробрала. Если гусиная кожа появилась, то от чего? Что случилось?
В общем, настроение и мысли героини для меня остались загадкой. Она, как бы, описывает интерьер своей кухни, заодно констатирует собственные физические ощущения, но что она хочет этим сказать, непонятно.
А мне кажется, что замысел был таков: у меня всё хорошо, только так одиноко, что морозит! Если я угадала, то замысел не раскрыт.
Очень четко, ясно, все по существу! Спасибо Вам огромное за детальный построчный анализ и Ваше мнение о написанном.
Фраза с рубинами… Я услышала по радио «Рубины красного вина в магическом твоем бокале» и очаровалась этой фразой. Но применила неправильно… Это мой просчет, безусловно.
Как и со всем остальным. Хотелось бы как-то оправдаться, но тут и сказать нечего. Налепила понятного лишь мне.
Вы почти угадали замысел. Холодно стало от открытого окна, дышала весенним воздухом…
Одиночество было частичным.
Просто не справилась с подачей… Что поделать!
Спасибо огромное Вам за уделенное время и критику!
С уважением.
И я согласна со всем, что написано в откликах.
Это важно, знать свои огрехи, чтобы впредь не повторять тех же ошибок. Они, безусловно, будут… Но, надеюсь, уже не в таком количестве.
Благодарю за первое ощущение от прочтения! Хоть что-то немножко получилось.
Ваши пожелания мне очень взаимны! Успехов Вам во всем!
Я постараюсь подумать над строками, приняв к сведению полученные замечания.
С уважением к Вам.
Две первые строки прекрасны, сразу создают настроение, и инверсия тут к месту.
Но следующие за этим бокал с рубинами (Виталий выше это уже отметил, я же добавлю — рубиновое вино — очень растиражированный образ) и на закуску семечки это настроение у читателя перечёркивают (особенно если читатель знает толк в вине). Показалось, что «щепотка» тут возникла для рифмы к «шарлотке». Тогда, может быть, добавить в вино щепотку специй (например, корицы)?
Далее ЛГ, отчего-то замерзая у разогретой духовки, накидывает кофту «на тело». Само выражение корявое — накидывают, как правило, на плечи или на человека, делают это наспех. Здесь же складывается картинка: ЛГ готовила шарлотку и пила вино совсем раздетой и потому поспешила накинуть на голое тело кофту...
Уже в кофте и с чашкой горячего чая, в тепле, ЛГ вдруг покрывается «гусиной кожей». Что тому причина — открытое окно, боль воспоминаний? Но сам по себе образ «гусиной кожи» совсем не лиричен, и, на мой взгляд, перечёркивает душевность момента.
А ведь сама идея хороша, если я верно её уловила: автор показывает, что ЛГ, переживая расставание с любимым, прячет от всех свою душевную боль… Вот только образы выбраны не совсем подходящие. Но это поправимо.
Ну и про грамматику (вот прям наболевшее! не устаю взывать к авторам — проверяйте свои тексты перед публикацией!): 6 класс, тема «Дефисное и слитное написание слов с ПОЛ-». Полчашки, но пол-лимона, пол-арбуза, пол-Москвы, пол чайной чашки.
Приношу извинения за пропущенный дефис… Как-то проглядела, хотя проверяла на ошибки.
По поводу всего перечисленного Вами, да… оспорить мне абсолютно нечего.
Этот текст я написала прошлой весной и в этом году немного подправила, решив, почему-то, что хорошо… Возможно, это основано на моих личных ассоциациях.
Принимаю все замечания и благодарю Вас за ценную критику!
С уважением.
В духовке по-цветаевски шарлотка.
Давайте и я попробую, без общих слов и философии, конкретно:
1.Маленькая кухня — кухонька, на кухоньке уютно и светло — ничем не хуже авторского варианта.
2. в духовке по-цветаевски или шарлотка по-цветаевски, определитесь и используйте авторский синтаксис (в двух тире, например, духовка -цветаевская, в одном, после первого существительного, шарлотка М.Ц.)
идем по тексту дальше:
Бокал еще хранит с рубинами вино,.
3.Рубины так и хочется вытащить из бокала, обтереть и спрятать в шкатулку, вино- да- стоит допивать!
На блюдце семечек лежит щепотка
4.Инверсия калечит картину — блюдце семечек так и режет глаз, хотя и смысл и задумка автора понятны…
Тягучим светом нежно мАнит абажур
5. Уходим в некоторый декаданс. но пока терпимо. и оба варианта ударения у глагола допустимы, не надо выделять А.
Накину кофту потеплей на тело.
6. Накинуть — на плечи, на спину, на колени — тоже понятно, но на тело накидывают всё-таки одеяло, простыню, и порой в иных, чем в данном стихотворении, обстоятельствах. На самом деле, напрягает это выражение.
Дождливый день сегодня что-то хмур,
Как здорово, что быстро потемнело.
7. Дождливый день он хмур почти всегда; мне возразят, что «слепой, грибной дождик» светел, но это моего восприятия не изменит.
8. Сочетание наречия здорово с сумерками в лирическом стихотворении мне показалось, как минимум, неточным.
Огонь забьется робко пташкой на плите
9. Пташка бьется, трепещется, вообще говоря, отнюдь не робко, это — птица, а не прозрачнокрылая букашка.
10. Опять неудачная, на мой вкус, инверсия. Понимаете, на слух получается и отпечатывается в мозгах: "Пташка на плите".
Согласитесь- не очень…
Налью пол чашки с бергамотом чаю.
11. Полчашки.
12. Увлекаетесь инверсией опять же. На мой вкус — избыточно увлекаетесь.
Обняв себя за плечи, в сладкой тишине
13. Извините, я буду докучливым читателем: вы ранее накинули на тело, читай на плечи, кофту, теперь вы обняли себя руками за плечи.
Что будет с кофтой? Правильно! Она как знаменитая «ложноклассическая»шаль соскользнёт с плеч на паркет…
Как вам такая картина, а?!
Я первый раз весну одна встречаю.
14. Это — о разлуке, об одиночестве и т.п… Может вам стоит вставить предлог в, хотя, по большому счету, это моя придирка к детали.
Сама строка не ложится, она, по сравнению с соседками,, какая то постная получилась…
15 Последний катрен весь откровенно слаб. С душевным светом, в маханием судьбе рукой в окно, и в особенности с предлогом С перед гусиной кожей. Произведение насыщено инверсиям. Мне кажется также, что необходимо держать задуманную картинку под контролем, а она расфокусирована в смысловом плане.
Вот такие, вот, личные вкусовые ощущения…
Доминирующее впечатление — сырое произведение пока.
Не надо торопиться с публикацией.
Стоит помучаться, потерзаться, побиться над текстом.
Всех благ.
И.И.
Не знаю, как и благодарить Вас за детальный разбор и указание на ошибки, а так же советы по исправлению.
Все пункты скопировала в блокнот смартфона. Обязательно перечитаю в спокойной обстановке и подумаю над тем, как и что можно исправить.
Теперь уже я прекрасно понимаю, что для публикации этот текст никак не годится.
Очень хорошо, что я пришла с ним к открытому микрофону, а не опозорилась выставив на суд читателей.
Спасибо Вам за помощь и уделенное время!
С уважением.
Как пример:
«На кухне маленькой уютно и светло,
в духовке по-цветаевски шарлотка"
Фортуна! Мне сегодня повезло.
Мы встретились и ты — моя находка!
Хочу поблагодарить Вас за внимание и комплимент моим первым строчкам! Ведь именно с них всегда все и начинается…
Удивили своим экспромптом!
Улыбаюсь Вам и желаю приятного вечера!
Полностью с Вами согласна!
Рифмовать для себя строки желание пока еще есть, а вот писать стихи — для этого нужно большее. Иногда требуется время и взгляд со стороны, чтобы это понять.
Увлечений много, нужно просто найти себя в чем-то. Не попробовав, сложно разобраться — твое это или нет.
Видимо, писать стихи — не мое. Читателем быть тоже хорошо)
Спасибо большое за участие!
С теплом.
В духовке по-цветаевски шарлотка.
Бокалов беспородное стекло
Вино в рубины превращает ловко.
Только автору надо, сохранив и музыку внутреннюю, и теплоту, которую вы почувствовали, да и саму нехитрую идею этого пока текста, потрудиться.
А без труда стихов не будет.
Останется текст. С неплохими претензиями.
И.И.
Душа, музыка внутренняя, нерв — всё имеется.
С интересом наблюдаю за ней с момента её появления здесь.
Растёт над собой.
Всё получится!
И.И.
Спасибо за душевный и добрый отклик! Спасибо!
Очень приятно и лестно читать о том, что почувствовали мое настроение и состояние души!
Я всего лишь любитель Поэзии и не претендую на что-то, да и до шедевров мне ооооочень далеко.
Но не писать не могу. Это увлечение стало моим спасением в какой-то степени.
Очень Вам рада!
С самыми теплыми пожеланиями и уважением.
Спасибо большое за Ваше профессиональное мнение!
Теперь уже я знаю, что такое инверсии)
Конечно, страшного ничего нет. Было бы желание и вдохновение, а там и время найдется, и силы… Нет ничего невозможного.
А учиться и работать над качеством надо, я это осознаю.
С уважением.
Искренне благодарю за высказанное мнение и ободряющие слова! Мне приятно, что тема стихотворения пришлась Вам по душе!
Я думаю, что работа над текстом проведется и все высказанные замечания уважаемых авторов будут учтены.
Прекрасной весны и настроения!
Ваш дружеский отзыв согревает и радует!
Но, согласитесь, авторы правы. Текст неудачный и его полностью нужно пересмотреть. А эмоции… образы… Этого мало для того, чтобы творчество было творчеством. Можно писать для себя, друзей и близких, которые будут восхищаться и хвалить, зная тебя лично и всю предысторию. Складно, ладно — так сойдет.
Я на самом деле самокритична, не подумайте, что пишу это специально на публику.
Просто не ожидала, что настолько плохо получится. Но всякое бывает. Будем работать!
От всей души благодарю Вас за дружбу, теплое отношение и веру!
С самыми добрыми пожеланиями!
Элеонора, у меня вопрос:«Почему стихотворение в кавычках?»
Не хочу повторяться… В стихотворении есть к чему придраться. Возьму одну строку.
Тягучим светом нежно манит абажур.
.ТЯГУ́ЧИЙ
1.
Способный растягиваться, не обрываясь, не ломаясь.
2.
Густой, тянущийся.
Вероятно, имелся в виду" густой"?
Подходит ли это слово к свету, пропущенному через абажур?
Манит не свет, а абажур? Манит «нежно»?
И как по смыслу связана следующая строка?
«Накину кофту потеплей на тело»
От нежного света стало холодно?
Извини, Элеонора, порассуждала над твоими строками. Удачи!
Стихотворение поместила в кавычки, т.к. отправляла его для разбора в тексте сообщения и после двоеточия на автомате прставила этот знак препинания. Я редко отправляю тексты своих работ, в основном цитирую строки. Вот поэтому ошибочно поставила.
Эпитет «тягучий» неуместен по смыслу, я понимаю. На на момент написания я ощущала этот свет карамельным, а круглый абажур леденцом… вот и пришло такое послевкусие. Я понимаю, что это чисто моя заморочка и бред полный.)
Нет, холодно стало не от света «кофта потеплей»… Я даже в жару ношу теплые носки, бывает. У меня анемия и постоянно мерзну, особенно на нервах.
Вот и ношу жилеты, кардиганы, кофты и шарфы в межсезонье. Но сейчас я уже понимаю, что все это несуразное близко и понятно только мне.
Читателю такое не преподносится. Поэтому данный текст публиковаться не будет, по крайней мере в таком виде.
Спасибо Вам огромное за вопросы и размышления! Мне приятно Ваше внимание!
С уважением.
Согласна со всеми выше указанными замечаниями, но хочу сказать, что настроение передано. И по ситуации всё уместно. Да, это расставание, грустное и принёсшее облегчение. Потому что, когда любовь, отношения становятся бременем, освобождение от них почти радость. Грусть понятна – привязанность, душевная и физическая близость в прошлом остаются. А на данный момент и день хмурый поддерживает смятение, отсюда и бокал вина, и шарлотка – как утешение. Щепотка семечек…Мне кажется, что подсознательно Вы старались показать, что эту лузгу, шелуху от семечек, которую обычно сплёвывают, ЛГ уже и вымела, это мусор. Осталась щепотка! А вот прояснится день, допьёт она чай с бергамотом с шарлоткой, и может, даже не станет дощёлкивать эту щепотку, отпадёт желание, она её просто выбросит. Так бывает!
Элеонора, всего Вам самого хорошего в жизни и творчестве!
Мой стиль легко узнаваем по ошибкам)))
Иногда лучше пошутить над собой и над ситуацией, чем растраиваться, правда?
Да, речь в тексте шла именно о состоянии после раставания. Каждый переживает это по-своему, а я вот пишу всякое по ночам)
Очень благодарна Вам за добрый отклик-мнение! Возможно, Вы правы, говоря о подсознательном. Но все примитивнее: на столе просто в блюдце были семечки, не имеющие отношения к вину. Просто глаза блуждали и описывалось увиденное…
Смысл? Не знаю. У меня нет ответа на этот вопрос.
Спасибо Вам за душевное отношение и доброту!
С уважением.