Азбука писателя. Буква "Х" - хайп.

Азбука писателя. Буква "Х" - хайп.

Сегодня мы поговорим о таком явлении, затронувшем всё современное общество, в том числе и культуру, как «хайп».

У слова «хайп» нет точного русского перевода, кроме двух французских слов: «ажиотаж» и «фурор». В глагольной форме «хайпануть» значение становится похожим на «прославиться».

«Хайп» в английском языке происходит от слова «гипербола», «преувеличение». Изначально «hype» использовался в смысле «целенаправленного разогревания интереса к чему-либо». Например, к музыкальному исполнителю, фильму, новости или товару, в нашем случае — к книге.

Хайп — это успешное стимулирование интереса к какому-либо явлению или событию среди определённой целевой аудитории с определёнными целями. Такое весьма точное определение даёт этому термину и явлению в целом Алексей Ёжиков, маркетолог, консультант и сертифицированный executive-коуч.

Такое явление, как хайпономика, проявляет себя во всех сферах деятельности человека.
Она глубоко проникла в современную науку. Есть модные направления, под которые проще получить грант или места в лаборатории, например, нанотехнологии, нейросети глубокого обучения. Стимулятором научного хайпа является оценка успешности учёного согласно индексу цитируемости.

Хайпономика меняет политику. Референдум по поводу Brexit состоялся исключительно на хайпе.

Хайпономика — плоть от плоти сегодняшней поп- и рэп-культуры. Вся музыкальная индустрия базируется на хайпе, а не на деньгах. Достаточно сказать только одно — что само слово «хайп» пришло из американской рэп-культуры.

Хайп стал новым трендом современного коммуникационного пространства и, конечно, проявил себя и в литературе. Из инструмента блогеров он превратился в способ, с помощью которого о себе заявляют не только молодые, но и весьма зрелые авторы.
Американский писатель, автор литературных произведений в жанре фэнтези, ужасов и научной фантастики Майкл Шейн даже написал книгу «Руководство по хайпу», представив в ней 12 стратегий продвижения.

«Конечно, хайп бывает разным. Если это хайп ради хайпа, чернуха ради чернухи, и все такие: «О, Боже, он написал в книжке слово из трех букв, это ужасно!», то это примитив. Но, как ни странно, работает. Идти на это или нет – личное дело каждого. А хайп в самой литературной тусовке, на мой взгляд, необходим, потому что на данный момент мир литературы в России выглядит довольно застывшим и унылым. Нужны новые, смелые авторы, которые придут и все перевернут», – уверен писатель- фантаст и поэт из Петербурга Александр Пелевин, автор романа «Четверо», вошедшего в шорт-лист премии «Национальный бестселлер».

Хайп — главная движущая сила современной литературы, считает Александр Пелевин. Он призывает молодых авторов не бояться заявлять о себе и продвигаться вперед любыми доступными способами. Только через «шум», по его мнению, сегодня можно донести действительно хороший текст до потенциальной аудитории. Поэтому в огромном интернет-потоке информации каждый творческий человек должен уметь заявить о себе, чтобы не быть сметенным и забытым.

Многие, услышав такие призывы, идут самым простым путём – используют в своих текстах нецензурную лексику, откровенные тексты или иллюстрации, чтобы добиться сиюминутной популярности. Примеров таких масса, и на нашем сайте мы не раз встречались с этим способом привлечения внимания.
Талантливый автор пойдёт дальше, и, как Паланик в «Снаффе», сможет вплести тонкий психологизм в поток пошлятины.

Второй по простоте вариант – анонсирование хайпа в своём произведении, даже если на самом деле его там нет. Броское название, «приманка» в аннотации вводят читателя в заблуждение, подогревая интерес к книге. Но, конечно, реакция будет очень краткосрочной.
Например, Анатолий Кучерена так и назвал свой роман «Хайп», но под вызывающей сиюминутный интерес обложкой скрывается очередной примитивный детективчик из жизни олигархов.

Более сложный путь, требующий от автора серьёзной работы и знания предмета, — писать на действительно острые, скандальные темы. Например, об исторических событиях, которые до сих пор трактуются неоднозначно, как это сделано в «Зулейхе…» и последовавшем за ней «Эшелоне на Самарканд». И пусть написано плохо и во многом недостоверно, тем не менее и экранизация, и национальная премия у автора в кармане. Что это, как ни пример успешнейшего хайпа, когда даже критика выглядит как маркетинговый ход?

Кто-то сочетает все указанные способы.
Так, Роман Масленников выпустил книгу «Хайпанём? Взрывной PR: пошаговое руководство», которая сразу стала бестселлером. Безусловно, она в первую очередь привлекла аудиторию самим названием и рекламой, утверждавшей, что это – книга-сенсация, книга — скандал.
Кто-то мог подумать, что фраза «содержит нецензурную брань» на обложке – это просто маркетинговый ход, чтобы привлечь внимание. Однако автор действительно использует мат к месту, когда того требует ситуация, и не просто матерится, а именно разговаривает на матерном языке.
Внутри же скрываются конкретные стратегии, готовые кейсы и пиар-идеи, которые высоко были оценены читателями.

Ещё один вариант хайпа – отрицательные рецензии, когда один критик ругает другого, негативно высказавшегося о каком-то произведении или авторе, привлекая тем самым внимание к самой книге.


Итак, основные выводы:
Хайп создаётся целенаправленно и это отличает его от случайной популярности.

Хайп почти всегда ситуативен.

Хайп базируется на реальных интересах и потребностях аудитории хайпа. Невозможно хайпануть на скучном или неинтересном.

Хайп краткосрочен. Через некоторое время интерес аудитории теряется или переносится на другие хайпы.

А теперь вопросы:
Приходилось ли вам сталкиваться с этим явлением именно в культуре, в частности, в литературе?
Какие книги, с вашей точки зрения, являются продуктом хайпа?

Использовали ли вы хайп в своём творчестве или для его продвижения? Какую стратегию вы применяли или попробуете применить?

Пишите ваши соображения в комментариях.

+11
850
RSS
22:18
+1
Приходилось ли вам сталкиваться с этим явлением именно в культуре, в частности, в литературе?
Иногда слышала, что в каких-то песнях и стихах ругались матом, например, или использовали явно пограничную лексику с натуралистическим описанием процессов жизнедеятельности.

Какие книги, с вашей точки зрения, являются продуктом хайпа?
Я мало читаю современных авторов, а тех, у кого обнаруживала подобные вещи, не помню названий.

Использовали ли вы хайп в своём творчестве или для его продвижения? Какую стратегию вы применяли или попробуете применить?
Никакой. Хотя я не умалчиваю о неоднозначных темах, актуальных для современного общества, но лишь потому, что оные вызывают отклик в моей душе, а не тупо ради хэйпа.
08:33
Хотя, отвечая на третий вопрос, было однажды такое, что я намеренно дала своему произведению название, привлекающее внимание — потому что хотела предостеречь читателей от одного опасного увлечения, которое напрочь свело с ума одного из персонажей рассказа — так, что изначально спокойный и кроткий человек превратился в настоящего монстра и чуть не убил жену и дочь. Однако предостеречь не сильно-то и удалось — набежало много народу, которым этот персонаж оказался близок по духу, и стали активно доказывать своим поведением, что такое увлечение действительно напрочь лишает разума и вообще всего человеческого.
05:50
+1
Интересный пункт-буква Азбуки! Спасибо, Елена!
Я думаю, каждый автор даёт своему произведению название, привлекающее читателя. Действия наоборот выглядели бы странно.
Татьяна, отличие хайпа от простой привлекательности в том, что автор эпатирует аудиторию чем-то очень острым, даже «жареным» или сверхмодным.
А будет ли хэйпом, если автор даст рассказу название, например: «Все мужики козлы!», а по содержанию окажется, что главная героиня, которая идёт по жизни с такими взглядами, сама озлобленная на весь свет Шапокляк?
На мой взгляд, нет, так как это уже не новое, а скорее ставшее устойчивым выражение. Им не удивить большую часть женской аудитории laugh
А вот если сейчас назвать рассказ «Хочу ребёнка от Навального!» — это будет хайп.
А будет ли хайпом такие названия как «Все бабы дуры!» или «Хочу ребёнка от Путина!»? Получается ведь по факту, что хайпом можно назвать что угодно, в зависимости от собственного мировоззрения или гендерной принадлежности, если автор рассказа посмеет не разделить твою точку зрения. Иными словами: хайп — это всё то, с чем я не согласен!
Нет, Ольга, вы не совсем правильно поняли смысл хайпа. Посмотрите ещё раз его основные признаки. Это не то, с чем не согласен автор или аудитория. Это то, что в данный момент на пике моды, что вызывает ажиотаж у широких масс и привлекает их внимание.
В своё время песня «Хочу такого, как Путин» была именно хайпом, но сегодня всё подобное будет уже вторично, а, значит, не актуально.

В приведённом мной примере с Н. важен не его супружеский статус и даже не политическое кредо, а то, что это имя сейчас на слуху, на всех новостных лентах и потому привлекает внимание. Поэтому можно написать рассказик ни о чём, а назвать его так — и он с большой вероятностью будем востребован.
Помню такие песенки про Путина. На них, кстати, так хорошо писать пародии!
А вот насчёт модных тем, я, например, если тема не зацепила, не буду о ней писать, даже если из каждого утюга только об этом и говорят. Могу, например, если вижу, что на какой-то теме прямо-таки массовый психоз, вплоть до того, что брат на брата, отец на сына, могу написать с призывом поостыть, пока делов не натворили, особенно если есть подозрения, что на деле-то всё может быть далеко не так, как преподносится. Правда, в этом случае обычно не остывают, а обрушивают «праведный гнев» на того, кто не желает горячиться вместе с ними, и ты вдруг узнаешь, что из-за таких, как ты, оказывается, происходят все мировые катаклизмы, и ты однозначно враг всего живого на Земле.
Что касается громких названий, у меня обычно другая ситуация — рассказ написала, а как назвать — не знаю. Так что названия обычно получаются какие Бог пошлёт, а ежели не пошлёт никаких, то и будет никакое. Так что если бы я писала про девушку, которая хочет ребёнка от Навального, я бы, наверное, назвала рассказ «Катина мечта». Или сделала бы читателю сюрприз: деревенской доярке устроили «весёлую жизнь» за фразу «Хочу ребёнка от Навального!», а в итоге выясняется, что Алексей Анатольевич здесь не причём — есть у них в деревне механизатор с такой фамилией, чуть ли не единственный непьющий мужик во всей деревне.
Кстати, вопрос на засыпку по поводу тех же названий: как Вам кажется, о чём может быть рассказ «Двойная жизнь Маши Кочетковой», и какого содержания, вероятно, будет ожидать большинство читателей, открывая страничку?
Ольга, в хайпе в том и смысл, что вы можете писать о чём хотите, но используете этот приём для рекламы, для ажиотажа вокруг своего продукта (произведения), для привлечения сиюминутного внимания. Вот у нас был один автор, который всем своим книгам делает обложки в стиле «дворовая эротика 80-х» именно с этой целью. До сих пор на них можно «полюбоваться» в разделе «Книги». Так он признавался, что это значительно повышает продажи книг в интернет-магазинах. Читатель определённого сорта «идёт» на обложку.
Что касается вопроса про название, то — если это ваш рассказ, то тут и гадать не приходится, Маша либо без вины виноватая, либо правозащитница, либо сексот, втеревшийся в ряды последних. А вот если на обложку к рассказу с таким названием поместить брошенные на стул парик, лифчик и, к примеру, плётку, то читатель решит, что Маша — трансгендер, увлекающийся садо-мазо.
Тот писатель, наверное, и рассказы писал об эротике? Потому что обложка в эротическом стиле предполагает пикантное содержание. Если к рассказу про Машу подобрать обложку с париком, лифчиком и плёткой, то она явно получится ни к селу, ни к городу. Потому что Маша никакой не трансгендер. Хотя если бы я не была автором рассказа и увидела бы такую обложку, подумала бы не про трансгендера, а про внешне вполне добропорядочную интеллигентную даму, образцовую жену, мать и домохозяйку или одинокую неприметную учительницу, которая, лишь только исчезает из поля зрения знакомых, отрывается по полной в интимном плане. Но на деле про секс там вообще ни слова. Только в конце у неё появляется молодой человек, да и то пока только проводить предложил.
Правозащитницей она тоже не является, сексот — вообще не про неё. А вот без вины виноватая — пожалуй, приходится ей страдать за чужой грех. Ну ладно, раз уж сказала «А», теперь просто обязана сказать «Б» — отдать работу на рассмотрение модератору.
Писатель писал и об эротике, но больше — о реализме жизни. В том то и дело, что обложка не всегда должна отражать содержание, при использовании приёма хайпа скорее наоборот.
А про Машу я, выходит, угадала…
Однако если обложка эротическая, а в содержании об этом ни слова, это уже наверняка будет не на «х», а на «к» — кидалово. Вот в том же «Фобосе» эротику не приткнёшь. Для этого либо придётся добавить в сюжет женщину, которая ждала ГГ, писала ему эротические письма, и с которой по возвращении на Землю он провёл страстную ночь. Либо, если уж идти до конца по пути хайпа, написать, что предавший ГГ друг был ему не просто другом. Так же с названием. С тем же «Хочу ребёнка от Навального» — это ж не просто надо, чтобы подружки по телефону поговорили: мол, я хочу от Навального, а я от Явлинского, — и через пять минут об этом забыли. Тут уж ГГ наверняка придётся либо, в конце концов, родить от Навального, либо встретить своего суженого и решить, что он лучше всех, и никто ей больше не нужен, и детей она хочет только от него, либо и вовсе сделать вывод, что ей по душе волюшка вольная, а семья, дети — это не её. То есть, хайп — это, конечно, прекрасно, но если ружьё на стене висит, оно ж выстрелить должно.
А про Машу Вы не угадали.
Если дать название, предложенное Еленой, и ваше развитие сюжета, то это будет отличный пример хайпа, по-моему: «сделала бы читателю сюрприз: деревенской доярке устроили «весёлую жизнь» за фразу «Хочу ребёнка от Навального!», а в итоге выясняется, что Алексей Анатольевич здесь не причём — есть у них в деревне механизатор с такой фамилией, чуть ли не единственный непьющий мужик во всей деревне» jokingly . Повторяющиеся, схоже звучащие имена и фамилии часто обыгрываются журналистами. Типа «Байдена видели в Бирюлево!», а потом оказывается, что это был ни разу не Байден, а Байдин))). Тоже хайп, по сути.
Прикольно! Пожалуй, и вправду стоит попробовать!
Хотя заявлять: мол, хочу ребёнка от явно женатого мужчины! — это как-то и впрямь звучит не очень. Получается некий призыв к разрушению семьи или к супружеской измене.
16:55
«Какие книги, с вашей точки зрения, являются продуктом хайпа?» На мой взгляд, их полным-полно!.. От острых политических тем (так несколько лет назад «выстрелил» Донбасс) — до разных систем питания, всяких чисток-детоксов, «Умного кишечника» и всего в таком духе… Мотивация — почти бесконечный, хотя и изрядно испитой тематический источник для копирайтеров, которые уже последние лет десять штампуют единообразные брошюры под броскими названиями. Даже если взять вроде бы безобидную детскую тему, то и там огромное количество книг по «новаторским» методикам воспитания детей, в которых культивируется свободная личность, противопоставленная забитой, угнетенной, подавленной жестким советским воспитанием. По сути, это тоже хайп на антагонизме, резком противопоставлении разных эпох. Часто книги пишутся в ответ на требования моды, в надежде повторить чей-то успех! Но выигрывают в этой гонке немногие, потому что факт в том, что всё модное быстро устаревает… Это как волна. Сначала интерес подогревается, растет, потом — так же быстро — спадает…

Как часто сегодня происходит, в самой статье тоже присутствует хайп на излишнем обобщении wink . Имею в виду представленную резко негативную и поверхностную оценку творчества Гузель Яхиной. В принципе это само по себе может вызвать дискуссию в аудитории, где у каждого, естественно, свои политические взгляды. Которые, кстати, к творчеству вообще мало отношения имеют.

Из конкретных примеров: первое пришедшее в голову — книги Курпатова. Грамотный хайп и подача материала. «Красная таблетка»: www.litres.ru/andrey-kurpatov/krasnaya-tabletka-posmotri-pravde-v-glaza/chitat-onlayn/ Обращает на себя внимание не просто броское, а неоднозначное название, вызывающее множество ассоциаций: и с культовым фильмом, и с радикальным медицинским лечением, и с битвой (красный — цвет войны).
11:53
На букву «Х»- это точно хайп!) Поздравляю дорогую Елену Асатурову.
К сожалению, прав Пелевин. Без хайпа никуда. И не только в НАШЕ время.

Хайп — это желтая кофта Маяковского.
Хайп — это «знаменитые» скандалы Есенина.

(Впрочем, эти авторы могли обойтись без таких спецприемов. Хотя… наверное, в ИХ время им так не казалось...).

Но для хайпа важны две вещи:

1. Хайп должен был свежим — в смысле новым, необычным. Если все сейчас начнут писать «трехэтажными», это сольется с общим потоком.

2. За хайпом обязательно должны быть НАСТОЯЩИЕ произведения. Иначе это бессмысленная трата времени и пустое сотрясание воздуха. Халифом (без сильных произведений), конечно, можно стать. Но только, к сожалению, на час…