Поэтический практикум: ОКСЮМОРОНЫ
Здравствуйте, дорогие друзья!
Русский литературный язык очень богат, но даже в нём иногда не хватает наиболее точных слов, способных выразить чувство или описать какое-либо явление. Здесь приходит на помощь оксюморон (оксИморон) — слово или словосочетание, которым можно описать неописуемое, потому что он сочетает несочетаемое.
Особая ценность оксюморона состоит в том, что он умеет выразительно передать:
— внутреннее противоречие человеческого состояния (красноречивое молчание, сладкий страх, полусуществование, светлая печаль и так далее);
— ассоциативное восприятие события или предмета (звенящая тишина, горячий снег, женственный мужчина, виртуальная реальность и тому подобное);
— сложное отношение к ним (лилипутище, ангелы ада, очевидное невероятное, бездонная бочка и прочее, прочее, прочее).
Сегодняшнее задание очень простое: написать любое количество стихотворений, используя всевозможные оксюмороны! А потом мы вместе их обсудим. Всем вдохновения!
Откуда не возмись, ворвался женский шопот:
В холодный жар бросаешь ты меня,
И грустной радости подвластен,
Когда со мною ты, но без меня
Опа была нарядно обнаженной,
В руке был сладко горький шоколад
И взляд ее был легким, но тяжелым.
Сладко-горький шоколад- это же горький шоколад? Есть же такой вкус — сладко-горький.
Взгляд был лёгким но тяжёлым — это совсем непонятно.
Сладко-горький оксюмороны который все уже не замечают,
Стирая рисовал -это когда стирается ненужное не добавляя нового.
Сладко-горький — это же реально существующий вкус? Хотя, может быть, я не права. Всё равно, хочется свежих оксюморонов, а не избитых.
Последний довод неубедительный, это который про стирал-рисовал.
Сквозь годы, глядя в полусвет.
В громкой тишине напомнит о тебе
Письма забытый конверт.
Громкая тишина — оксюморон, но данном случае не очень понятно, почему тишина громкая. Конверт забытый делает громкой тишину? Возможно так.
Попробую. Пробный шар, так сказать.
Он страшно красив, и он знает об этом.
Как точно просчитана в жестах небрежность!
Слывёт ловеласом, немного — поэтом.
В его арсенале — фальшивая нежность.
Набросит вуаль кружевных комплиментов
И сладостным ядом отравит сознанье.
До блеска шлифует набор инструментов
И их проверяет на каждом свиданье.
Нет равных ему в соблазненье и флирте.
Стреляет без промаха, на пораженье…
Но зреет желание вымыться в спирте
И выпить сто грамм при его приближенье.
Тэкс… пересчитываем: страшно красив; точно просчитанная небрежность; фальшивая нежность; сладостный яд… больше не нашла.
Самое интересное, что сам смысл стихотворения является оксюмороном — брезгливость к красивому человеку! Урааааа!!! ты это сделала!!!
Но право же не всё измеряется прекрасной стихотворной техникой, есть же еще и жизненные принципы, которых, мягко будет сказано, не желательно переступать, даже при оттачивании стихотворного мастерства…
Благодарю за интерес к моему скромному творчеству и такие подробные и содержательные отзывы.
Замечу, что я не против глубоких рассуждений, в том числе философских, но там, где они действительно уместны — под конкретными произведениями в профилях, в рубрике Рецензии и т.л.
На этом дискуссию о «брезгливости» женщины к мужчине считаю успешно завершенной :)
Что же касается содержания спорного стихотворения, то вот ведь какая штука: если всем читателям оно кажется понятным, достоверным и не лишенным смысла, а одному — нарушающим его жизненные принципы, не странно ли это?
И если женщине удалось только ощутить запах этой нечистоплотности, она непременно захочет протереть спиртом места, до которых касались руки данного мужчины. Разве не так?
Я помню вспышку темноты,
На долгий миг Земля застыла,
Ты улыбнулась страшно мило
И вдруг, в звенящей тишине,
Бесстрастно подойдя ко мне,
Меня поцеловала ты.
Вспышка темноты; долгий миг; страшно мило; звенящая тишина.
Мягким молотом я ее… стукну
Тонким рашпилем сверху пройдусь,
После грубой доводкой займусь:
Пару рифм я добавлю для стёба
А для смысла — немножечко слов…
Ее он ненавидел, так любя,
А может это были только слухи…
Надежда глухим звуком в нем, жила.
Порядочная шлюха; ненавидеть, любя — два оксюморона.
Шлюхой-слухи — очень интересная рифма, только жаль, что любя-жила — это не рифма.
Анатолий, подумайте ещё немножко, Вы обязательно найдёте нужные слова, которые только усилят смысл.
Мы впереди, но как же долог миг,
Тайм аут тренер снова наш берет,
Назначен штраф, соперник бьет булит…
Трибуны ждут в кричащей тишине,
Отбит булит, вратарь наш молодец!
Мы чемпионы, гимн звучит стране,
И сладостная боль ликующих сердец!
Горячий лёд, долгий миг, кричащая тишина (!), сладостная боль! Мне нравится, как вы использовали оксюмороны для передачи игрового напряжения!
Ритм чуток захромал в конце, но это можно переделать.
Мгновенья длились вечность,
Она придти должна была вот вот
И тихий рокот наполняет сердце.
Когда ты уходил, оставаясь на век.
Из засохших ручьёв вороной твой напьётся,
Что начало берут у отравленных рек.
Я, слепая от слёз, вслед смотрю тебе жадно
И безмолвно кричу. Но тебя не вернуть.
Как сладка эта боль, как она беспощадна...
Будет лёгким тебе в никуда этот путь…
Йэх! Чего тут скажешь? Засохшие ручьи, берущие начало в отравленных реках, из которых пьёт конь — это же оксюморонище!
В короткой вечности сюжета
Бесправная свобода давит грудь.
Неслышный зов кричащего поэта…
И можешь в мелководье утонуть.
Бесстыжая застенчивость,
Успех, словив в рукав,
Привычно переменчивы
У музы слух и нрав.
Привычно переменчиво
Мигает светофор.
Бесстыжий, но застенчивый
Случайный разговор.
Сегодня уже бывшему
Я в настоящем будущем
Кредит, неоплатившему,
Желаю быть приблудышем.
Плохой хороший человек,
Ходил он с лысой шевелюрой
И был трусливый он храбрец.
Трудолюбивый был лентяй,
Все знали он богатый нищий,
Раритет ненужный собирал
И всюду был незаменимый лишний.
Обыкновенное чудо, плохой хороший человек, лысая шевелюра, трусливый храбрец, трудолюбивый лентяй, богатый нищий, незаменимый лишний.
Наверное, Анатолий, Вы решили перечислить оксюмороны, да?
О годах юности грустила:
— Как жаль! Ему не отдалась
В звенящей тишине Людмила.
В душе её он будет первым,
Последний лидер, так сказать,
А у неё стальные нервы,
Ни кто не сможет их порвать.
Душа мертва в живом-то теле,
Как будто это живой труп.
Немы слова, на самом деле
Печален смех, а умный глуп.
У старой девы всё в порядке,
Смеясь грустила ни о чём.
И надпись огоньком в тетрадке:
Жизнь заново, увы не проживём!
Действительно, устойчивое словосочетание «старая дева» как раз является оксюмороном. Старая дева; звенящая тишина; последний лидер; стальные нервы; мёртвая душа; живой труп; немые слова; печальный смех; умный глуп; грустить, смеясь. Ого какой списочек!
В душе её он будет первым,
Последний лидер, так сказать
классный авторский оксюморон. И остальные тоже хороши
Благодарю каждого за помощь и участие: я вчера опубликовала сырой материал… наше занятие помогло его откорректировать, обратив внимание на недостатки.
СПАСИБО!!!
Она была щедра как скряга,
Красива как в саду бадяга.
Сыт по горло, есть хочу.
Приезжайте поскорее,
Только видеть не хочу.
Я прочитала Вашу миниатюру, Анатолий, и вспомнила этот детский стишок.
Пятого апреля,
Было сухо на дворе,
Лужи по колено.
По железному мосту
Из деревянных досок,
Шел высокий гражданин
Низенького роста…
Детство вспомнили.
Уроки с, Ольгою, прошли увы.
Пахли сугробы в лесу свежескошенным сеном.
Плавился, будто в костре, снег под зимним закатом.
Строки слагались безмолвно звенящим катреном.
Были невинны безбожники, грешники — святы.
Губ ледяных обжигало тепло до озноба.
Двадцать четыре часа короткИ, как мгновенье.
И, словно взрослые дети, смеялись мы оба,
Падая вверх, отрицая Земли притяженье.
Выскочил заяц навстречу, бесстрашный трусишка,
Раз — и простыл его след. Только ветка качнулась.
Как я любила тебя — недостаточно слишком.
И, доверяя во всём, как всегда, обманулась…