С Пушкинским днем!

С Пушкинским днем!

«Постичь Пушкина – это уже нужно иметь талант.

Думаю, что только сейчас мы начинаем

осознавать стиль его словесной походки». С. Есенин

.

«Сущность Пушкина выражается в совершенной

естественности в нем русского, возвеличившегося до

величайшей, до глубочайшей и высочайшей общечеловечности»

В.В. Розанов

.

    Уважаемые участники клуба «Писатели за добро», дорогие добряне, сегодня в литературном кафе предлагаю всем нам отметить важнейшую для поэзии дату – день рождения самого известного и читаемого поэта России, А.С. Пушкина. Вот уже более двухсот лет пушкинские произведения знают и любят во всем мире, активно переводят не только на популярные европейские, но и на экзотические языки стран Азии и Африки. (Существуют даже переводы пушкинских текстов на искусственный язык эсперанто!) В компьютеризированном, технологичном, лишившемся литературного центра XXI-м веке все еще живут и ищут новое воплощение пушкинские гуманистические идеи, остаются во многом актуальными герои и образы его произведений, что подтверждается большим количеством современных театральных постановок и экранизаций.

    Сложно не согласиться с А.Т. Твардовским, писавшим: «… у каждого из нас — свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает её до конца». Действительно, мы с детских лет знакомимся с творчеством А.С.: сначала через сказки, через стихи о природе – в младшем школьном возрасте, затем – в средней школе – подробно изучаем его творческую биографию, чтобы к старшим классам прочесть «Капитанскую дочку», «Повести Белкина» и, конечно, «Евгения Онегина». «Прочесть», что далеко не всегда означает «понять» и тем более – «полюбить». Уже в институте осознаешь, что многие программные авторы-классики так и остались для тебя «закрытой книгой», набором чужих и чуждых штампов, и это даёт стимул к перечитыванию и новому узнаванию их произведений.

    А.С. Пушкин – тот автор, которого можно открывать для себя бесконечно. Во-первых, благодаря колоссальному объему, разносторонности и многогранности написанного им в стихах и прозе. Творческий путь Пушкина – это путь от романтизма – к реализму, от поэзии – к прозе, от описания личных драм – к глобальным историческим событиям. Во-вторых, благодаря гармоничности мировосприятия поэта. Светлое мировидение, часто наперекор внешним обстоятельствам – то, что придает пушкинским произведениям особое, несколько отрешенное и всегда мудрое звучание. И, конечно, нас, как читателей, не может не прельщать тематическое богатство творчества поэта вкупе с широтой их географического охвата: от поэтичных описаний двух «столиц» – до тихой сельской жизни в Михайловском и Болдино, от красот Крыма – до Молдавии.  

    Многое сделал Пушкин как для литературы своего времени, так и для её дальнейшего развития. Он заслуженно считается основоположником русского реализма и создателем современного русского литературного языка. По утверждению И.С. Тургенева, именно А.С. «дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым». Лексически богатое и разностилевое творчество Пушкина, безусловно, сыграло существенную роль в формировании норм литературного языка. До Пушкина многие такие нормы попросту не существовали и(ли) не утвердились для многих слов и выражений.

    Феномен А.С. Пушкина для русской культуры состоит еще и в том, что не только художественные образы из его текстов, но и отдельные аспекты его биографии стали именами нарицательными – такие, как, например, лицейское братство или Болдинская осень.

    О непреходящем значении Пушкина для следующих поколений точно и всеобъемлюще сказал Ф.М. Достоевский в своей знаменитой «Пушкинской речи»: «не было бы Пушкина, не было бы и последовавших за ним талантов. По крайней мере, не проявились бы они в такой силе и с такою ясностью, несмотря даже на великие их дарования, в какой удалось им выразиться впоследствии, уже в наши дни. Но не в поэзии лишь одной дело, не в художественном лишь творчестве: не было бы Пушкина, не определились бы, может быть, с такою непоколебимою силой (в какой это явилось потом, хотя всё еще не у всех, а у очень лишь немногих) наша вера в нашу русскую самостоятельность, наша сознательная уже теперь надежда на наши народные силы, а затем и вера в грядущее самостоятельное назначение в семье европейских народов».

    Помимо собственного литературного наследия, А.С. Пушкин, вдохновивший других творцов, невольно внес свой вклад в создание многих тысяч литературных, живописных и музыкальных произведений, число которых продолжает расти. В XIX — XX вв. к Пушкину поэтически обращались А. Майков и А. Плещеев, С. Есенин и И. Северянин, Д. Самойлов и Б. Окуджава, Ю. Друнина и А. Дементьев… К рецепции пушкинского текста в широком смысле этого слова могут быть отнесены попытки осовременивания пушкинских сюжетов, многочисленные анекдоты и пародии. Так, например, идея «Пушкин – наше всё» доводилась до абсурда в инсталляциях конца XX-го века: Пушкин-фонтан, Пушкин-цветочный вазон, Пушкин-умывальник, Пушкин-шарманка и т.п.

    Поэт давно стал одним из символов нашей страны. Для кого-то этот символ пуст. Но для многих – хочется верить, для большинства – он наделен внутренним индивидуальным смыслом. Например, для Марины Цветаевой, попавшей под пушкинские чары еще в раннем детстве и написавшей очень проникновенный очерк «Мой Пушкин», главным в поэте стала любовь, которой он и ее «заразил»: «Пушкин меня заразил любовью. Словом – любовь. Ведь разное: вещь, которую никак не зовут, – и вещь, которую так зовут».

                                                                                                                                …

А какого А.С. Пушкина цените и любите Вы? Какие произведения, какие периоды и особенности его творчества для Вас особенно значимы? Насколько, с Вашей точки зрения, созвучно (и созвучно ли) творчество Пушкина современности?

Не забывайте делиться своими стихами, посвящениями и хорошим настроением! С июньским днем поэзии! С Пушкинским днем России!  

+15
1127
RSS
08:55
+4
С днём рождения Александра Сергеевича Пушкина, добряне! Спасибо, Лена, за глубокую и чудесную статью, и прекрасную тему для размышления и отклика. Я не являюсь исключением из правил. Для меня произведения А.С.Пушкина — источник самобытности, таланта, многогранности. Но люблю больше прозу. Почему? Не могу этого до сих пор сказать. Поэзия Пушкина — высший пилотаж, да и насыщена эмоциями до предела. Искренними и яркими. А я люблю его повести. Даже в качестве дипломной работы выбрала тему о специфике и многоплановости неполных предложений, их роли и использовании в русском языке на материале повести А.С.Пушкина «Пиковая дама». А что за прелесть его сказки! Сама мечтаю написать сказку в стихах… А вдруг и получится. Может, аукнется душа великого писателя и отправит свое благославение. Кто знает. А роль барышни-крестьянки сама на себя не раз примеряла))) В фантазиях, конечно. Уж очень порывы души Лизоньки близки мне)
Хорошо, когда есть такие примеры для современных писателей и поэтов. Низкий поклон Александру Сергеевичу
14:31
+4
Спасибо, что поделились своим восприятием Пушкина, Онега! Я тоже люблю пушкинскую прозу за ее лаконизм, человечность, негромкий юмор. Странно, что современники не так уж высоко ее ценили… Интересная тема дипломной работы у Вас была! А на какой кафедре Вы защищались? (Вопрос не совсем по теме, просто стало любопытно :)).
P.S. Отдельное спасибо за оценку статьи. С ней пришлось помучиться. В написании обзоров есть две проблемы: одна — когда мало что знаешь по теме, вторая — когда объем знаний по предмету существенен, из-за чего сложно выбрать что-то ключевое. С «солнцем поэзии», Пушкиным, велик соблазн переписать учебник «от и до»))). Или начать цитировать все полюбившиеся строки.
15:04
+5
Я училась на дефектологическом факультете в РГПУ им. А.И.Герцена. В то время — ЛГПИ, кафедра — тифлопедагогики. Специальность — тифлопедагог дошкольных и школьных учреждений и дополнительная специализация — учитель русского языка и литературы в школах для слепых и слабовидящих.
Тема дипломной не связана с дефектологией, но связана с русским языком и литературой.
По специальности экзамен сдавала.
Комментарий удален
16:44
+1
Ясно! Значит, я правильно помню Вашу специальность:). Я просто подумала, что, может, дефектология — второе образование. Действительно, тема диплома не совсем профильная. С другой стороны, знание русистики в любой сфере пригождается. Уверена, что работа у Вас получилась содержательная и интересная.
А у меня все было наоборот: я писала диплом по основной специальности (литературоведение), а вот гос.экзамен был не совсем профильный, тоже по русскому))).
16:42
+2
Мне тоже ближе Пушкин — прозаик, хотя вступительное сочинение в МГУ писала по его лирике. «Повести Белкина» зачитаны «до дыр».
17:18
+1
А есть среди зачитанных любимая повесть? Или у Вас восприятие этих текстов целостное, именно как цикла произведений?
17:34
+3
Есть, конечно, — Метель.
"Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать… Она вскрикнула: «Ай, не он! не он!» и упала без памяти. Свидетели устремили на меня испуганные глаза. Я повернулся, вышел из церкви безо всякого препятствия, бросился в кибитку и закричал: пошел!»
17:38
+2
Пожалуй, здесь наши вкусы сходятся:). Я бы тоже «Метель» выделила. Даже не столько сюжетно, хотя сюжет этой повести довольно запутанный и любопытный, а атмосферно.
17:40
+2
Я даже как-то в молодости стих написала, вдохновившись этой повестью.
17:49
+1
Здорово как! Не поделитесь своим метельным стихом? wink
18:47
+3
Не судите строго, этому опусу почти 40 лет.

Легенда

Нас обвенчали… Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо.

Я хотел было ее поцеловать… Она вскрикнула: «Ай, не он! Не он!» — и упала без памяти…

Пушкин «Метель»


И откуда-то из мрака

вдруг появятся в ночи

золоченые иконы,

пламя зыбкое свечи,

белый мой наряд венчальный,

горький привкус поцелуя,

заглушит мое отчаянье

голос громкий «Аллилуйя!»

За окном заржали кони,

колоколец зазвенел,

кто-то до земли в поклоне,

кто-то бледен, словно мел.

И, сжимая сильно руку,

кто-то рядом у плеча,

мне про встречу да разлуку

шепчет что-то сгоряча.

А потом метель закружит

белоснежною фатой,

он свечу мою затушит

и по снегу в дом чужой

на санях, под звон веселый

увезет меня, одну.

За окном родные села

промелькнут…

А потом приснятся снова,

возвратив меня назад,

золоченые иконы

и тревожный блеск лампад,

и колец венчальных цепи,

крест над серою толпою,

да колючий зимний ветер…

А лица его – не помню…
19:07
+2
Мне кажется, из этого текста могла бы получится отличная песня под гитару! Песенный ритм, короткие строки, быстрая смена фотографических образов! ok
Комментарий удален
21:43
+2
Лена, и я бы выделила «Метель». Очень впечатлил сюжет.
22:15
+1
Он такой очень кинематографичный.
22:59
+1
Леокадия, это уже тенденция! wink
11:42
+5
Да, фактически Пушкин краеугольный камень, на котором построено и стоит здание русской поэзии. Какую бы тему бытия мы не затронули, невольно ведём перекличку с им написанными строками. Не могу представить своё детство без его сказок. В каждом возрасте он открывается по-новому. Невольно жалеешь, что не можешь прочитать незаконченное им. Наверное, поэтому у меня сложились его строки сказки из черновика в законченную строфу (так как Пушкин часто сокращал и пропускал при записи слова и отдельные слоги, я позволил себе «угадать» два отсутствующих слога — выделено полужирным шрифтом):

«Царь увидел пред собой» Пушкин

Вот на шахматную доску
Рать солдатиков из воску
Он расставил в стройный ряд:
Воеводы на лошадках,
Сзади маршалы в перчатках;
Грозно куколки стоят
В оперённых шишачках,
С палашами на плечах.


Конечно, этого мало для полноценной сказки и чтобы донести на тот момент до многих эти собранные вместе строки Пушкина я написал шуточную сказку, но теперь я могу приводить складень без этого ухищрения.
Что же касается своих стихотворений связанных с Пушкиным я, чтобы скрасить серьёзность предыдущего материала, приведу несколько шуточных реминисценций, объединённых одним стихотворением:
Пушкинские сказки

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может."
Пушкин


«Какая боль…» по-грузински

На холмах Грузии лежит… Знать, кто-то положил
Ночную мглу. Шумит? Пора утихомирить!
Печаль моя светла, скажи? Мне ангел доложил:
«Светла из-за того, что в северной Пальмире…»

Но ведь «Арагви» здесь течёт унынья моего!
Тобой, одной тобой… То бой часов соборных:
То бой, то бой, то бой… ещё часы в кафе «Сайгон»
За чашкой чая ли? Не чаяли гол сборной!

Мне стало грустно и легко: забили, наконец!
И сердце вновь горит и любит не по-детски.
Я пел, вставая, «Сулико», как русский Марк Бернес,
Забив на счёт, на чай за “чай” – грузинский Грецки.
Прав-ДИВА-я ложь

Лежит ночная мгла на холмах Грузии.
Предо мною шумит Арагва.
А канат над ней ненадёжный, узенький –
Мы идём за сермяжной правдой.
Правда, правда сполна полна уныния.
Что-то мучит её, тревожит.
Видно, помнит – правду однажды кинули,
Заменив чистокровной ложью.

Номер на двоих с одной раскладушкой

Тобой, одной тобой… То бой, то бой часов!
Час сов залить водой Арагви
И не водой «Арагви» окропить число
Другого дня; не шутки ради,
А ради друга, что не любит долго спать,
Но спит – не спать, увы, не может!
О том печаль моя полна… Пора вставать!
Освободи, родная, ложе.

Обзор утренней прессы для принца Флоризеля

«На холмах Грузии печаль моя светла,
Шумит Арагва. Не тревожит?
Мне грустно и легко. Лежит ночная мгла…»
Лежит? Да кто ж её положит?!

А, напишу «стоит» — своё поставлю для
Его светлейшества (В печали –
«Алмаз Раджи» ещё не найден). Вуаля, — Развлечь грузинскими речами!
16:52
+1
Спасибо, Михаил! Любопытные перепевы получились: удивили не по-детски, используя Ваш же лексикон wink . «Арагви унынья моего» особенно сильно звучит! thumbsup
18:20
+2
Спасибо, Елена! Да, получился запой о запое. =)))
12:00
+4
День рождения Александра Пушкина — праздник для всех, кто любит русскую литературу. «Солнце русской поэзии» — это определение неизвестного автора определяет место Поэта в русской литературе на все времена… Я, перечитывая произведения А.С., открываю всегда что-то новое. Прошлым летом читала своему внуку «Евгения Онегина». Он вообще не понимает, зачем писать стихами… А в моём исполнении
текст не только был усвоен, но, по его словам, понравился. Читая, обсуждали интересные сцены, выражения, поступки, лирические отступления, в которых проявлялся автор…
А мне захотелось попробовать написать онегинской строфой несколько стихотворений. Я у Пушкина люблю всё. Замечательные Маленькие трагедии перечитаны много раз.
У каждого свой Пушкин. Как и у Цветаевой, у меня «мой Пушкин». Простой, понятный и загадочный, многогранный, всеобьемлющий, рассказавший о себе, своём времени и шагнувший далеко вперёд. Творчество Пушкина бессмертно.Современная поэзия в какой-то мере имеет пушкинское звучание. Но есть и сторонники тех прошлых новаторов, которые говорили: «Сбросим Пушкина с борта современности!»…
Поздравляю с Пушкинским праздником!
17:01
+2
Благодарю за Ваш отклик, Надежда! Лично я «Евгения Онегина» тоже в школьные годы не особенно оценила. А вот когда перечитывала текст в университете, то он мне показался и юморным, и во многом актуальным. Та же тема «золотой молодежи» никуда сегодня не исчезла, просто предстает в новых декорациях, соответствующих нынешнему времени. Поэтому мне кажется, что вряд ли можно не любить Пушкина, можно просто до него не дорасти:).
А насчёт прежних и нынешних новаторов — думаю, ирония судьбы состоит в том, что, дабы что-то свергнуть (направление ли, конкретного поэта), нужно очень хорошо ознакомиться с «отжившим» творчеством. А это все равно влияние))).
12:20
+6
О сентябре онегинской строфой:

Вот новый день вошёл с рассветом.
Не хмур, не ясен, не дождлив.
Уже за горизонтом лето.
Дни душно-жаркие прошли,
Прошли разнеженные ночи,
Когда сияли звёзды-очи.
И вся земная благодать,
Нас одарив, должна увять.
Опять готовит межсезонье
К осенним переменам нас,
Чтоб утром, отойдя от сна,
Вдруг не отчаяться спросонья…
Сентябрь по-летнему одет,
Но ранним утром холодит.

Сентябрь задорен и задирист,
Сезон осенний им открыт.
И в грусти романтичный ирис,
Ведь нынче астра — фаворит.
Заходит в дом осенний воздух,
Цветут в саду земные звёзды,
Летит ореха светлый лист
На травы, что в ковёр сплелись.
А всё вокруг ждёт изменений,
Трепещет, внемлет и молчит,
И к тайнам ищутся ключи —
Пора открытий и сомнений…
Хоть светит грустная луна,
Душа с утра надежд полна!
17:06
+2
Ваши поэтические опыты с онегинской строфой очень удачны! Спасибо, что поделились таким красивым, хотя и немного грустным пейзажем межсезонья.
Сентябрь — мой месяц.
16:31
+5


Сегодня Пушкин день рожденья

В кругу друзей встречал своих,

В камине трескали поленья,

А Кот Баюн в углу притих,

Руслан с Людмилой миловался,

Старик готовил царский суп,

Своей старухе улыбался…

Дала от просьб передохнуть.

Царевна-Лебедь танцевала

Гвидон восторженно смотрел,

Султан с царицей у дивана,

Читали Пушкинский сонет.

Петух златой клевал печенье,

Орехи белке предлагал,

Ученый кот от умиленья

С цепи своей чуть не упал!

Любовь царила, благодушье,

Хозяин мёд всем подливал,

А проводив гостей радушно,

Опять писал, писал, писал!

С днем рождения Александра Сергеевича Пушкина
17:10
+3
Какое милое шутливое стихотворение, Анатолий! Кот, чуть не упавший с цепи от умиления, повеселил jokingly .
17:39
+3

Картинка навела на мысль: а не читал ли Льюис Кэрролл сказки Пушкина?
17:51
+1
Да, интересный микс! jokingly
21:22
+1
Дам еще ссылку на самые известные, классические и оригинальные портреты А.С. Пушкина: artchive.ru/publications/302~Nashe_vse_Top10_portretov_Pushkina_ko_dnju_rozhdenija_poeta
Уточню, что заставкой для данного текста послужил портрет Валентина Серова «Пушкин на скамейке»:).
Комментарий удален
О романе «Евгений Онегин»

Прочитан нами знаменитый
Труд знаменитого певца.
Роман – звезда его зенита,
Достойный высшего венца!
Казалось, строки, будто сами,
Писались первыми словами,
Пришедшему ему на ум, –
В том сам король ему не кум:
Талант дала ему природа!
В восторг всегда ввергает нас
Непринужденность чтимых фраз –
Какая легкость и свобода!
Отделан стих, как бриллиант –
В нем так и светится талант!

Прочтён друг Эос златокудрой,
Который с новою строфой
Нам подарил мечтатель мудрый,
Вложив в них яркий гений свой.
И, как всегда, нам жаль немного,
Что наша кончилась дорога
С Татьяной Лариной к Москве
По зимнику в ее возке;
Со «странным спутником» по свету
В эпоху чести и стыда
В угоду нашему поэту.
Но мы спешим заверить вас –
Туда вернемся и не раз!

Закрыт роман – образчик слова.
Нам жаль, что с ним окончен путь,
Но знаем – пригласит он снова,
Немного дав нам отдохнуть.
И вновь пойдем путём знакомым,
Окидывая взглядом новым,
То тот, то этот уголок –
И нам порою невдомёк:
Как был он ране незамечен?
То этот штрих, то тот намёк
Свой необычный кажут бок,
Чаруя нас при каждой встрече.
Вновь возвращаемся к строфам,
Когда досуг случится нам!
17:15
+1
Благодарю за столь подробный поэтический обзор «романа в стихах», Юрий! Действительно, «Евгений Онегин» при перечитывании всегда воспринимается немного по-новому, приоткрывая новые штрихи и детали!..
Спасибо за отклик, Елена!
Светлым гением земли русской
Был Пушкин.

В раннем детстве, лицеистом
Дружбы свет нёс в сердце чистом,
Воспевая красоту.
Мимолётную мечту
Облекал в стихотворенье.
Был открыт для песнопенья.
Неразрывно: жить-творить
Так легко, как говорить.
Позже скажет, как известно:
Зло и гений несовместны.
Жизнелюбцем был поэт.
Нёс добра прекрасный свет,
Свет любви, и горе тем,
Кто поверил клевете,
Кто светильник погасил
В тридцать семь, в расцвете сил.
18:30
+1
Да, всего-навсего 37 лет, а сколько произведений написано, сколько детей рождено!.. Спасибо за поэтический отклик, Людмила!
Да, Елена, наследие Пушкина трудно переоценить! И после него был явлен гений Лермонтов, написавший «На смерть поэта».
18:28
+2
Спасибо, Елена, за статью! Я когда слышу или думаю о Пушкине, сразу всплывает зазубренное в школе «Буря мглою небо кроет...» smile По поводу языка эсперанто, сразу загуглила, чтобы узнать побольше. Узнала что-то новое. Спасибо. Поздравляю всех с днем Рождения великого поэта и желаю творческого вдохновения! rose
18:36
+2
Спасибо Вам за интерес к теме, Ольга! «Буря» запоминается, согласна. Особенно обращение «Выпьем, добрая подружка» в детстве очень веселило почему-то! ))) С пушкинским днём, новых тем и образов, сил и терпения их воплощать! angel
00:06
+1
Спасибо, Елена! Всех благ! rose
20:16
+3
Всех рада поздравить с Пушкинским Днём Русского языка! Всем вдохновения и радости! Вот отыскалось давнее, когда я «начинала»
Оказалось, что я тоже люблю осень.
Болдинская осень

Вдаль уходит лето,
Машет нам прощально.
В перелесках осень
Со своею тайной
Рыженькой девчонкой
Бродит по опушкам,
Нам напоминает —
Любит меня Пушкин!
С песнями свирели,
Звёздными ночами,
Запахами прели…
Соткан из печали
Длинный тёмный вечер.
Шорох листопада…
В канделябрах свечи
Зажигать не надо:
В сумерках осенних
Сядем у окошка.
Холода почуяв,
К печке жмётся кошка.
Дождик не на шутку
Зарядил чуть слышно.
Может, на минутку
Пушкин в осень вышел?
Чтоб в тепло вернуться,
,
Лист держа кленовый
Мягко улыбнуться
Мысли затаённой,
Пожалеть безмолвно —
От него вдали
В золоте осеннем
Прелесть — Натали…
Утром или в полдень
Средь берёз и сосен
Вспоминаем снова
Болдинскую осень.
20:57
+1
Очень теплые воспоминания о Болдинской осени, Татьяна! Согрели своим стихом! angel С праздником — неиссякаемого вдохновения Вам и энергии творить!
21:20
+1
Спасибо, взаимно!
20:32
+2
КОВАРНОСТЬ
Когда твой друг на глас твоих речей
Ответствует язвительным молчаньем;
Когда свою он от руки твоей,
Как от змеи, отдернет с содроганьем;
Как, на тебя взор острый пригвоздя,
Качает он с презреньем головою, —
Не говори: «Он болен, он дитя,
Он мучится безумною тоскою»;
Не говори: «Неблагодарен он;
Он слаб и зол, он дружбы недостоин;
Вся жизнь его какой-то тяжкий сон»…
Ужель ты прав? Ужели ты спокоен?
Ах, если так, он в прах готов упасть,
Чтоб вымолить у друга примиренье.
Но если ты святую дружбы власть
Употреблял на злобное гоненье;
Но если ты затейливо язвил
Пугливое его воображенье
И гордую забаву находил
В его тоске, рыданьях, униженье;
Но если сам презренной клеветы
Ты про него невидимым был эхом;
Но если цепь ему накинул ты
И сонного врагу предал со смехом,
И он прочел в немой душе твоей
Все тайное своим печальным взором, —
Тогда ступай, не трать пустых речей —
Ты осужден последним приговором.

© Александр Сергеевич Пушкин

с этого стихотворения началось мое ПОНИМАНИЕ Поэзии.

С Днем Рождения Великого Поэта, друзья! Пушкин — это наше сердце :)
21:01
+1
Спасибо, Виктория, что напомнили этот стих, написанный во время пребывания Пушкина в Михайловском! Не самые приятные, зато понятные всем эмоции в нем отражены…

21:19
+1
Поделюсь еще аудиоверсией отрывка из очерка М. Цветаевой «Мой Пушкин»: ok.ru/video/23000975951
Понравилась выразительная озвучка.
21:29
+1
Друзья, спасибо, что делитесь своими строками, написанными под влиянием Пушкина, своими лиричными и ироничными посвящениями поэту! rose
Пока я готовила вступительную статью, перечитала многие известные посвящения поэту. Здесь — довольно большая подборка, кому интересно: www.liveinternet.ru/community/2214271/post392261676
По-моему, одно из самых ныне актуальных стихотворений — «Болдинская осень» Д. Самойлова. Напомню его начало: «Везде холера, всюду карантины, И отпущенья вскорости не жди...»))).
22:17
+5
Для меня Пушкин больше, чем Поэт. Для меня он – Пророк: Сам Господь Бог устами Пушкина явил миру СОВЕРШЕННОЕ СЛОВО. Русское Совершенное Слово. В восточной культуре, чтобы достичь совершенства, проникнуться им, читают мантры. Я же (было время) вместо мантр использовал стихи Пушкина: их фонетическое звучание оказалось эффективнее любых мантр, эффективнее любых заклинаний и шаманских песнопений. Пушкин в моей поэтической крови. Привожу свои стихи из цикла «Пушкин и теперь живее всех живых»

+ + +

Солнце… Спицы… Колесница
катится по сочным травам.
Запах – сладкая отрава.
Невозможно не влюбиться!
На траве лежим мы, трое:
Пушкин, я и моя муза.
Мне не стыдно, здесь я лузер.
я свой дух на лад настроил.
Муза, бледная кокетка,
Пушкину стихи читает.
Он огрехи отмечает,
плечи трогая ей веткой.
Он в неё влюблен; я – лишний.
Но ведь муза-то – моя.
Мы, как шведская семья,
познаем вкус спелой вишни,
в небо косточки плюём.
запах благости вдыхаем.
Ничего про жизнь не знаем:
мы давно живем втроем:
Пушкин, я и муза, Маша.
Горний свет слепит глаза.
Лупоглазо стрекоза
замерла над счастьем нашим.

+ + +

Я видел мост, на нем перила
в воде зеркальной отражались.
Вода спокойная дарила
покой, переходящий в благость.
Мошка роилась ореолом
и пела тонким детским хором.
А над мостом кружился ворон
глубокомысленным укором.
А на мосте, как греза – Пушкин
стоял и мне махал рукою,
и радовался, как герою
романа будущего; сушки
показывал для чая с медом,
как друга звал меня на чай…

Но ворон словно невзначай
укор с небес тут бросил в воду:
и зеркало пошло кругами,
и Пушкин в бликах преломился…
И вспомнил я, что он мне снился
глубокодонными ночами,
как свет, как импульс возрожденья.
И вот – прекрасное мгновенье:
передо мной явился он,
чтоб сделать вещим чудный сон.

Укор я понял… Чтоб сон сбылся,
мой, ворон тотчас превратился
в жар-птицу, на перила сел,
потом вдруг в сердце мне влетел,
и повелел, чтоб я влюбился:
любить – живой воды напиться.
А с Пушкиным уже девица
стоит, зовет (явь сладко снится),
и надо лишь взойти на мост,
чтоб распрямиться в полный рост,
и быть таким, каким был Пушкин,
хрустя подаренной им сушкой…

+ + +

Чума бежит в мой дом со всех сторон,
бежит вприпрыжку, ножкой бьет о ножку.
Бес на крылечке курит «козью ножку»,
и дым притягивает полчища ворон.
Те каркают: в бреду бедой беду
блудит блевотно бесов дым табачный…
А в доме – горе: дева горько плачет –
её любимый мечется в бреду…
Его лечу я духом, как молитву,
читаю Пушкина, поскольку в дуновеньи
чумы таится сладость упоенья
перед угрозой гибели. «Мгновенье
прекрасное» я превратил в микстуру…
Как дирижер глядится в партитуру,
я вглядываюсь в смерть – глаза в глаза.
А Пушкин за столом рецепты пишет.
Он весь в себе, он ничего не слышит.
Хотя в окне за взрывом взрыв – гроза.
То бесы яростно в стекло рогами бьются…
Но я уверен, что бессмертия залог
в беде – бессмертный гармоничный слог,
слог Пушкина… Дрожит от грома блюдце,
а дева плачет, и не верит мне…
Но, чу, больной затих и улыбнулся.
Теперь к нему и Пушкин повернулся,
и руку в руку взял, и как во сне
умчал его на голубом коне
в неизъяснимые умом высоты духа.
И там яйцо снесла ему жар-птица,
потом дала живой воды напиться
согбенная, но добрая старуха.
И он очнулся! Бесы заскрипели
зубами, словно по стеклу железом.
И как крестом животворящим, жезлом
судьба смерть отогнала, и запели
в избушке ангелы… Чума теперь вприпрыжку
помчалась прочь от Пушкина, от Света.
Сильнее смерти свет стихов Поэта.
…И я закрыл зачитанную книжку.

+ + +

Я бегал, как дворовый мальчик.
Но вместо Жучки – пес Каштан.
Язык шершавый по щекам
моим елозил, а я пальчик
в собачью пасть совал, смеясь.
И скрежетал зубами князь
тьмы оттого, что был я счастлив,
что пес Каштан меня увел
туда, где дух игрою цвел,
и сотворил Сам Бог там ясли,
как филиал былого рая.
И я, с Каштаном, псом, играя,
жил в Богом созданном раю.
И до сих пор я благость пью
из детства, что любви источник…
Мой Пушкин сердцем ведал точно:
коль детство Словом проросло
во взрослый мир, быть вдохновенью
владычицей стихии слов…
Игра – как жизнью упоенье!
И счастлив тот, кто от рожденья
играть в яслях у Бога мог,
и в пушкинском стихотворенье
изысканный зреть Бога Слог.

+ + +

Бес с воза слез, за ухом почесал,
копытами, как шут, отбил чечетку,
заплакал, пукнул, попросил на водку
дать три рубля, упал на пьедестал,
и лежа (точь-в-точь женщина с веслом),
он попу оголил а-ля Содом,
и назидательную речь, смердя, промолвил:
«Женись сейчас же на царице молний:
похабней ведьмы нет, а сладкий стон
её сиреною утянет в вечный сон.
Её раз двести замуж выдавали,
а девственность, как воз, и ныне там,
лишь похоть, словно смог, по городам
висит: ей, ведьме, узы нипочем –
знай, мастурбирует шершавым кирпичом,
сок сладострастья изливая на скрижали…

Иль, помнишь, домового хоронили,
плясали, выли, жрали снег колючий…
Как лошади, испуганные тучи,
неслись, учуяв смрад нечистой силы.
И – невидимкою луна… В степи – кибитка.
В ней Пушкин лоб впечатал свой в окошко:
ему, как и тебе сейчас, ажн тошно.
А нам вот — весело! В хмелю мы от напитка
бесовского: ведь в пляске исступленья — изысканная сладость наслажденья:
сбивать, дурачась, путников с пути,
особенно пророков и поэтов.
И лучше вьюги бесам не найти,
чем вьюга русская на целом белом свете…»

Проснулся. Леденит пот, и спина,
как примогильный камень, омертвела.
Судьба моя, ты бесов зреть хотела?..
— В ответ стих Пушкина, как продолженье сна,
мне в сердце влился юрким самотеком:
Вечор, ты помнишь, вьюга в небе злилась;
да и мерещилось лукавым ненароком — Отцу и Сыну будто впал в немилость…
А вспомнил стих и вскинул взгляд в окно –
там Пушкин знаки подает, повеса,
чтобы извлечь меня из тлена снов,
и в жизнь вернуть: «живым янтарным блеском
изба озарена, веселым треском
трещит натопленная печь…» И вдохновенье
кобылкой захотелось мне запрячь,
чтоб навестить чудесные мгновенья,
где снег искрится – хоть от счастья плачь.
Стих Пушкина — есть жизнью упоенье!
…Кобылка бурая в снегах несется вскачь.

+ + +

Мы под невидимой пятой
коронавируса алкаем:
хотя б еще глоточек рая,
незримо посланный судьбой.
Ведь жизнь прекрасна как всегда –
ей невозможно надышаться.
И коль всё в жизни может статься –
гори, сияй моя звезда.
Пусть рая чудное мгновенье,
пусть привкус ада на губах –
какой божественный замах,
какое дивное волненье:
пред бездной крылья распахнув,
перелететь в восторге бездну…
И Пушкин взбадривает нежно:
стих вещий пробует на слух,
жизнь гармоничную творя…
И я который раз подряд
на скрипке слов судьбой играя,
перелетаю через ад.
С недоумением глядят
те, кто гармонию не знает…
А Пушкин, мой словесный бог,
мне жить достойно вновь помог.

23:00
+1
«Я же (было время) вместо мантр использовал стихи Пушкина: их фонетическое звучание оказалось эффективнее любых мантр, эффективнее любых заклинаний и шаманских песнопений». Полностью согласна, насчет особого звучания! Действительно, стихи настраивают на особый лад.
23:11
+1
Замечательная подборка, Георгий! Спасибо, что поделились этим циклом rose . Мне особенно приглянулось жизнерадостное стихотворение «Я бегал, как дворовый мальчик». Позабавил и впечатлил оригинальностью образов первый стих «Солнце… Спицы… Колесница...». Над «шведской семьей» смеялась в голос — вот это креативный подход к классическим образам! jokingly
В «Чуме...» сильным показался образ бесов, элегантно сочетание ножки и «козьей ножки» и сам финал — «И я закрыл зачитанную книжку» — лаконичен и хорош thumbsup .
10:04
+2
Ну, да, по-пушкински и серьезно, и шутливо. Спасибо, Елена.
09:50
+3


На Конюшенной

Мы не верили сами:
Тайно, ночью, без света
На Конюшенной, в храме
Отпевали Поэта.

Тайно, ночью, без света
Хоронить увозили,
И придумавших это
Мы ещё не забыли.

На Конюшенной, в храме
В гроб кого положили?
Увезли кого к маме?
Где ж тебя схоронили?

Отпевали Поэта.
Сердце болью сжималось…
Ты покоишься где-то…
Вечной память осталась.

© Сергей Фомин
Семикаракорск
3 – 4 октября 2020 г.
15:18
+2
Спасибо, Сергей, трогательно!.. angel Тот случай, когда «вечная память» не пустые слова.
17:00
+1
16:31
+2
Поздравляю нас с великим днем!!! С любовью, с памятью поздравляю! В каждом доме есть книги собрание сочинений или просто сказки Пушкина, но главное в каждой голове, в каждом мальчике и девочке есть его стихи, это то ли не всемирная народная любовь! Вечный феномен просвещения русского языка…
14:35
+1
Пусть будет больше Пушкина в каждом мальчике и девочке! wink И больше хороших стихов в этом мире! )))
00:18
+3
Пусть живёт… вечно!)
Отношение к Александру Сергеевичу отчасти двойственное- он, несомненно, велик, но его заставляли учить.( А всё подневольное уже не доставляет большой радости.
Всё же я ему благодарен за то, что он подспудно развенчал лживую политику СССР.
Как правильно указала Елена- нарицательная «Болдинская осень» в те времена носила ещё и отрицательную коннотацию, как период непочтительного отношения к поэту со стороны той власти. Так, однажды, мне попалась на глаза книга «Особо опасные инфекции» 1953 года выпуска. У меня было свободное время, да и текст был преподнесён занимательно. И в одной главе, посвящённой карантинным мероприятиям узнал, что в 1830 году по России прокатилась эпидемия холеры. На всех дорогах стояли крестьянская заставы и по приказу Правительства царской России всех проезжих заворачивали назад. Так и Пушкина не пустили- пришлось ему ударно коротать осень в Болдино. А в советской школе нам преподносили этот факт, как способ ущемления свободы и прав поэта. Но оказалось, что таким образом ему, возможно, сохранили жизнь, ведь умерло в тот год от холеры порядка двухсот тысяч человек.
Разочарован был жутко кривдой, что исходила из рупора политической пропаганды.
Стихи и проза великого поэта были уже упомянуты. Я же хотел отдать должное его сказкам- прежде всего из-за того, что Пушкин не побоялся использовать в своём творчестве народный фольклор вопреки своему аристократическому происхождению. Потом их забавно спародировал Владимир Высоцкий.) Да и Сергей Есенин явно воспользовался повестью Александра Сергеевича при написании поэмы «Пугачёв».
Думаю, что и впредь русскоязычные поэты и писатели будут припадать к живительному источнику литературного творчества гения отечественной словесности.
15:27
+3
Как-то так примерно и думала, про двойственность восприятия, связанную в том числе с подневольностью чтения! smile
Болдино — ну да, там эпидемия была, можно сказать, что-то вроде нынешнего коронавируса, вот и не пускали \ не выпускали никого. Даже странно, что вам пытались это преподнести, как попытку ущемить чьи-то права (?). Может, со ссылками перепутали?.. unknown
Сам Пушкин вряд ли мог пожаловаться на тот период вынужденного заточенья: «Скажу тебе (за тайну) что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 [гл<авы>] последние главы Онегина, 8-ую и 9-ую, совсем готовые в печать. Повесть писанную октавами (стихов 400), которую выдадим Anonyme. Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно: Скупой Рыцарь, Моцарт и Салиери, Пир во время Чумы, и Д.<он> Жуан. Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё: (Весьма секретное) Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся — и которые напечатаем также Anonyme» (Из письма Плетневу, декабрь 1830).
Про Есенина — безусловно, текст написан под влиянием повести. У Цветаевой опять же, наряду с очерком «Мой Пушкин», есть еще и очерк «Пушкин и Пугачев»: www.tsvetayeva.com/prose/pr_pushkin_i_pugachev
Любопытно то, как Пушкин опоэтизировал Пугачева, сделав из него в «Капитанской дочке» чуть ли не символ свободы, хотя в «Истории Пугачевского бунта» совсем другой, малообаятельный образ разбойника: там первичны его агрессия, жестокость. Подчеркнут размах бунта, приведший к огромному количеству смертей, бессмысленному кровопролитию… Вот это, пожалуй, то, что в А.С. первично и обаятельно: отсутствие директивности, каких-то рамок, ограниченности мышления — во всем! Потому и позволял себе неоднозначность в трактовке одного и того же образа: как историк писал, отдавая дань правде факта; как поэт — создавая «свой» образ личности, далекий от реальности. И то, что Вы про сказки написали, мне кажется, тоже отчасти к этому качеству относится: аристократизм никак не мешал народному началу.

Болдино — ну да, там эпидемия была, можно сказать, что-то вроде нынешнего коронавируса, вот и не пускали \ не выпускали никого. Даже странно, что вам пытались это преподнести, как попытку ущемить чьи-то права (?). Может, со ссылками перепутали?..

Никаких упоминаний про корона...(холеру) в советских учебниках не было. Нам в советской школе преподносили этот факт, как запрет для поэта выезжать из Болдино. Вот такая полуправда, но какая большая разница от неполноты информации.)
Любопытно то, как Пушкин опоэтизировал Пугачева, сделав из него в «Капитанской дочке» чуть ли не символ свободы, хотя в «Истории Пугачевского бунта» совсем другой, малообаятельный образ разбойника: там первичны его агрессия, жестокость.

Прошу заметить, что не Пугачёв это первый начал, а императрица Екатерина, которая снискала себе славу Великой… окончательным порабощением народов российских, своими романами и… устранением супруга от власти. Это она лишила казачество вольностей, создав экономическую и социальную почву для бунта, провела окончательное закабаление крестьянства. И в добавок испортила репутацию полководца Суворова, сделав из него карателя. В общем стала достойной наследницей бунташного (семнадцатого) века.
Но власть, как меч- это штука обоюдоострая. Однажды интересовался «Русской Правдой» Ярослава Мудрого и нашёл любопытный комментарий историка про налоговое бремя. Звучал он (примерно) так: Все налоги произошли из податей; подать- это плата за несостоявшийся набег. ) quiet Поэтому ещё надо разобраться- кто разбойник!?)
stihi.ru/2017/10/23/22
Касаемо «Капитанской дочки» у меня почему-то всплыла в памяти наклонность Александра Сергеевича к карточным играм- роман получился азартным и авантюрным, где в финале всплыл битый «король».) Просто какая-то партия в «подкидного дурака» вместе с «фараоном». Это, естественно, домыслы, но вам, филологам, виднее.
Потому и позволял себе неоднозначность в трактовке одного и того же образа: как историк писал, отдавая дань правде факта; как поэт — создавая «свой» образ личности, далекий от реальности.

Несомненно. Только не будем забывать, что историки пишут по заказу победителей, а поэты- по волеизъялению свой души. ) И я не думаю, что чиновничий произвол может вдохновить на написание романтической истории, разве только на какую-нибудь сатиру, где Пушкин так же отметился.
Друзья. прошу прощения за опоздание. Надеюсь где-то Там Александр Сергеевич на меня не очень сердится за это:) Говорить известные фразы о том, что «Пушкин — наше все!» не буду. Он мне не простит патетики в свой адрес… Ведь еще с детства взял меня в плен! И больше не отпустил. «Сказка о царе Салтане», «О рыбаке и рыбке», «О золотом петушке»… На удивление легко, в школе, после мучительных запоминаний стихов других поэтов, легла пушкинская «Песнь о Вещем Олеге» ( даже сейчас, немало лет спустя, могу ее цитировать без подготовки!) В школе же были и мои стихи в духе Пушкина. И вот тут Александр Сергеевич дал мне понять — Все! Детство закончилось! Хочешь творить — будь готова за это платить! Я тогда не понимала чем? И как?.. Понимание пришло позже… Годы спустя я… а может и не совсем я;0) а кто-то, где-то… мне очень сильно помог вспомнить тот мой далекий порыв юности — Творить! И я, уже дипломированный историк — открыла вновь для себя «Полтаву!
… И Шереметев благородный
И Брюс, и Броур, И Репнин.
Фортуны баловень безродный,
Полудержавный властелин...»
Гений Мастера! Особенно в портрете Александра Меньшикова! Всего две строки — и весь человек!
Я решилась на крамолу! )) Писать как Пушкин!) Не имея ни малейшего понятия о правилах стихосложения!!!))) За это, наверняка, с одобрения Александра Сергеевича, была нещадно бита розгами критиков и критиканов!) Но любить его меньше не стала… Ведь когда в былые годы устраивалась на работу в музей экскурсоводом… Друзья, только два киевских музея согласились дать мне, тогда без опыта работы, шанс!!! Музей Леси Украинки и музей Пушкина! Александр Сергеевич, как галантный кавалер уступил тогда меня даме...) Но с тех пор остался в моем сердце навсегда… inlove
16:01
+1
Светлана, благодарю за такой личный рассказ о виновнике торжества! rose Интересно читать каждого, ведь у всех из нас — свой Пушкин.
14:55
+2
Всем авторам ( мамам и бабушкам на заметку)
Если Ваш ребенок любит рисовать, то можно поучаствовать в международном конкурсе рисунков по сказке Пушкина. Вот анонс:

190 лет назад Александр Сергеевич Пушкин написал «Сказку о царе Салтане» – произведение, которое можно назвать эталоном русской поэтической сказки. Захватывающая линия сюжета, поступки персонажей, испытания, выпавшие на долю героев, дают пищу для размышлений читателя. А обилие и разнообразие сказочных образов открывают простор воображению художника.

Рисунки к этой пушкинской сказке создавали такие прославленные русские живописцы, как Михаил Нестеров, Иван Билибин, Константин Кузнецов, Татьяна Маврина. И сегодня каждый художник почтёт за честь проиллюстрировать «Сказку о царе Салтане».

К юбилею «Сказки о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» мы решили предоставить юным и взрослым художникам такую возможность! Русский дом в Хельсинки совместно с Ассоциацией гуманистов Планеты объявляют конкурс рисунков «В царство славного Салтана».

Конкурс стартует в Пушкинский день, 6 июня, приём работ заканчивается в последний летний день, 31 августа.

Конкурс будет проводиться в «живом» онлайн-режиме. Работы будут вывешиваться в виртуальной галерее на сайте Ассоциации гуманистов Планеты. После окончания конкурса, с 1-го по 5-е сентября пройдёт народное голосование: каждый зритель сможет поставить лайк понравившейся иллюстрации. Количество лайков будет учитываться при подведении итогов конкурса. Результаты конкурса будут оглашены 21 сентября.

Условия участия в конкурсе:

— выберите отрывок из «Сказки о царе Салтане»;

— нарисуйте к нему иллюстрацию или вариацию на тему сказки А.С. Пушкина;

— сфотографируйте рисунок и отправьте фотографию на е-майл: konkurs.risunkov.rcnk@gmail.com с темой письма «В царство славного Салтана» до 31.08.2021.

Укажите имя, возраст участника и место жительства участника.

Награды:

— все участники конкурса получат дипломы от АГП и Русского дома в Хельсинки;

— лучшие работы войдут в видеоальбом, который будет вывешен на Ютуб-канале АГП. Альбом смогут посмотреть все ваши родственники, друзья, почитатели и просто любители поэзии А.С. Пушкина;

— победителей в номинациях ждут незабываемые оригинальные призы!

Работы будут оцениваться по пяти возрастным номинациям:

1) до 5 лет:

2) от 6 до 8 лет;

3) от 9 до 12 лет;

4) от 13 до 17 лет;

5) от 18 лет и старше.

Не упустите возможность стать художником-иллюстратором – участвуйте в конкурсе «В царство славного Салтана»!

16:05
+1
Онега, спасибо за информацию о конкурсе иллюстраций и анонс мероприятия! Думаю, среди нас найдутся желающие побывать «в царстве славного Салтана»!
18:11
Завершающий афоризм:
Книги Пушкина- это настоящие произведения художника, где натура автора, яркая и страстная, получила прекрасное творческое обрамление.