Практикум по продвижению своего творчества. Снимаем буктрейлер!
На предыдущих Практикумах по созданию своего писательского бренда и продвижению книг мы с вами:
— узнали, как представить себя читателям и издателям в коротком резюме
http://pisateli-za-dobro.com/articles/665-praktikum-po-proze-znakomstvo.html
— придумывали для книги яркое, запоминающееся название
http://pisateli-za-dobro.com/articles/673-praktikum-po-proze-nazvanie-knigi.html
— писали аннотацию к книге —
http://pisateli-za-dobro.com/articles/678-praktikum-po-prodvizheniyu-svoego-tvorchestva-pishem-annotaciyu-k-knige.html
— создавали контент для своего аккаунта (профиля) http://pisateli-za-dobro.com/articles/694-praktikum-po-prodvizheniyu-svoego-tvorchestva-sozdayom-kontent-dlja-vashego-akkaunta.html
— учились писать синопсис http://pisateli-za-dobro.com/articles/714-praktikum-po-prodvizheniyu-tvorcheskogo-brenda-kak-napisat-sinopsis-k-svoei-rukopisi.html
Кроме того, несколько наших обсуждений в Литературной беседке были посвящены вопросам продвижения автором своего писательского бренда: http://pisateli-za-dobro.com/articles/675-literatu...
Сегодня мы поговорим о таком современном способе рекламы своей книги как буктрейлер.
Буктрейлер (англ. booktrailer) — это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама новых книг при помощи визуальных средств.
Широкой публике буктрейлер впервые продемонстрировали на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 году: ролик рекламировал книгу Кристин Фихан «Темная симфония», десятый по счету роман из многотомной вампирской серии. Однако популярность буктрейлеры стали получать с 2005 года, благодаря развитию видеохостингов (YouTubе и др.) и социальных сетей.
В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги. Ролик к книге Алексея Маврина «Псоглавцы» стал не только одним из первых, но и одним из самых дорогих: на его создание было затрачено около 10 000 долларов. Сейчас направление создания буктрейлеров активно поддерживают многие издательства, предлагая авторам услуги по их созданию.
Для чего автору буктрейлер?
Видеоролик с яркими цитатами, иллюстрациями и музыкой поможет в продвижении вашей книги, привлечёт к ней внимание. Он может приоткрыть сюжет, показать его самые яркие фрагменты, познакомить с героями произведения, передать настроение и неповторимый авторский стиль.
По способу визуального воплощения текста буктрейлеры делятся на:
игровые (мини фильм по книге);
неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.)
анимационные (мультфильм по книге).
По содержанию на:
повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);
атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции);
концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
Для того, чтобы самому создать буктрейлер, для начала стоит ознакомиться с примерами таких видеороликов. Например, на сайте Ридеро есть набор шаблонов для книг разных жанров и типов вёрстки: https://ridero.ru/serv/booktrailer/ А здесь можно посмотреть буктрейлеры издательства «Эксмо» — https://web.archive.org/web/20131207054109/http://www.eksmo.ru/media/book/
http://www.booktrailers.ru/ — здесь проводят всероссийский конкурс буктрейлеров.
Основные правила при создании буктрейлера
— Буктрейлер — короткий видеоролик, продолжительностью не более 3 минут.
— Основная задача буктрейлера — заинтересовать читателя, показать интригу вашей книги, а не пересказать её содержание. Важно выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать это можно, лишь прочитав книгу.
— Буктрейлеры рассчитаны не на массовую, а на целевую аудиторию, основным способом их распространения являются группы по интересам в соцсетях.
— Создание буктрейлера — это творческий и вместе с тем коммерческий процесс, который требует тщательного расчета предстоящих затрат. Так, монтаж видеоролика из подобранного вами материала на Ридеро стоит 4990 руб. Но для начала можно попробовать сделать его самостоятельно, без дополнительных расходов, пользуясь многочисленными программами в Интернете.
— Книга становится синтетическим жанром, и буктрейлеры тоже должны соответствовать этим требованиям: для их создания можно использовать самые разнообразные технические приемы (текст, инфографику, фрагменты известных фильмов, музыку, фотографии и т. д.).
— У буктрейлера есть множество разновидностей — мини-экранизация, интерпретация, видеопоэзия и даже пародия. Важно выбрать наиболее подходящий для данного литературного произведения творческий стиль.
Как самому снять буктрейлер.
1) Написать сценарий будущего ролика.
Сначала пишем синопсис сценария — несколько предложений о том, чем вы хотите поделиться со зрителем.
Затем пишем сам сценарий и раскадровку — определяем, что будем показывать в ролике, а что оставим за кадром, предоставив зрителю простор для фантазии. Обязательно подбираем цитаты из книги.
2) Пишем заголовок к трейлеру – основную идею книги и мысль, которую вы хотите донести до зрителя.
3) Находим иллюстрации, видеоматериал, сканируем иллюстрации из книги, снимаем свое видео или ищем видео по тематике в Интернете. При использовании материалов из Интернета лучше применять только лицензионные изображения. Располагаем их в определенном сценарием порядке.
В том случае, если вы планируете снимать буктрейлер на камеру, а не монтировать его из готовых изображений лучше воспользоваться помощью профессионала – видеооператора, знакомого с правилами построения перспективы в кадре и работы со светом.
4) Звук. Записываем озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию. Для записи и редактирования звука можно использовать программу Sound Forge. Или подбираем мелодии и формируем из них звуковую дорожку.
5) Для работы с видео нужно выбрать программу. Для начинающих можно использовать программу Windows Movie Maker. Эта программа есть на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows. Программа Movie Maker способна брать и обрабатывать видеофайлы с цифровой видеокамеры, создавать из изображений слайд-шоу, добавлять к видео заготовки, титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и склеивать их, создавая при этом эффектные переходы от фрагмента к фрагменту. Широко используется для создания клипов, видеопрезентаций и обработки любительского видео.
6) Заключительный этап — видеомонтаж. Объединяем имеющиеся аудио – и видеоматериалы в ролик. Вырезаем / склеиваем несколько фрагментов видео, добавляем звуковую дорожку, изменяем размер видео, накладываем эффекты, переходы.
Важные моменты, на которые надо обратить внимание:
1. Не забыть про знак возрастного ограничения.
2. Дать ссылку на ресурс, где можно скачать/купить книгу.
3. Дать ссылки на используемые в ролике музыку, фильмы и т.д.
4. Текст должен быть читабельным, а смена кадров не слишком быстрой.
5. Музыкальное сопровождение должно соответствовать общей концепции вашей видеопрезентации.
Последний (и самый важный) шаг – активное продвижение. Размещайте ваш буктрейлер в социальных сетях, блогах, тематических группах, на сервисе YouTube. Демонстрируйте его на встречах с читателями.
Задание для самых пытливых: попробуйте создать буктрейлер к своей книге или (при отсутствии таковой) – к вашей любимой книге. И выложите его в комментариях к этой статье – мы обсудим и рассмотрим основные ошибки.
Никогда не задумывался о буктрейлере, теперь вот подумал…
Windows Movie Maker — программа ламерская, несерьезная; ее возможности убоги, как и у всех «вшитых» программ.
Рекомендую профессиональную программу Movavi Editor.
Там очень большие возможности и по созданию видео (в частности, клипов из графики) и по микшированию звука, возможность сохранения файла в любом видеоформате и в разных качествах и пр.
ВСЕМ желающим могу дать облачную ссылку на хорошо сломанный инстальник, позволяющий работать без платной регистрации.
Смешно.
Если заниматься видео более-менее серьёзно, то единственный вариант — программы от Адоб. Премьер Про и желательно Афтер Эффект. Для обычных пользователей, которым нужно нарезать один-два ролика в год, и встроенных в окошки программ достаточно.
А все эти Мовави, ДаВинчи и прочая муть — для тупых лохов. «Верстающих книги» в Ридеро и «создающих обложки» в Paint. Вот такое лошьё с чрезвычайно умным видом лопочут о «преимуществах Мовави перед МовиеМэйкер».
Все программы Адоб лежат на РуТрекере — аккуратно взломанные и абсолютно бесплатные.
Для примера выкладываю ролик одного из ваших авторов. Сделанный без применения всяких «волшебных» Мовави. Хорошие стихи+хорошее исполнение+встроенные в Виндоус средства= неплохой ролик.
В связи с чем огромная просьба к товарищам с того сайта не влезать к нам с критикой и своей рекламой, и не рассказывать, что вы всё умеете делать лучше. Мы же к вам не лезем.
Мне этот клип — как сказало бы лошьё — «не зашел».
С первых кадров: шрифт заголовка «Церемониус Три» нечитаем в динамике, это уже сразу напрягло.
И дальше — от бесконечных однообразных наплывов замутило и зрение отключилось.
При том, что охаянный Вами Мувави одним кликом позволяет назначить, к примеру «геометрические» переходы, которые показывают слайды без ряби в глазах.
Ясное дело, что онлайн-верстка на Ридеро — это вещь упрощенная, но какой смысл верстать самому в ИнДизайн, если не отправляешь этот макет в типографию, а будешь печатать через Ридеро, где входной формат документа — не графический, а текстовый?
Давинчи, Пикаса, ФастСтоун и пр. — они тоже выполняют свой функционал.
Если нужно просто быстро обработать фото — а не делать макет обложки с заранее требуемыми параметрами разрешения и размеров, с учетом перехода из РЖБ в СМИК.
Для обычного пользователя хватает и встроенного МовиеМэйкера, Пойнта и вёрстки в Ридеро. А если делать более-менее профессионально, то и программы нужны профессиональные. А соответственно к этим программам и техническое обеспечение — с хорошей памятью и быстрыми дисками и процессором. Все остальные рассуждения сродни следующему: «А у меня лопата лучше, потому что у неё черенок красный. А Федька — ламер, лопатой с белым черенком копает огород»....
А ведь можно пользоваться мотоблоком. Или нанять тракториста чтоб вспахать огород…
И буктрейлеры и промовидео и простенькие слайдшоу наложенные на аудиозапись своих стихов или рассказов — делать можно и нужно. Любому. На любых уровнях. Хоть встроенными в виндоус средствами, хоть в онлайнсервисах, хоть наикрутейшими Премьер Про и Афтер эффект. Всё найдёт своего зрителя и ценителя.
Конечно при всём при этом не у каждого достаточно времени и усидчивости на это. Тогда остаётся обращаться к всевозможным фрилансерам, в чём также ничего зазорного нет.
И всё же… всё же… на первом месте остаётся качество «исходного материала». Если стихи, рассказы или книги — удачные, то они своим качеством покроют технические издержки неопытных клипмэйкеров.
Пока покажу другой ролик — с песней на мои стихи. Видеопоэзия — тоже разновидность буктрейлера, чья популярность растёт в последнее время.
www.youtube.com/watch?time_continue=65&v=87U_tTwqyh8&feature=emb_logo
Мой первый опыт создания буктрейлера.
Стильно и завлекательно!
В фейсбуке размещать видео, а тем более оттуда постить — не имеет смысла. Это очень непонятный ресурс, который может по непонятным причинам например отключить звук. И оттуда видео можно вставлять только ссылкой. Лучше всего размещать на Ютубе. Но там тоже требования ужесточаются, и не всегда можно разместить ролик нарезанный на основе например кадров из фильмов, и с наложенной известной музыкой. На Vimeo размещать можно. Но пока лучше всего размещать, как это ни странно — на одноклашках.
Далее по самому ролику.
Описание книги в виде титров, вроде бы логично. Но… Люди такие ролики, где «многа букафф», не смотрят. А те, кто со смартфонов сидят в инете — и не могут ничего прочесть. А со смартфонов в инете сидит 30% потенциальных покупателей вашей книги. Поэтому нужно или дублировать текст голосом, или просто накладывать голосовое сопровождение. Разумеется возникают дополнительные трудности с обработкой голоса, но Адоб Аудишн в помощь. )))
Ещё что можно посоветовать — «оживить» тексты. Статичный текст, как его не обыгрывай шрифтами — смотрится уныло в видео. Но конечно движущиеся тексты нужно делать уже в более серьёзных программах, Адоб Премьер, или лучше Адоб Афтер Эффект.
Пример такого «симбиота» далее. В начале создавалась аудиокнига из рассказов. Но встал вопрос: «А как их опубликовать в интернете»?.. Можно конечно изощриться, поставить на сам сайт аудиоплеер, или воспользоваться онлайн сервисами. Можно. Но имеет ли смысл? Ведь стоит наложить на аудиокнигу в качестве фона просто статичную картинку, и записать это в видеоформате — и можно размещать на любом видеохостинге.
Вот пример такого аудио-видео рассказа:
Но вот у меня другой вопрос: если я с такой же настойчивостью буду наши материалы публиковать там, где сделаны эти ролики, долго ли проживут мои публикации? И с какой скоростью мой анонимный профиль попадет в блок?
Каждому свое, каждой ситуации требуется свой формат.
Мой друг и сокурсник по ЛИ, известнейший детский писатель Валерий Роньшин, например, до сих пор ходит по букинистическим магазинам, покупает там старые бумажные книги из тех, которые его интересуют, даже журналы некоторые.
И в то же время он очень любит гулять по Петербургу с наушниками в ушах и слушать аудиокнигу под настроение.
Просто слушать.
Идти, ни о чем постороннем не думая, смотреть, например, на цветущие каштаны около Инженерного замка, и что-то слушать…
Форма аудиокниги никогда не умрет.
Точно так же, как никогда не умрет книга бумажная — причем не только потому, что — как говорит другой мой друг по ЛИ, Айдар Хусаинов — все электронное рано или поздно сотрется. Просто у физической книги иная аура, чем у ридерной.
И еще ПС.
До сих пор существует форма графической книги на компакт-диске. Практически то же самое, что е-бук на флешке, но РОМ-носитель более долговечный.
А тираж на порядки дешевле, чем полиграфический.
Вот пример: я делал обложку для компакт-диска с книгой Елены Чумаковой, почти то же самое, что и для обычной книги, только обрезано в квадрат:
(Уфа, «Китап»)
Для полноценного занятия видеомонтажом желательно и хорошее оборудование. SSD диск объёмом хотя бы в 256 гигабайт для операционки и Адобовского пакета программ, ОЗУ как минимум 16, лучше 32 гигабайта, видеоплата — чем навороченнее тем лучше. И даже винчестер нужен не менее 1 терабайта. В своё время я на этом сильно обжёгся. Считал что 512 гигов — достаточно. А вот когда АфтерЭффект стал мне выдавать файлы по 80 гигабайт с трёхминутного видео… Так и приходится результаты после афтера сразу же перекодировать в МП4 в Премьере.
Вот давайте например о Вас. Пару лет назад, Вам нужно было знать что-то о формате цифровых изображений и их размерах? Наверняка нет. А вот занявшись видеомонтажом, уже приходится подбирать картинки не только по смыслу, но и по размерам. Так как картинка 600Х600 пикселей, растянутая на HD 1920Х1080 — даст полную муть.
Это разумеется. Даже то, что делалось в прошлом году — вызывает улыбку. Так и быть должно.
Сейчас вмиг могу в инете найти все, но Чехова перечитываю по бумажному СС.
И Библию — тоже в бумаге. Хотя можно найти е-бук с паралллеьными местами ничем не хуже