Поэтический практикум. Ямб и хорей.
Дорогие друзья, здравствуйте!
В искусстве стихосложения есть мощный инструмент, который помогает передать настроение, позволяет избавиться от множества лишних слов. Если поэт пользуется им умело, то стихи становятся краткими и выразительными, когда словам тесно, а мыслям просторно. Ритм – упорядоченность звукового строения строки. Вот как называется этот замечательный инструмент.
Для примера приведу отрывки их стихотворений Евгения Евтушенко:
Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под березами лежат,
и пусть вам скажут их сыны,
хотят ли русские войны. («Хотят ли русские войны»)
Здесь динамичный такт передаёт эмоциональное напряжение героя, его душевную боль, отчаянное желание доказать, что русский человек хочет мира. А в следующем отрывке совсем другое настроение, строки звучат мягко, обволакивают покоем и завораживают представленной картиной.
Туманны Патриаршие пруды.
Мир их теней загадочен и ломок,
и голубые отраженья лодок
видны на темной зелени воды. («Патриаршие пруды»)
Самое интересное, что оба стихотворения написаны одним стихотворным размером – ямбом. В первом примере – это четырёхстопный ямб (четыре ударных слога). Во втором нечётные строчки — пятистопный, чётные строчки — шестистопный усечённый ямб. Согласитесь, что размер один, а звучат эти стихи абсолютно по-разному. Конечно, для того, чтобы настроение автора передалось читателю, необходимо подбирать слова, созвучные эмоциям. Если в первом случае много коротких слов, резких звуков, то во втором употребляются протяжные слова и мягкие звуки. Ещё один приём — в первом стихотворении только мужские ударные рифмы (где ударение падает на последний слог), а во втором мужские рифмы чередуются с женскими (ударение падает на предпоследний слог),
Сегодня мы повторим двусложные размеры – ямб и хорей. Они отличаются тем, что в ямбе ударение падает на второй слог, а хорее на первый. Посмотрите на картинку, которая прикреплена к статье, и вы вспомните, как их определять.
А теперь задание:нужно среди своих произведений найти стихи, написанные ямбом или хореем, и разобрать их по схеме, где ударный слог будет обозначаться значком «/», безударный значком «_». Так же необходимо определить количество стоп в каждой строке. А потом мы все вместе обсудим, помогает ли выбранный ритм читательскому восприятию.
и в каждой клетке хрупкой, белокожей
невинный мир, непознанный покой,
морозный дух и чей-то шанс благой
на первый шаг вперед богоугодный.
Узорный лад, как светоч зимородный…
Как много завтра в прожитом вчера,
по-матерински, с трепетом добра
укрытый лес по — девственному нежен,
под инеем покорен и повержен,
земную колыбель качает мгла,
И жизнь в любви еще не истекла.
Первый катрен
-/-/-/-/-/- 11 слогов укороченный шестистопный ямб
-/-/-/-/-/- 11 слогов укороченный шестистопный ямб
-/-/-/-/-/ 10 слогов пятистопный ямб
-/-/-/-/-/ 10 слогов пятистопный ямб
-/-/-/-/-/- 11 слогов укороченный шестистопный ямб
-/-/-/-/-/- 11слогов укороченный шестистопный ямб
Второй катрен:
-/-/-/-/-/ 10 слогов пятистопный ямб
-/-/-/-/-/ 10 слогов пятистопный ямб
-/-/-/-/-/- 11 слогов укороченный шестистопный ямб
-/-/-/-/-/- 11 слогов укороченный шестистопный ямб
-/-/-/-/-/ 10 слогов пятистопный ямб
-/-/-/-/-/ 10 слогов пятистопный ямб
Оля, я тогда спондеи и перрихии не выделяю.
Пятистопный ямб — схему набросала, но так красиво, как у Вас не получается на телефоне.
Это я так разобралась в вопросе. Но я спец ещё тот, поэтому могу ошибаться хотя бы в терминах. Если найдутся специалисты, пусть поправят.
Все, чему учили в институте, сейчас уже подзабыла)
Убью воинственных врагов,
Сломаю каменные стены
И заберу тебя из плена,
Целуя раны от оков.
Обрызгаю святой водой
И изгоню коварных бесов.
Траву волшебную из леса
Сварю на месяц молодой.
Когда замечешься в бреду,
Я нежным словом успокою
И лоб ладошкою накрою,
И ни на шаг не отойду.
Начну по капельке вливать
Любовь, спокойствие и силу.
Я их у неба попросила!
Я знаю тайные слова!
И вот настанет день, когда,
Вокруг посмотришь удивлённо,
В окно увидишь луг зелёный,
Деревья и цветы в садах.
И я прижмусь к твоей груди
И сразу стану слабой-слабой.
Ты сильный! А я просто баба.
Останься здесь… Не уходи…
Схема:
_/_/_/_/ — четырёхстопный ямб
_/_/_/_/_ — пятистопный укороченный ямб
_/_/_/_/_ — четырёхстопный ямб
_/_/_/_/ — пятистопный укороченный ямб
Не могу вспомнить, все тянет больше на анапесты…
В Астрее* велели писать амфибрахий.
Какие масштабы! Какие размахи!
Я села на кухне в исподней рубахе
Какой же сюжет воплотить в амфибрахий?
Синеют от холода голые ляхи,
В остывшем чаЮ не расходится сахер,
Вселенская грусть на задумчивой ряхе.
Наверно, размерчик не мой — амфибрахий!
В самом амфибрахии чудятся страхи:
При факелах бродят по замку монахи,
Кому-то башку отрубают на плахе,
Войну затевают восточные шахи…
Но тут позвонил разгулявшийся хахиль,
Позвал на природу, где звонкие птахи!
Штанишки и кофточка вместо рубахи!
Какой амфибрахий? Да ну его на…
* Астрея — название поэтического клуба
«Амфи + брахий» = «равно + ударенный».
(_/_)
Если модифицировать слово на 1 букву, чтобы в последней строке у тебя была внутренняя (возвратная) рифма, то оно тоже будет имест смысл!
Когда я был математиком, мы вместо «эквивалентно» говорили «одно… нно», создав слово из выражения.
У тебя получится то же самое!
И мне вот интересно, коллеги — когда вы начинаете писать стихотворение, вы для себя определяете — каким размером, рисуете ли схему, считаете ли слоги и т.д.?
Понимаю, что ритм в моих стихах — наиважнейший инструмент. Может быть. у других авторов по-другому получается, а я ритм всегда внутри ощущала. Чаще всего, придумывалась первая строчка, которая передавала моё состояние. Если остальные строчки не вписывались, пыталась изменить ритм, ан нет, стихотворение не выходило. И приходилось мучится, чтобы первоначальный ритм сохранился.
Был ещё интересный случай, когда я задумала сюжет «Скорого поезда», а воплотить никак не получалось. Где-то через полгода поняла, что надо сделать ритм, похожий на перестук колёс. И сразу написалось!
Был приказ облакам это купол собой не темнить."
Танцует молодежь...- — - — - -6
Суставы мои ноют,- — - — - — -7
Наверно скоро дождь.- — - — - -6
Так хочется, как прежде,- — - — - — -7
Урок им преподать,- — - — - -6
Пол звуки «Твиста»,«Шейка»- — - — - — -7
Сейчас потанцевать.- — - — - -6
Как танцевал я вспомнил- — - — - — -7
Под «Винас» и «Мишель»,- — - — - -6
И не давно бы вроде...- — - — - — -7
Прошло так много лет.- — - — - -6
«Танцуете?», спросила- — - — - — -7
Девчушка подойдя- — - — - -6
И я собравши силы- — - — - — -7
Сказал:" Конечно! Да- — - — - -6
-!-!!!-
-!---!
-!--!!-
-!-!-!
Чем дальше, тем сложнее…
Никогда об этом не задумывалась…
Порой, даже сама удивляюсь, как это у меня так получилось… Так что, девушки…
Не ругайте меня, не браните…
Я вся заплелась… пока просчитывала…
Не знаю, подойдут ли строки моего романса под эти правила…
Позвольте мне
1.Позвольте мне коснуться Ваших пальцев,
Вдохнуть неповторимый аромат.
Смущенно Вы склонились к пяльцам,
А я ловлю Ваш нежный взгляд,
А я ловлю Ваш нежный взгляд.
2.Позвольте мне сказать Вам комплименты,
Смотреть на Вас и слушать Вас…
О, как терзает душу ревность,
Когда с другим кружИте вальс,
Когда с другим кружИте вальс.
3.Позвольте мне поцеловать край платья,
В котором Вы блистали на балу…
Я с Вами, Боже, как я счастлив,
Я Вас люблю, люблю, люблю!
Я Вас люблю! Люблю! Люблю!
_/_/_/_/_/_
_/_/_/_/_/
_/_/_/_/_
_/_/_/_/
_/_/_/_/
Даже и не знаю, как назвать мой Ямб…
И пяти и четырёхстопный?
1. шестистопный укороченный
2. шестистопный
3. пятистопный укороченный
4. четырёхстопный
5. Четырёхстопный
Небо звёздами усыпано
Небо звёздами усыпано,
В мире только двое нас.
Нет, наверное, счастливее
В этот вечер, в этот час.
Месяц из-за тучки выглянул,
Тропку к речке осветил.
«Знать, Судьба не зря нас выбрала,»-
Тихо ты проговорил.
Руки взял мои и бережно
Их к губам своим поднёс,
Смотришь на меня с надеждою,
«Да?»-в глазах застыл вопрос…
/_/_/_/_/
/_/_/_/
/_/_/_/_/
/_/_/_/
Да и Хорей не лучше…
Чередуется пяти с четырёхстопным…
Пишу я строки ямбом,
Считаю точно слоги.
Спешу — уроки самбо,
Ломаю мозг и ноги…
_/_/_/_
_/_/_/_
_/_/_/_
_/_/_/_
Ямб.( трёхстопный?)
И четверостишие хореем:
Осень, сыро, холод…
Сбросил листья лес.
В небе месяц молод,
В тучке взял исчез.
/_/_/_
/_/_/
/_/_/_
/_/_/
трёхстопный хорей?
Второе: нечётные строчки — трёхстопный хорей, чётные — трёхстопный укороченный (не хватает безударного слога).
Мой ямб:
С зимой на ты
Диван, экран и пульт — не для меня!
Прости, благоустроенная скука!
До хруста звонок день! «Вставай, а ну-ка», -
Зовёт, блестя, весёлая лыжня.
Туда, где в горностаях дорогих
Молодки-сосны — что твои княгини,
Где сыплется на плечи звёздный иней
С еловых лап, мохнатых и тугих.
Где заячьих опасливых следов
В колючих ежевичниках цепочки
И красные рябиновые точки
В снегу — остатки завтрака дроздов.
Где солнца диск повис над головой,
Запутавшись в берёзовом ажуре,
И, от морозной пьяные лазури,
Сугробы отливают синевой.
Где тишь — ни звука вкруг на полверсты,
Где сердце от восторга бьётся гулко.
Мой выбор — воздух, лес, лыжня, прогулка,
Где мы со сказкой и с зимой на ты.
_ /_ /_ /_ /_ / пятистопный ямб
_ /_ /_ /_ /_ /_ шестистопный укороченный
_ /_ /_ /_ /_ /_
_ /_ /_ /_ /_ /
Горит лампада у иконы,
И я стою, колена преклоня,
Прими же мати, ты мои поклоны,
О, мати бога и царя!
Твой образ кроткий и печальный,
Для нас пример, для нас урок,
Как мы ведём себя отчаянно,
И это жизненный порок.
Ты сына обрела и потеряла,
А это очень тяжкий крест,
Ты для него жила и с ним страдала,
А он на третий день воскрес!
Он на себя взял грехи мира,
За всех нас грешных пострадал,
А ты его сама растила,
Иосиф-старец помогал.
О, мати Света, всеблагая,
Тебя прошу я, помоги!
К тебе с молитвой припадаю,
Ты сына-бога умоли!
Я согрешила и, я каюсь,
Пред духом, сыном и отцом,
И, что содеяла — сознаюсь,
Перед святым его лицом.
О, Пресвятая мати-дева,
Как много в этом мире лжи!
И я не знаю, что мне делать?!
Мария дева подскажи!
Олечка, я составила схему. Вначале ямб, да и в большинстве катренов, но всё равно сбои есть. Я их вижу. Но как сама знаешь, это произведение писалось, как писалось, тогда, 18 лет назад, я понятия не имела, что такое ямб или хорей. Там где (?) там дактилическая и гипердактилическая рифма, и что-то подобное, я честно не знаю как правильно в схеме это назвать. Не хочу показаться не сведущей, но лукавить не буду.Что смогла, то сделала.
1 катрен
_/_/_/_/_ -укороченый 5-ти стопный ямб.
_/_/_/_/_/ 5 стопный ямб.
_/_/_/_/_/_ укороченый 6 стопный ямб.
_/_/_/_/ 4 стопный ямб.
2 катрен
_/_/_/_/_ укороченый 5 стопный ямб.
_/_/_/_/ 4 стопный ямб.
_/_/_/_/_ _ (?)
_/_/_ _ _/ (?)
3 катрен
_/_ _ _/ _ _ _/_ (?)
_/_/_/_/ 4 стопный ямб.
_/_/_/_/_/_ укороченый 6 стопный ямб.
_/_/_/_/ 4 стопный ямб.
4 катрен
_/_//_//_ (?)
_/_/_ _ _/ (?)
_/_/_/_/_ укороченый 5 стопный ямб.
_/_/_ _ _/ (?)
5 катрен
_/_/_ _ _/_ (?)
_/_/_ _ _/ (?)
_/_/_ _ _/_ (?)
_/_/_ _ _/ (?)
6 катрен
_ _ _/ _ _//_ (?)
_/_/_/_/ 4 стопный ямб.
_/_/_ _ _/ _ (?)
7 катрен
_/_/_/_/ 4 стопный ямб.
_ _ _/_/_/_ (?)
_/_/_/_/ 4 стопный ямб
_/_/_ _ _/ (?)
В общем как-то так. Вроде правильно посчитала.
2 катрен
_/_/_/_/_ укороченый 5 стопный ямб.
_/_/_/_/ 4 стопный ямб.
_/_/_/_/_ _ тут ты к женской рифме подобрала дактилическую. Убей, не знаю, как это обозвать, но мне нравится этот приём. Тоже им пользуюсь иногда.
_/_/_ _ _/ (?) Нормальный 4-стопный ямб с перрихием (безударная стопа).
3 катрен
_/_ _ _/ _ _ _/_ (?) шестистопный укороченный с двумя перрихиями
_/_/_/_/ 4 стопный ямб.
_/_/_/_/_/_ укороченый 6 стопный ямб.
_/_/_/_/ 4 стопный ямб
Сейчас дальше посмотрю
За всех нас грешных пострадал,
А ты его сама растила,
Иосиф-старец помогал.
_/_//_//_ (?) — Видишь фатальный сбой в первой строчке? У тебя звучит так: «он нА себЯ взял грЕ хи мИра», хотя, местоимение «он» имеет большее значение, чем предлог «на». А ты предлог ставишь на ударное место. Эта строчка очень неудачная. Мой вариант навскидку:«Он принял все пороки мира»
_/_/_ _ _/ (?) четырёхстопный с перрихием
_/_/_/_/_ укороченый 5 стопный ямб.
_/_/_ _ _/ (?)четырёхстопный с перрихием
Тебя прошу я, помоги!
К тебе с молитвой припадаю,
Ты сына-бога умоли!
_/_/_ _ _/_ (?) пятистопный укороченный с перрихием
_/_/_ _ _/ (?) пятистопный с перрихием
_/_/_ _ _/_ (?) пятистопный укороченный с перрихием
_/_/_ _ _/ (?) пятистопный с перрихием
Пред духом, сыном и отцом,
И, что содеяла — сознаюсь,
Перед святым его лицом
_ _ _/ _ ///_ (?) перрихий, 2 ямба, спондей (два ударных слога подряд) — пятистопный укороченный
_/_/_/_/ 4 стопный ямб.
_/_/_ _ _/ _ (?) пятистопный укороченный с перрихием
/_ _/ _/ _/ — малозаметный сбой в первой стопе. четырёхстопный ямб со сбоем.
Люблю я ямб и дактиль, и хорей,
Анапест, амфибрахий уважаю,
А строки мне октавы тем милей,
Что рифмы далеко не отпускаю;
И, вообще, в поэзии моей
Границ разнообразия не знаю:
Недавно я попробовал пеон –
Пришёлся очень мне по вкусу он…
© Сергей Фомин
Пятистопный ямб:
с мужской рифмой – 10-ти сложный,
с женской рифмой – 11-ти сложный.
Схема:
люблЮ я Ямб и дАктиль, И хорЕй,
анАпест, АмфибрАхий УважАю,
а стрОки мнЕ октАвы тЕм милЕй,
что рИфмы далекО не ОтпускАю;
и, вОобщЕ, в поЭзии моЕй
гранИц разнОобрАзиЯ не знАю:
недАвно Я попрОбовАл пеОн –
пришЁлся Очень мнЕ по вкУсу Он…
Придёт весна,
Растает снег –
И благодать:
Уж не до сна,
Начнёт свой бег
Природа-мать.
И потечёт
Куда-нибудь
В ручьях вода.
И нипочём
Далёкий путь
Ей в никуда.
Простор небес
Нас наградит,
Лазурь даря.
Оживший лес
Нас пригласит
К себе не зря:
У синих вод
Берёзы там
Заманят нас.
В их хоровод,
Здоровья храм,
Придём не раз.
двустопный ямб
_ / _ /
_ / _ /
_ _ _ /
_ _ _ /
_ / _ /
_ / _ /
_ _ _ /
_ _ _ / куда- нибудь — можно _ / _ /?
_ / _ /
_ _ _ /
_ / _ /
_ _ _ / ейвникуда – как одно слово с одним ударением?
_ / _ /
_ _ _ / наснаградит
_ / _ /
_ / _ /
_ _ _ /
_ / _ /
_ / _ /
_ / _ /
_ / _ /
_ _ _ /
_ / _ /
_ / _ /
(чистый хорей)10 10 10 10 10 10 10 10 хорей 8 стоп
Резкий ветер морщит лужи, в трубах печек отзвук волчий,
10 10 10 10 10 10 10 10
Гуси стонут в сером небе, ранний вечер жаждет ночи.
10 10 10 10 10 10 10 10
Месяц выплыл тусклой люстрой, в берег грязный бьются волны,
10 10 10 10 10 10 10 10
Старый парус бросил якорь, в мачте спящей плачет домра.
10 10 10 10 10 10 10 10
Боцман старый курит трубку, выпил виски, кошку гладит.
10 10 10 10 10 10 10 10
Осень это. Снова дома. Море снится, в сердце радость!
10 10 10 10 10 10 10 10
Идти в перёд…
/белый вольный ямб/
Идти в перёд, не разрушая старое,
01 01 00 01 0100 ямб 5 стоп, клаузула дактилическая, 3 стопа – пиррихий – безударная,
считаю не возможным,
01 00 010 ямб 3 стопы, клаузула женская, 2 стопа – пиррихий,
а инсталляцию того, что нам не нужно,
00 01 00 01 01 010 ямб 6 стоп, клаузула женская, 1 и 3 стопы пиррихий
назвать искусством сложно.
01 01 010 ямб 3 стопы, клаузула женская,
А авангард — есть терроризм, слепое разрушение.
00 01 00 01 01 00 0100 ямб 7 стоп, клаузула дактилическая, 1,3 6 стопы – пиррихий.
Демократичней реализм,
00 01 00 01 ямб 4 стопы, клаузула мужская, 1 и 3 стопы – пиррихий.
понятней для народа.
01 00 010 ямб 3 стопы, клаузула женская, 2 стопа – пиррихий.
И всё ж, нам ближе — разрушать, чем кропотливо строить,
01 01 00 01 00 01 010 ямб 7 стоп, клаузула женская, 3 и 5 стопы – пиррихий.
а ту разруху прикрывать
01 01 00 01 ямб 4 стопы, клаузула мужская, 3 стопа – пиррихий.
красивых фраз игрою…
01 01 010 ямб 3 стопы, клаузула женская,
0 слогов — «мужская» клаузула (сире́нь)
1 слог — «женская» клаузула (сире́-ни)
2 слога — дактилическая клаузула (сире́-невый)
3 и больше — гипердактилическая клаузула (сире́-невую).
Вот оно что, оказывается. Я посмотрела в интернете, Это тип рифмы по месту ударения. Только более «учёное» название.
В не строгом классическом стихе метр сохраняется единый во всём стихотворении а клаузула на цезуре плавающая (может быть разной).
У подружки есть дачурка –
Соток шесть,
Пёс Полкан и кошка Мурка
Тоже есть.
Грядки с луком, там, с петрушкой,
Как всегда.
Я полола их с подружкой
Иногда.
У меня же нету дачи –
Голытьба,
А домишки нет тем паче –
Не судьба.
Где же ты, моя дачурка,
Где мой дом?
Где моя большая чурка
С колуном?
Я б дрова сама колола
На ветру,
Грядки тоже бы полола,
Хоть в жару.
И бельё б в тазу стирала
С порошком,
И полы бы подметала
ВеникОм.
С коромыслом бы носилась
На горбу,
И сквозь зубы б материлась
На судьбу…
Я приехала к подружке
Отдыхать,
Только некогда болтушке
Поболтать.
Вот лежу я без сорочки
Нагишом,
Думу думаю в тенёчке
Ни о чём.
Солнцу радуюсь и лету,
Краскам дня,
И тому, что дачи нету
У меня.
© Сергей Фомин
Нечётные строки – 4-х стопный 8-ми сложный хорей.
Чётные строки – 2-х стопный усечённый 3-х сложный хорей.
Схема:
У подрУжки Есть дачУрка –
сОток шЕсть,
пЁс полкАн и кОшка мУрка
тОже Есть.
Мы с тобой расстались по-хорошему
На пороге мартовского дня.
Почему нежданною порошею
На весну пустила холода?
И не в радость с-нежность запоздалая,
Неуютен вьюжный разговор.
-Уходи, Зима! – тебе сказала я.
Ты в ответ несла пушистый вздор.
Так всегда бывает в недосказанном,
Но нельзя вернуть что отошло.
Взяла, не выбирая, для анализа. У меня, если не ошибаюсь, 5-стопный чередуется с 4-стопным ямбом с анакрузой ( безударный слог, предшествующий первым стопам стиха). Рифма дактилическая и мужская.
00101000100
001010101
Это мастерство. Поэтому и читается так легко и душевно. Мне кажется, не так важна точная схема только ямба или хорея. Для ямба и хорея в таком случае нужны короткие слова. А мне сейчас больше нравится 3хсложная стопа — там легче добиться ровного чередования уд и безуд слогов. Я даже пробую переписать стихотворение, написанное когда-то ямбом или хореем, 3хсложной стопой.
/_ /_ / _/ _/ _ _ р
/_ /_ /_ /_ /
Бери халву,
Не будь угрюм,
Забудь хулу
И веселись от радости:
Рахат-лукум
И пахлаву
Принёс мне кум
За похвалу
Восточной этой сладости.
Ещё принёс
Бутыль вина,
Охапку роз;
Машинки две
Для маленького Сашеньки;
Букет мимоз,
Стишок для сна,
Бант для волос
На голове
И куколку – для Машеньки.
© Сергей Фомин
5-ая и 10-ая строка – 4-х стопный ямб
остальные строки – 2-х стопный ямб
Во второй строфе «бАнт_ для волОс» — 1-но стопный хорей с паузой вместо 2-го слога + 1-но стопный анапест.
Как у А.С.Пушкина:
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря.
Или моё любимое:
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
Можно было бы сказать: Пред ней — святыней красоты!
Ритм бы сохранился, а экспрессия — нет!
Что есть пиррихий и спондей.
Да Музе — лишь бы сочинять,
Теория — не ей.
Когда-то был и я поэтом,
Любил пиррихий и спондей.
Да много лет минуло в Лету,
И стала проза мне милей.
Но ныне что-то изменилось:
Стихи, презревшие немилость,
Мне сна, как прежде, не дают.
Сим аз воздам – и весь я тут!
Настал сейчас другой этап.
Сегодняшнее, новое стихотворение
Долго в гости к нам Весна собиралась
Долго в гости к нам Весна
Собиралась,
Платье новое она
Выбирала…
Надевала то одно,
То другое,
Что понравиться должно
Нам с тобою…
Ожидала с февраля
Скорой встречи —
Набухали на ветвях
Почки-свечи.
Нежной травкою наряд
Украшала.
Жаль, что было это зря,
Горевала…
В марте белые меха
Примеряла –
Снег валил, кругом пурга
Задувала…
А сегодня, так Весна
Нарядилась
Что, как будто ото сна
Пробудилась
Нежным бархатом трава
Зеленеет,
Изумрудами листва
Душу греет…
Хороша краса — Весна
В новом платье,
Всех нас радует она
Благодатью!
ДОлго в гОсти к нам ВеснА
!- !- — -! (7 слогов)
СобирАлась
--!- (4 слога)
ПлАтье нОвое онА
!- !-- -! (7 слогов)
ВыбирАла
--!- (4 слога)
Наверное, нечётные строки — трёхстопный хорей или четырёхстопный… (может быть)
Чётные — одностопный или двухстопный… Буду благодарна подсказке...))
долго в гОсти к нам ВеснА
собирАлась,
платье нОвое онА
выбирАла…
Мне кажется, что это нормальный хорей:
/_ /_ /_ /
/_ /_
Значит, нечётные строчки — это четырёхстопный укороченный, чётные — двустопный
Леночка, стопы считаются по количеству ударных слогов.
Это очень интересно
Стих по строкам разбирать
Схему я составлю к месту
Стопы вот не разобрать
/_/_ _ _/_ 8 слогов
/ / /_ _ _/ 7 слогов
/_ / _/ _/ /_ 9 слогов
/_/ /_ _/ 7 слогов
Ямб
Стихи свои я разобрала
Похоже, что-то поняла
Но схему делать я устала
Четверостишие взяла
/_/_/_/_ 9 слогов
_/_/_ _ _/ 8 слогов
//_/_/_/_ 9 слогов
_ _ _/_ _ _/ 8 слогов
А схемки простые. В первом случае:
/_ /_ _ _ /_ 4 стопы., третья стопа — перрихий (два безударных слога подряд)
/ / /_ _ _/ 3 стопы, плюс четвёртая укороченная, третья стопа — перрихий.
/_ / _ / _ /_ как в первой строчке, но без перрихия.
/_ / _ _ _ / четырёхстопный укороченный с перрихием.
Здесь есть ошибка.
/ / /_ _ _ / хорей 4 стопы, первая- спондей (двухударная), третья – пиррихий (безударная), четвертая с усечённой клаузулой на один слог.
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
А. С. Пушкин
Понятно, что это 4-х стопный ямб, которым, как выражался сам А.С.Пушкин:
Четырестопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву…
Я его читаю так (_ это пауза):
мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил,
когдА не в шУтку занемОг,
Он_ уважАть себЯ застАвил
и лУчше вЫдумать не мОг.
Или так:
мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил,
когдА не в шУтку занемОг,
он уважАть себЯ застАвил
и лУчше вЫдумать не мОг.
Вопросы:
1. Как по-вашему правильно, и не могли бы Вы всё это расписать, используя научную терминологию?
2. Не мешает ли творчеству столь глубокое «влезание» в теорию?
когдА не в шУтку занемОг, 01 01 00 01
Он_ уважАть себЯ застАвил 10 01 01 010 (переход ударения с положенного ударного места на безударное в первой стопе) такое допустимо.
и лУчше вЫдумать не мОг.01 01 00 01
В теории всё усложнено.
Обычно принято ударный длинный слог определять — 1, безударный — 0.
Я изучал это давно и уже подробно не помню, но есть еще определение длины звука в морах(греческое), от которого как то уже давно ушли. Ударный длинный там равен – равен 2 морам, безударный – 0, а есть слоги равные 1море.
Он (такой звук)хоть и ударный звук но не в схеме, и произносится как и безударный.
Мо́ра (лат. mora, промежуток времени, время), тж. хро́нос про́тос (др.-греч. χρόνος πρῶτος, первоначальное время), те́мпус при́мум (лат. tempus primum, первоначальное время)…
Это всё сложно. Да и классики Золотого века не везде придерживались четких правил. Но Думаю Пушкин слоги определял в морах.
В.Е.Холшевников в книге Основы стихосложения 2002 г. об этом говорит вскользь. Только 2 — 3 строчками. Пример: «Нет, не черкешенка она…» он обозначает ударные так: ударный (-), безударный (v). И вот схема того стиха: — v v – v v v – то есть: 10 01 00 01 или: /- -/ — -/- ямб 4 стопы. И слово «нет», мы будем произносить короче ударного слога, то есть в в 1 мору. У Шенгели об этом более подробнее сказано.Но та книги выпуска по моему 1923г.
и это у вас правильно:
мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил,
когдА не в шУтку занемОг,
он уважАть себЯ застАвил
и лУчше вЫдумать не мОг.
Но я как изучавший теорию стиха могу проставить ударения по другому, но размер стиха не изменится, я его определю верно.
На вопрос: Мешает ли это стихосложению. Кому-то и мешает. Кому-то помогает. Знающий отклонение от нормы оправдает знанием. Есть такое в теории понятие как, переход ударения с положенного ударного места на безударное. Но это должно быть оправдано смыслом. У Цветаевой встречал и диспондей — 5 ударных слога подряд в ямбе (Ровесник мой год в год, день в день, -/-/////). И у других авторов даже дитрибрахий — 6 безударных слогов в 3х слоговом размере.
С односложными словами всё понятно, и здесь я с Вами полностью согласен, ибо при прочтении я не спотыкаюсь – всё органично.
Но ещё один вопрос, который мне давно покоя не даёт!
Почему, в одних случаях, если в двухсложных словах в начале строки ударение не в размер, читается – или с паузой, или вообще безударно, а в других – нет. Всё на примерах моего любимого А.С.Пушкина
1.
Что бросил я? Измен волненье,
Предрассуждений приговор,
Толпы безумное гоненье
Или блистательный позор.
Здесь сделал паузу после Или, и всё органично.
2.
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
Вот как я не читаю – пЕред святЫней или перед святЫней – всё равно поучается перЕд святЫней.
Ведь можно было бы сказать: Пред ней – святыней красоты, но мне больше нравится Пушкинский вариант – сила воздействия больше.
Как Вы думаете, у Пушкина глаз «замылился» или ему пришлось выбирать, или есть что-то третье?
Для меня вопрос не праздный; в таких случаях я или ставлю Пред или ищу другой вариант изложения, но в одном месте точно также, как у А.С.Пушкина: уши режет, а переделывать не буду. Оправдано ли это по Вашему мнению, и можно ли так писать, если «деваться некуда»?
Я себя оправдываю: Пушкин разрешил!
То же самое
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря.
Как ни читай – читается черЕз.
Больше у меня у Пушкина с точки зрения ритма и размера ничего уши не режет.
Заранее благодарен,
Сергей Фомин.
По этому поводу даже проходят конференции: Ударение в поэзии: норма или поэтическая вольность…
Здвижкова Е. А. Ударение в поэзии: норма или поэтическая вольность [Текст] // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 3-5. Выдержки:
Зинаиду Гиппиус называли поэтом с абсолютным слухом, но правильность ударения в строках «Был дан мне ключ заветный, И я его берёг. Он ржа́вел незаметно…», подвергается сомнению — насколько он соответствует не только современной, но и устаревшей норме.
Понимая, что поэтический текст — это текст с особой, эстетической, по мнению Ю. М. Ломана, функцией, можно к подобному факту относиться как к нарочитой неправильности, как целенаправленному приему, так называемой поэтической вольности.
А. Квятковский — Вольность поэтическая — допускаемое в стихах по традиции незначительное отклонение от языковых норм. Под понятие вольность попадают все случаи нарушения ортологических норм в поэтическом тексте, которые к тому же оправдываются традицией. В различных вариантах подобный подход встречается и в других толкованиях. Интернет-энциклопедия Википедия дает такое определение: «Поэтическая вольность (licentiapoetica) — право поэта в целях большей художественности «нарушать» как нормы общепринятого литературного языка, так и канонические формы развертывания сюжета». Определение из «Поэтического словаря» А. П. Квятковского: «Вольность поэтическая (лат. licentia роetiса) — термин старой классической поэтики, преднамеренное или невольное отклонение стихотворной речи от языковых, синтаксических, метрических и других норм».
_ / _ / _ _ _ / пятистопный с перрихием
_ / _ / _ / _ / _ пятистопный
_ _ _ / _ _ _ пятистопный с двумя перрихиями.
Писались строки торопливо, _/_/_/_/_
как будто рвались из оков. _/_/_/_/
В небесной синеве лениво _/_/_/_/_
кружили стайки облаков… _/_/_/_/
Купалось солнце в сочных кронах, _/_/_/_/_
скользило белкой по стволам. _/_/_/_/
Тепло тончайшею попоной _/_/_/_/_
укрыло этот дивный храм. _/_/_/_/
В окно открытое влетело
начало розового дня…
Бесцеремонна Муза — смело
вдруг вдохновение маня,
так увлекла картиной лета,
коснулась нежно струн души…
Она прислушалась к совету —
передавая эстафету,
строка за строчкою спешит…
Количество пиррихия по строчкам 4ая – 0, 2ая – 1шт, 1ая – 4, 3ья –11. Идеальный образец!
_____________________________________________ _ 1 2 3 4
Писались строки торопливо,______ 01 01 00 01 0
как будто рвались из оков.______ 01 01 00 01
В небесной синеве лениво________ 01 00 01 01 0
кружили стайки облаков…_____ __ 01 01 00 01
Купалось солнце в сочных кронах, 01 01 01 01 0
скользило белкой по стволам.____ 01 01 00 01
Тепло тончайшею попоной________01 01 00 01 0
укрыло этот дивный храм.________ 01 01 01 01
В окно открытое влетело_________ 01 01 00 01 0
начало розового дня…____________01 01 00 01
Бесцеремонна Муза — смело______00 01 01 01 0
вдруг вдохновение маня, ________ 00 01 00 01
так увлекла картиной лета,______ 00 01 01 01 0
коснулась нежно струн души… ___ 01 01 01 01
Она прислушалась к совету — ___ 01 01 00 01 0
передавая эстафету, ____________ 00 01 00 01 0
строка за строчкою спешит…______01 01 00 01
Большое спасибо за такой хрестоматийный пример!